
Изнанка детской агрессии
Агрессивный ребенок – это проблем для других детей, воспитателей, учителей, но в первую очередь все-таки для родителей. Детская агрессия неприятна не только как симптом, сигнализирующий о неправильном воспитании или внутреннем дискомфорте, но и сама по себе. Откуда же она берется, почему ребенок становится агрессивным и как отличить агрессивность от, скажем, просто повышенной активности?
Проявления агрессии на разных возрастных этапах:
- в дошкольном возрасте – ребенок плачет, кричит, кусается, ломает игрушки, бьет других детей или членов семьи;
- в школьном возрасте – обзывается и дерется со сверстниками, хамит, грубит, кричит на учителя, нарушает дисциплину, огрызается с родителями, швыряет вещи, рыдает;
- в подростковом и юношеском возрасте — кричит, оскорбляет, дерется, ранит других и себя, ломает вещи;
- во взрослом возрасте – устраивает истерики, бьет посуду, срывается на ребенка, слишком многого требует от других, вступает в конфликты с коллегами, кричит на подчиненных…
Я специально привела проявления не только детской агрессии, чтобы стал понятен сценарий дальнейшего развития событий, если с ребенком не работать.
Причины детской агрессии:
- Состояние здоровья. Нередко в основе агрессивности лежат особенности деятельности центральной нервной системы (преобладание процессов возбуждения над процессами торможения), синдром дефицита внимания, гиперактивность и т.д.
- Недостаток физической активности (ребенку не хватает движения, и он начинает бегать по школе, ввязываться в драки).
- Особенности темперамента, наследственная предрасположенность. У «взрывных» родителей редко рождаются спокойные дети.
- Давление со стороны учителей, родителей, старших детей.
- Скопированная у значимых взрослых агрессивная модель поведения.
- Неблагоприятная атмосфера в семье (высокое эмоциональное напряжение).
- Фактически разрешенная и поощряемая родителями агрессивная модель поведения.
- Проблемы с личностными границами ребенка (не чувствуя своих, нарушает чужие).
- Скрытые страхи, тревоги, неуверенность.
- Проблемы с самоконтролем, управлением собственными эмоциями и поведением.
- Длительный стресс.
- Противоречивые, хаотичные и непоследовательные требования взрослых (мама требует одно, папа – другое, учитель – третье).
- Зависть, ревность, конкуренция.
- Неумение общаться, устанавливать контакты.
- Слишком большое количество запретов и ограничений, в том числе – на проявление своих чувств.
Что испытывает агрессивный ребенок?
Проявляя агрессию, ребенок может чувствовать очень сложную гамму чувств: гнев, ярость, ревность, зависть, желание, чтобы его заметили, тревогу, стыд, вину, страх. Но, в силу своего возраста, ребенок не осознает, что именно он испытывает, и не знает, какой выход дать скопившейся внутренней энергии, поэтому выбирает для этого импульсивные, часто – агрессивные действия.
Проявляя излишнюю строгость и требуя подавить нежелательное поведение ни к чему не приводят: ребенок все равно не может подавить в себе эти импульсы. Эту энергию лучше направить в какое-то приемлемое русло – к примеру, записать ребенка на спортивную секцию, где нужно много двигаться. Ну, а если ребенок подавляет свою агрессивность, она может «обратиться внутрь» (аутоагрессия) и привести к саморазрушительным действиям (к примеру, зависимому поведению), соматическим проявлениям (т.е. заболеваниям), депрессии.
Подавляемая и скрываемая агрессия (при внешне приемлемом поведении): пассивность, замкнутость, нарушение социальных контактов, снижение успеваемости, раздражительность – все эти признаки требуют внимания и заботы родителей.
Всегда ли детская агрессия – это плохо?
Однако агрессия выливается в социально неприемлемое поведение! Ведь те качества, которые ценятся в современных людях – активность, напористость, предприимчивость, готовность идти на риск, упорство в желаниях и стремлениях, лидерские качества имеют ту же природу, что и жестокость, непослушание, упрямство. Потребность бороться и преодолевать препятствия развивает дух инициативы и упорство. Поэтому родителям рекомендуется не стараться сделать из ребенка послушного, домашнего «паиньку» (у них это попросту не получится),а направить его энергию в мирное русло.
Рассказать друзьям:
Вам также может понравиться

Любовная зависимость: симптомы и признаки
10.01.2013
Психология бедности как часть общественного сознания
16.10.2013