Венцы — русские традиционные девичьи головные уборы

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице — о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин — в материале портала «Культура.РФ».


Женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фотография: narodko.ru


Кокошник. Фотография: lebrecht.co


Женский праздничный костюм. Брянская губерния. Фотография: glebushkin.ru

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой — повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной — Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма — клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички — головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Оригинальные аксессуары для невест: свадебные шляпки

Невестам дизайнеры предлагают самые изысканные и изящные фасоны. Свадебные тренды тоже переменчивы, но, тем не менее, есть несколько фаворитов, к которым стоит присмотреться особо.

Но прежде, о преимуществах этих моделей над фатой. Сам по себе ритуал бракосочетания становится все более светским. Под венец идут в оригинальных платьях, в моде стилизованные церемонии (например, под 60-е или ), обменяться кольцами сегодня можно в самых необычных местах – даже на экзотических островах.

Именно поэтому оригинальные аксессуары активно входят в моду. Канонический и самый универсальный в этом тренде фасон – миниатюрная «таблетка», он идет практически всем, позволяет продемонстрировать роскошную укладку. Её можно декорировать всем – от старинной или вуалетки до живых цветов.

Посмотрите, как элегантны свадебные шляпки на этих фото:

Такие модели, кроме всего прочего, прекрасно сбалансируют пропорции наряда, особенно, если вы выбрали платье с широким и роскошным подолом. Фата, в этом случае, безусловно сделает вас похожей на торт, приготовленный на десерт.

Свадебные с такой шляпкой могут быть выдержаны в любом стиле. Наиболее элегантно будут выглядеть облегающие и укороченные наряды. Сам фасон «таблетка» — это винтажная идея из 60-х, когда пропорции женской фигуры были главным критерием при пошиве платья.

Классический вариант – модель с полями и роскошно декорированной тульей, так же прекрасно подойдет для облегающих, как укороченных, так и длинных платьев. В этом случае важно, чтобы головной убор не «перетягивал» все внимание на себя, оставляя основными зонами внимания вашу фигуру и лицо.

Эти модели наиболее сложно найти даже среди самого богатого выбора готовых аксессуаров для невест. Лучше поискать мастера, который сделает такую модель лично для вас под заказ. Полупрозрачные и воздушные фактуры и объемный декор, кстати, отлично подчеркнут изящные пропорции всей фигуры.

Важный момент. При выборе широкополых моделей ни в коем случае не стоит отдавать предпочтение синтетическим материалам. В день бракосочетания вам, наверняка, предстоит много фотографироваться, а синтетика неизменно создает эффект недорого блеска. Натуральный шифон и кружево, индивидуальный фасон… Да, это недешево. Эту шляпку вы вряд ли наденете еще раз, но она прекрасно сохранится как наследство вашей дочке или внучке вместе с отличными фотографиями.

Кика рогатая


Рогатая кичка — головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX — начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.


Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).


Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» — ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога Не кину никогда. Буду есть одну мякину, А рогов своих не кину!

Какое платье для женщин допускает православная церковь?

Одежда для венчания в церкви замужней паре.
Если девушке предлагают выйти замуж, то первое, о чем она думает – о своем подвенечном наряде. Какая большая ответственность ложится на барышню, если ей предстоит сложный обряд венчания. Необходимо подбирать такие платья на венчание, которые будут и красивыми, и элегантными, и скромными, и подходить ко всем требованиям православной церкви.

Существует определенная инструкция, которая помогает правильно и ответственно подходить к выбору подвенечного наряда:

Обращайте внимание на цвет самого подвенечного наряда. Самым гармоничным вариантом станет белый, поскольку он идеально подходит под определение невесты

Ведь она невинна, чиста и непорочна. В последнее время все большей популярностью пользуются яркие и насыщенные тона. На самом же деле, церковь их запрещает. Поэтому явиться на обряд в красном или пурпурном наряде недопустимо. Если вы не желаете останавливаться на белом оттенке, то можно определяться исходя из пастельных тонов. Например, айвори или шампань. Открытость самого наряда – категорически запрещены глубокое декольте, открытая спина, оголенные ноги. Во время примерки самого платья внимательно осмотрите себя, чтобы не было открытых мест. Церковь разрешает короткий рукав, но не приветствует тонкие бретельки. Лучше, чтобы плечи были прикрыты. Материал, из которого выполнен наряд, не обсуждается. В связи с этим есть простор выбора и полета фантазии велик. Подходит как яркий и глянцевый атлас, так и приглушенное элегантное кружево. Все эти варианты будут одинаково хороши. Фасон не имеет ровным счетом никакого значения. Обязательное условие заключается лишь в скромности. В остальном можно фантазировать и подбирать тот пошив, который больше всего подходит вам по типу фигуры и росту невесты. Ограничений по этому поводу не встречается. Очень часто невесты покупают платья с длинным шлейфом. Все это связано с иностранными фильмами. Такие наряды уместны и являются обязательным условием для венчания в католической церкви. Православные же священнослужители не ставят столь строгих условий касательно данного вопроса.

Замужней

Платье на венчание в церкви, фото.

Нередко уже состоявшая в браке семья, спустя определенное количество времени, решает ещё раз пожениться, закрепив свой союз на небесах. Для них священнослужители предъявляют те же требования, что и для совсем молодой пары и семьи.

В выборе наряда единственным ограничением является цветовая гамма. Не следует женщине, уже давно состоявшей в семейных отношениях, надевать наряд для венчания. Оно будет выглядеть на ней нелепо. Белый оттенок издавна ассоциируется с непорочностью и невинностью. В данном случае это будет неуместно.

Незамужней

Девушке, ещё ни разу не состоявшей в браке, стоит выбирать целомудренные платья. Обязательным условием является наличие рукавов. Они не обязательно должны быть до кисти. Оголенные плечи недопустимы для церковных служб.

Молодой женщине позволительны более кокетливые и свободные фасоны. Но все же главное условие в строгости ещё никто не отменял. Поэтому девушка должна выглядеть максимально женственно и в тоже время скромно. Барышни сильно любят стразы, пайетки и бусы. В этот день лучше отказаться от излишних декоративных украшений.

Возрастной

На обряд венчания решаются не только молодые девушки, но и возрастные женщины. Для них не предусмотрены отдельные требования. По общим принятым манерам приличия, на собственной свадьбе им полагается выглядеть максимально скромно.

Женщина должна достойно взрослеть и в последствие стареть. Поэтому платье стоит выбирать исходя из своего возраста, фигуры и роста. Отличным вариантом станет скромный наряд цвета шампань, длиною чуть ниже колена. Фасон идеальнее всего выбрать футляр.

Беременной

Церковь не возбраняет проводить таинство беременным женщинам

Они будут окружены со стороны священнослужителей особым вниманием и заботой. Одежду девушке следует выбирать максимально удобную и комфортную

Сам обряд занимает достаточно долгое время. Обычному человеку очень сложной, порой, отстоять всю процессию до конца.

Кика копытообразная


Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX — начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики — в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого — основных цветов воронежского женского костюма — шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода — это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Свадебные шляпки с вуалью, вуалетки, цилиндры и их фото

Любите нестандартные решения? Тогда свадебная шляпка с вуалью – именно тот вариант, который сделает ваш наряд неотразимым. Фасон может быть любым, но чем оригинальней – тем лучше.

Немногие отваживаются на такой вариант как свадебные шляпки, вуалетки и миниатюрный белоснежный цилиндр из шелка или атласа. Модель откровенно мужская, провокационная и сексапильная. Она прекрасно сочетается с декором из живых цветов, кружев или шелковой фатой. Эти свадебные шляпки — настоящая находка для тех кто, ценит индивидуальный имидж.

Тем более, что сочетаются они сами оригинальными нарядами. Не стоит забывать, что цилиндры – с легкой иронией – ввела в моду никто иная как Марлен Дитрих.

Облегающие и расшитые бисером платья с шикарными подолами, открытыми плечами или без рукавов, длинные до локтя перчатки, и миниатюрный цилиндр с роскошным декором – ключ образа. Второй такой невесты вы не встретите, а если у вашего жениха хороший вкус – то рискнуть (но предварительно посоветоваться) стоит обязательно.

В таком же ключе сегодня выступают совершено фантазийные головные уборы для невесты. Объемный цветок из нежнейшего шелка, украшенный вуалью или короткой фатой — это одновременно и дань традиции, и очень стильный штрих к наряду. Цветы, кстати, могут быть живыми, а сама основа фантазийной модели – только на ваш вкус. Отдайте предпочтение шелку или кружевам ручной работы – эти материалы безупречно добавляют благородства наряду невесты.

Но не стоит увлекаться слишком геометричными образами. Отдайте предпочтение женственным и нежным линиям дизайна. Миниатюрная и сохраняющая модель прекрасно крепится на шпильки.

А что если вам не нравится ни один из них? Или вы хотите точно такой же, но другого цвета? Или вообще хотите нечто эксклюзивное?

Тогда лучше заказать украшение у мастера.

Или, как в случае с утопающими, головной убор невесты становится делом рук самой невесты.

Специально для ресурса POVOD.TUT.BY дизайнер Анастасия Аксенова

провела мастер-класс по изготовлению «свадебного» украшения для прически невесты.

Итак, для работы ей понадобилось:

  • Клеевой пистолет (как говорит Настя — незаменимый инструмент);
  • Перышки (белые и черные);
  • Лепестки цветов, изготовленные из белой плотной (100% полиэстер) накрахмаленной ткани с помощью булек (инструменты для изготовления цветов);
  • Белая вуаль с мушками;
  • черные бусины;
  • невидимка с отверстиями для крепления;
  • Игла для шитья;
  • Ножницы;
  • Пинцет;
  • Бульки

Белые лепестки Настя приготовила заранее. Для этого она использовала бульки.

Бульки — это инструменты для изготовления искусственных цветов из нажелатиненной ткани. Сам инструмент представляет собой металлический стержень с деревянной ручкой и наконечниками двух видов — шариками и полосками.

Ткань, из которой будем делать цветок, нужно накрахмалить. Затем из нее выкроить отрезки нужного размера и обработать бульками.

Итак, лепестки готовы.

Шаг 1.

Соединяем заготовленные лепестки с помощью клея. В серединку цветка помещаем черные бусинки. Берем их пинцетом и приклеиваем.

Шаг 2.

Слегка присбориваем вуаль и фиксируем получившуюся складку с помощью иголки и нитки.

Шаг 3.

К задней части цветка приклеиваем перышки, а потом вуаль.

Шаг 4.

Чтобы и «со спины» все было красиво, приклеиваем небольшой, аккуратно вырезанный кусочек ткани к задней части цветка. В нашем случае эта ткань — отрезок белой атласной ленты.

Шаг 5.

А теперь крепим заколку-невидимку, которая будет держать украшение на волосах.

Во время изготовления Настя периодически примеряла свое «произведение», чтобы видеть — как и что делать дальше. Так что если вы решите изготовить подобный аксессуар, то имейте поблизости зеркало, которое в любую минуту покажет вам ваше отражение.

Вы уже хотите попробовать свои силы в изготовлении подобных украшений? Тогда вам, наверное, станет интересно — где найти материалы для работы.

Скажи, Настя, где ты берешь материалы?

Материалы разные. Ткани, искусственные цветы, вуаль. Многое я покупаю в Москве. У нас с материалами сложно — нигде не купить.

Некоторые материалы я беру у природы — лозу, например. Или ракушки, сухие цветы.

Сколько времени нужно, чтобы изготовить украшение?

Украшение для прически невесты я сделала за час. Другие требуют больше или меньше времени. Если я делаю, например, свадебный альбом, то на него нужно потратить день (если нет других заказов).

Над чем работаешь сейчас?

Готовлюсь к Мельнице моды. Я буду представлять коллекцию аксессуаров — 5 или более образов, на каждом будет 3-4 объекта: головной убор, пояс, бусы, браслет, и так далее.

Удачи тебе, Настя!

Мода стремительно меняется. Перемены затрагивают и образ невесты. Так, современной альтернативой привычной фате становится очаровательная шляпка, которая поможет подчеркнуть яркую индивидуальность новобрачной.

Разнообразие фасонов позволит выбрать подходящий именно вам вариант.

  • Шляпки с фатой
    . Если не хочется полностью отступать от традиции, то можно просто объединить классический и современный аксессуары в одном. Модели шляпки и фаты могут быть совершенно разнообразными. При таком сочетании часто выбирают многоуровневую фату средней длины.
  • «Вуалетки»
    – небольшие головные уборы, декорированные вуалью. Этот вариант добавит образу нотки таинственности, загадочности.
  • Широкополые шляпы
    подойдут как страстным, так и нежным романтичным натурам. Такой фасон недостаточно представлен в готовом ассортименте свадебных салонов, поэтому, скорее всего, придется шить шляпу на заказ.
  • Цилиндры
    – необычное решение для смелых невест. Эта модель отличается особой сексуальностью и даже некой провокационностью.
  • «Таблетки»
    — отголосок винтажного стиля 60-х годов прошлого века. Аккуратные и маленькие, они идеально совпадают с пропорциями головы и придают образу аристократичный оттенок. Обычно их носят, чуть сдвинув на бок или на лоб.
  • Пилотка
    , обрамленная кружевом или вуалью, смотрится очень оригинально.
  • «Гнездо»
    представляет собой целостную композицию из перьев, прутьев, сетки и лент. Как правило, она крепится на ободок.
  • «Цветок»
    . Эта модель выполнена в виде крупного цветка с листьями.
  • Ковбойская шляпа
    понравится креативным невестам, она идеально подойдет для свадьбы в стиле Дикого Запада. В сочетании с традиционной фатой такой головной убор выглядит необычно и красиво.

Сорока тульская

Праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).


Костюм крестьянки Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что — сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому — тульская сорока.

Как выбрать подходящую шляпку?

Аксессуар подбирается не только исходя из личного вкуса. Он должен подходить к ряду параметров.

На выбор свадебной шляпки влияют: форма лица, особенности фигуры, возраст, стиль праздника и наряда, а также время года

Особенности внешности невесты обязательно учитываются при выборе подходящей модели головного убора. Действуют следующие правила:

  1. Для невесты с широким лицом подойдет шляпка с полями, поднятыми вверх.
  2. Если черты лица заостренные, стоит остановиться на плоской модели с широкими полями.
  3. Шляпки-таблетки подходят для невест с круглой формой лица.
  4. Высоким девушкам следует выбирать шляпы с широкими полями.
  5. «Пышным» невестам подойдут миниатюрные головные уборы.
  6. Если девушка хрупкая и миниатюрная, ей нужно выбирать шляпку так, чтобы ее поля не выходили за линию плеча.

Немаловажен также возраст невесты. Для молодых девушек допустимы смелые модели: цилиндр, пилотка и т. д. А вот женщинам более зрелого возраста больше подойдет элегантная классика.

Образ невесты и его детали должны перекликаться со стилем свадьбы. Сейчас в моде тематические мероприятия, поэтому шляпка должна соответствовать. Допустим, к свадьбе в стиле 60-х подойдет шляпка-таблетка.


Фото свадебной шляпки

Учитывается также сезон предстоящего торжества. Если это лето или весна, уместны композиции, декорированные цветами. В зимнее время года такой вариант смотрится нелепо. Наиболее подходящими станут меховые элементы.

С подбором шляпки могут возникнуть трудности. Так, например, подходящего варианта может попросту не быть в магазинах города. Необязательно покупать головной убор – аксессуар можно сделать самостоятельно. Как делается свадебная шляпка своими руками смотрите на видео:

Отдельного внимания требует подбор головного убора под свадебное платье и прическу.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Фото невест в вуалетках и шляпках

Автор фото: Юлия Бар (

Свадебная шляпка — неординарная и эффектная деталь в образе невесты. Как правило, шляпки используются на стилизованных торжествах. Однако тематическая свадьба — не обязательное условие, чтобы надеть головной убор. Главное, чтобы невесте нравился этот аксессуар, и чтобы он подчеркивал ее индивидуальность.

Такой аксессуар ничуть не уступает по красоте и оригинальности украшениям для волос невесты . Головной убор может выглядеть минималистично, в этом случае для него не используются массивные украшения. Если же дизайнер задумал сделать нарядную шляпку, он дополняет ее цветами, перьями или стразами. Обилие декоративных элементов вполне допустимо: это выглядит необычно и авангардно. Здесь главное не переборщить — экстравагантный аксессуар не должен затмевать саму невесту.

Головной убор прекрасно дополнит как летний, так и зимний образ невесты. В теплое время года невесте стоит примерить свадебное платье со шляпой из шелка, атласа, шифона, органзы. Для зимнего торжества больше подойдут головные уборы из плотных материалов: меха, замши, шерсти или бархата.

Какими бывают свадебные шляпки для невесты? В настоящее время есть множество моделей, которые невеста может подобрать к своему платью.

Сборник (самшура, моршень)


Головной убор «сборник». Новгородская губерния. Конец XVIII — начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Женский костюм с головным убором «сборник». Орловская губерния, кон. XIX в. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» — невнятно разговаривать, а в переносном смысле — «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов — Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

LiveInternetLiveInternet

После свадьбы у женщин менялись головные уборы. Им теперь надлежало тщательно укрывать волосы, заплетённые в две косы или уложенные на голове. Непристойным считалось появление на людях простоволосой (без головного убора) замужней женщине (отсюда опростоволоситься). В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падёж скота, болезни людей и т.д. К сожалению, реальную (физическую) причину, почему волосы замужней женщины должны были быть накрыты, а она, конечно же, была, сейчас вряд ли кто внятно объяснит без напускания эзотерического и другого туману. В любом случае, после замужества женщины обязательно должны были носить повойник (повой) – мягкую шапочку различной формы, но большей частью с круглым или овальным дном, околышем и завязками сзади, которую не снимали даже дома. Помимо защиты от «дурного глаза», он предохранял основной головной убор от загрязнения. Поверх него в повседневной жизни женщины завязывали платок или полоску ткани (например, кустышки Архангельской области) таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны, чтобы у женщин надо лбом образовывались «рожки», которые считались древнейшим славянским оберегом и символом плодородия.

Обычно повойник надевался под сороку, кокошник, намётку, и только со второй половины 19 века стал использоваться, как самостоятельный головной убор, вытеснив более сложные – сороку и кику, но так же как и они, прикрывался платком.

Выходить на улицу в одном повойнике, без платка, или находиться так в доме при посторонних, а иногда и при домашних, считалось неприличным. В это же время повойник стали носить не только крестьянки, но и женщины других сословий из небольших провинциальных городов России.

Одним из самых старинных головных уборов замужних женщин является кика. Её отличительной приметой были рога. Для этого в головной убор вставлялись береста, дощечка, толстая кожа или плотная ткань, которая простёгивалась в форме рогов. Кика являлась многосоставным головным убором, состоящим из повойника, позатыльня (надевался сзади кички), начельника и сороки.

Позатылень являлся самой большой деталью головного убора. Он спускался на шею, на плечи, на спину, часто покрывал лопатки соответственно типу костюма. В ряде случаев с боков спускались дополнительные украшения. Передняя налобная часть кики называлась «начельник» и украшалась вышивкой и шёлковыми лентами – «тесьмами». Кика могла дополняться жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус – «поднизью» или «очельем». Как мы уже писали ранее, русские крестьянки и купчихи щедро украшали свои уборы жемчугом, что было отмечено многими иностранными путешественниками. Такая популярность «бурмицких зёрен» (так ещё называли жемчуг в то время) объяснялась его дешевизной и доступностью всем слоям населения.

Богато изукрашенные кики носились только по праздникам. В обычные дни головные уборы замужних женщин напоминали праздничные только по форме. При их изготовлении во главу угла становилось удобство их носки, поэтому их изготавливали из простых и лёгких материалов. Сорока – своеобразный чехол из холста, кумача или другой ткани – покрывала кику и повторяла её форму, но иногда скрывала её рогатость. Позже сорока стала самостоятельным головным убором. Сороки бывали саженые – украшенные шитьём или драгоценными камнями, или крылатыми (с боковыми лопастями с завязками или крыльями). Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».

Однако самым разнообразным по конструкции и характеру украшений женским головным убором является кокошник. (См. выше Русский народный головной убор) Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Дорогие кокошники были большой семейной ценностью. Крестьяне бережно их хранили, включали в приданое дочерям, передавали их по наследству, так что один кокошник мог использоваться на протяжении нескольких поколений. «Кокошник составляет самое красивое убранство женской головы. Точно развёрнутый веер или круглое опахало, он обрамляет всё лицо и для характерных русских круглых и румяных лиц как будто нарочно, и по особенному заказу, придуман» (В. И. Вардугин «Русская одежда. История народного костюма от скифских до советских времён»). Это описание обычного однорогого кокошника, который все знают и видели, и который является самой известной деталью русского национального костюма. Он отличается от девичьей коруны так называемым «донцем» – тканью, которая закрывала волосы женщины.

Одной из разновидностью однорогого кокошника является кокошник-шишак, изначально распространённый на северо-западе России, в частности в г. Торопец и окрестностях. Этот район на протяжении веков был пограничным и находился в зоне влияния то Смоленска, то Литвы, то Новгорода, то Пскова, поэтому костюм, сложившийся здесь, имеет свои отличительные особенности и определяется как «торопецкий». В особенности это относится к женскому головному убору. Его очелье украшали шишками, расшитыми жемчугом или бисером, напоминавшими сосновые (отсюда и название убора). Их количество могло доходить до 40. По преданию, когда сваха надевала этот убор на новобрачную, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике, и прожить ей с мужем в любви и согласии ещё большее количество лет. Поверх кокошника обязательно надевали платок, который широким ровным клином спускался на спину. Чтобы платок лучше лежал, под него подкладывали накрахмаленный плат. Такое покрывало, называвшееся иначе фатою, длиной доходило почти до пят.

В 18 веке его стали носить женщины и других уездов Псковской губернии и отчасти в Тверской губернии. Жемчужный кокошник, бытовавший в Торопце, являлся не только украшением, но и весьма надёжным способом вложения денег, поскольку стоил целое состояние. При финансовых затруднениях его можно было заложить или дать напрокат на время свадеб, что приносило семейству определённый доход. Торопецкому кокошнику не уступал по своей декоративности головной убор жительниц Великих Лук, который представлял собой цилиндрический головной убор «в виде плоскодонной круглой шляпы», «полями» которой служили четыре жемчужных «забора» или «ряски» – поднизи из жемчуга. Чтобы жемчужные ряски топорщились, как «поля», жемчуг нанизывали на конский волос.

Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом. Волосы под кокошниками скрывал шёлковый платок, от которого до шеи спускался жемчужный позатылень. Название «ряска» в Великих Луках распространилось с поднизи на весь кокошник. Отличием девичьего головного убора от женского здесь было отсутствие платка и позатыльня: «коса, убранная в ленты, из-под шляпы ниспадала на спину». (Нератова Е. И. «Одежда жителей Псковского края»). Обратите внимание на подписи к последним картинам. Так одевались крестьянки

в России в середине 19 века, и в дальнейшем мы покажем, что это не единичные случаи, не из ряда вон выходящие. Понятно, что это была их праздничная одежда, но тот факт, что такую одежду, в которой любому европейскому аристократу не стыдно было на люди появиться, носили русские крестьяне, говорит о многом и заставляет крепко задумываться насчёт нашей «природной» сиволапости и всего прочего в таком роде, во что нас настойчиво заставляют верить.

Щедро украшенные жемчугом кокошники, как и шляпы жительниц города Великие Луки (Псковская область), но более высокие и узкие, похожие на скифские калафы, носили женщины, проживающие ещё севернее, в Санкт-Петербургской губернии. Его высота могла превышать полметра, а жёсткость ему чаще всего создавала береста или очень плотная бумага.

Примером этому служит картина Василия Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», написанная художником по воспоминаниям детства, которое он провёл в деревне Лопино Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии. На ней изображён жемчужный кокошник в качестве свадебного головного убора. В Тверской области носили похожий кокошник – «каблучок». В него прятали плотно скрученные волосы. Он тоже дополнялся спереди ажурной, низко спускающейся на лоб сеткой из жемчуга или перламутра, которая называлась «рефедь».

В 19 веке в центральной России были распространены кокошники под названием «Златоглав». Они были двух видов – однорогие (одногребенные) и двугребенные. Однорогий «Златоглав» представлял собой твёрдую округлую спереди шапочку с высоким широким прямоугольным гребнем сзади. Кокошник обычно обтягивался парчой или шёлком, вышитым бисером и золотыми нитками. «Златоглав» был праздничным головным убором молодых женщин. Обычно он надевался на молодуху сразу после венчания. Она сидела в нём на свадебном пиру. В последующие годы использовался только по большим праздникам. У двугребенного (седлообразного) «Златоглава» было два параллельно расположенных гребня поперёк головы (в направлении от уха до уха). Задний гребень был всегда прямой, а передний кругловатый. Его носили в Грайворонском уезде Курской губернии вплоть до начала 20 в.

Одним из распространённых головных уборов русских женщин являлся «Сборник». Другие названия – «борчатка», «борушка», «кокошник боярский», «здоровканье», «шапка», «мохнатка», «моршень», «очипок». Его носили как каждый день, так и по праздникам. Он был очень прост в изготовлении. Довольно большой круг материала собирался по внешнему краю (сморщенный, отсюда – «моршень»), пришивался к полоске ткани, и как бы представлял собой шапочку. Ширина этой полоски могла быть разной, что и определяло высоту головного убора. Сборники разных местностей различались размерами, видом сборчатого выступа над очельем и декоративным оформлением. Праздничные сборники чаще всего шили из бархата, украшали золотым шитьём, преимущественно растительными узорами.

Был ещё один вид кокошника – московский. Назывался он так за популярность в Московской губернии и с нею граничащих. Он выглядел как круглая плоскодонная шляпа, которую изготавливали из бересты или толстой кожи, а затем обтягивали парчой и расшивали. В праздничном варианте украшался понизью из жемчуга, которую называли «рясками», «рясы», «рефедь», «рефиль» (в некоторых северо-западных губерниях это местечковое название перешло и на весь убор). Чтобы понизь «топорщилась», жемчуг нанизывали на конский волос.

Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие по чарующему миру русского народного костюма. Немного найдётся народов, которые могли бы предложить миру подобное разнообразие, богатство и сложность нарядов, искусство их украшения и мастерство изготовления, что, безусловно, подразумевает высокий общий уровень эволюционного развития народа. Без этого уровня развития невозможно было бы создать одежду, которая удивительным образом сочетает в себе красоту, смысл, многовековую историю и сам жизнеутверждающий светлый и яркий дух народа.

А высокий уровень развития, по умолчанию, подразумевает развитые производительные силы для её изготовления. Другими словами, если наши предки использовали технологии

и
инструменты
для производства огромного числа больших колонн в Петербурге, о которых наша цивилизация и по сей день не имеет понятия, то логично предположить, что производство и одежды, и тканей, и фурнитуры совсем не было кустарным и штучным. Народу было много и одежды тоже надо было много, причём какой одежды! Однако, что-то случилось в конце 18 начале 19 века, и наша страна оказалась отброшенной с того уровня развития, хотя до середины 19 века
даже крестьяне
пользовались «старыми запасами» великолепной и изобильной русской старины.

Конечно, тема эта очень интересная и практически неисчерпаемая. Хотелось бы надеяться, что этой работой мы внесли посильный вклад в возвращение нашему народу его великой культуры, в пробуждение интереса к её изучению и гордости за наших великих предков. Ещё мы надеемся, что найдутся исследователи, которые быстро и серьёзно продолжат изучать эту и родственные темы. А мы всегда будем готовы и рады представить страницы наших сайтов для интересных, познавательных и увлекательных материалов о великом прошлом нашей Родины – Руси…

https://civilization.uol.ua/text/3434096/zhenskie-golovnye-ubory-v-zhivopisi/

Кокошник псковский (шишак)


Женский праздничный головной убор — «Кокошник». Псковская губерния, конец XIX века. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.


Женский праздничный костюм. Псковская губерния. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника — свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка — поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.

Тверской «каблучок»


Женские головные уборы — «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII — начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова. Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок — убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.

Автор: Екатерина Гудкова

Венчальный дресс-код невесты

Платье.

Если вы решили венчаться не в день свадьбы, то требования к внешнему виду будут традиционными для всех прихожан. Невесте нужно надеть платье с неглубоким вырезом и длинной юбкой, покрывающей колени. Брюки, прозрачные сарафаны и платья без рукавов недопустимы даже летом, равно как и одежда ярких расцветок.

Если венчание пройдёт сразу послеЗАГСа, то выбирать свадебный наряд нужно с оглядкой на церковные нормы. Для платья с глубоким декольте, открытыми плечами или спиной в церкви необходимы лёгкий платок, длинные перчатки или изящная накидка — они чудесно дополнят праздничный ансамбль, заодно сделав его скромным, трогательным и органичным таинству.

В любом случае венчальный наряд невесты должен быть светлым, непёстрым и прикрывающим колени, грудь и плечи. Выбирая платье со шлейфом, имейте в виду, что это католическая традиция, однако современные священнослужители вряд ли выкажут недовольство по этому поводу. Претензии могут исходить от свидетелей, которым будет очень сложно держать венцы над головой молодожёнов, не наступая на подол платья.

Платье, в котором венчаются, не принято дарить или продавать. Его хранят вместе с венчальными свечами, иконами и крестильными рубашками.

Головной убор и причёска.

Лучше всего заранее уточнить у вашего батюшки, будут ли венцы надеваться на голову или же их будут держать свидетели: от этого момента зависит выбор обязательного головного убора и причёски. Если венец наденут на голову, лучше выбрать платок из хлопчатобумажной ткани, так как синтетика и шёлк очень скользкие. Платок по традиции завязывают под подбородком. Если вы выбрали платок с длинными концами или лёгкий шарфик, его можно накинуть на голову, а концы перекрестить под подбородком и перебросить на плечи за спину.

Причёска на венчание не должна быть очень высокой или такой, которую легко примять или растрепать. Лучшим вариантом венчального головного убора, когда венец держат над головой, остаётся фата, прикрывающая макушку, — сочетание удобства, красоты и следования канонам. Изысканное решение — крошечная шляпка

Очень важно хорошо закрепить головной убор, чтобы не пришлось то и дело поправлять его во время церемонии

Обувь.

Невестам не рекомендуется надевать на венчание туфли на высоком каблуке. Это голос разума, а не обычаи: на ногах придётся простоять немало времени, лучше позаботиться о собственном комфорте, чтобы после венчания пределом мечтаний не стали домашние тапки. Лучшая обувь для венчания — балетки или лодочки на небольшом устойчивом каблуке.

Макияж.

Косметика на лице невесты должна быть неяркой, естественной и минимальной. Женщинам с накрашенными губами запрещено целовать венец, крест, икону, так что при входе в церковь от излишков макияжа нужно избавиться. Лучше запастись специальными средствами для снятия макияжа, а также косметикой для повторного нанесения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]