История
Содержание
Русское народное свадебное платье насчитывает многовековую историю. В старину на Руси невеста должна была иметь четыре наряда:
- для плясок;
- для венчания;
- для помолвки;
- для торжеств.
Примечателен факт, что свадебный наряд древнерусских крестьянок не имел существенного отличия от убранства знатных девушек. Причем невесте предписывалось самолично шить свое свадебное платье. Даже дворянка или купчиха перед бракосочетанием садилась за рукоделие и мастерила себе подвенечный костюм – богатые семьи или нет, здесь уже роли не играло.
Правление Петра І внесло свои коррективы не только в политику России, но и в обычаи страны. Менялись традиции, обряды и церемонии. Все слои населения начали следовать европейской моде, и невесты стали надевать платья, похожие на те, которые носили в других странах.
Мода на традиционный русский свадебный костюм постепенно отошла. Но сегодня он вновь популярен среди новобрачных. Возможно, повторять старинный наряд полностью современная девушка не рискнет. Но определенные детали украшений и традиционный декор в подвенечном образе присутствуют в одежде многих невест.
Сарафан был основой одеяния. Его украшали золотой и серебряной вышивкой, декорировали жемчугом, бисером и тесьмой ярких цветов. Зажиточная новобрачная блистала в сарафане, отороченном ценным мехом. В красивом свадебном наряде девушка выглядела богато. Следует отметить, что находиться в таком образе целый день было не так и просто, так как он весил немало из-за обильной отделки.
Сверху сарафана надевалась душегрея, расшитая канителью или национальным орнаментом. А под сарафан поддевались юбки, чтобы придать наряду объем.
Особое внимание уделялось головным уборам – коснику, повойнику, кокошнику, сороку. Каждый из них имел свое значение, был богато украшен жемчугами и канителью. А жемчужные кокошники считались семейной реликвией, их передавали по наследству из поколения в поколение.
Королевская мода
Если белый — цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны. Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.
А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру. Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.
После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе. А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.
Особенности
Вышивка в русском стиле считается отличительной и, наверное, наиболее популярной особенностью современного свадебного образа. Также в моде традиционные украшения, дошедшие к нам от старинного подвенечного убранства.
Особого внимания заслуживает старорусская ткань, из которой шилось свадебное платье. В старину ее мастерили из шерсти или льна. Зажиточные семьи древней Руси готовили для церемонии бракосочетания бархат, парчу и шелк. Поэтому современная невеста может смело выбирать эти роскошные материалы для своего свадебного платья в русском стиле. Особенностью было и то, что надевали сразу несколько поясов.
Благодаря таланту русских рукодельниц даже скромные льняные наряды выглядели в стародавние времена дорого и богато за счет изысканного декора, вышивки и кружев.
Из чего состоял свадебный костюм невесты на Руси
Наибольшее количество памяток культуры о свадебных мероприятиях существует со времен Киевской Руси. Когда было принято христианство, влюбленные стали открыто праздновать создание новой семьи, этому дню отводилось особое значение. Так, в это время стали развиваться народные костюмы, которые выполняли роль свадебного платья невесты и наряда жениха. Они сочетали всегда самые богатые ткани, узоры, народную символику.
Во всех свадебных народных костюмах на Руси по обычаю встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой, как современная мужская сорочка. Из сарафана выглядывали только определенные части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава». Вот эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных народных рубах были специальные вставки, которые украшались отдельно. Принципиальное отличие обычного ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго. Никаких белых платьев тогда даже придумать не могли.
Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой частью народного наряда. Ее сшивали из 4-х кусков натуральной льняной ткани (изредка из 2-х) и вышивали шелковыми нитками. Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого» орнамента. Сам узор мог иметь геометрический формат (острые углы, бесконечные линии или полоски) или природный (цветы, завитки, листики). Это выбирала сама невеста, как и выполняла всю работу.
Сейчас же русский народный костюм для свадьбы тоже обязательно должен иметь вышитую рубаху, но она уже имеет видоизмененный вид – выбираются любые цвета, возможна машинная работа, а не ручная. Невесте не нужно сидеть ночами над пяльцами, чтобы быть красивой на свадьбе – стоит пройтись по большим магазинам, найти подходящий вариант свадебной рубахи.
Платье для свадьбы было без рукавов, на узких или широких лямках. В начале развития торжественных церемоний сарафан был клинообразным – состоял из нескольких частей, расширенных к низу. А позже он стал перевоплощаться в прямой вариант кроя. Но в обоих случаях талия не подчеркивалась, сарафан был свободным и скрывал все параметры женского тела. Тем более, что материал был настолько плотным, что даже формы женщины тяжело было углядеть.
Другое дело сейчас – на свадебное торжество можете одевать самые прилегающие наряды, которые стройнят и открывают любые части тела. Если же вы выбираете народный стиль, то формат сарафана нужно сохранить, да одеть так, как это было принято нашими бабушками. Позаботьтесь о том, чтобы орнаменты на таком свадебном наряде соответствовали вашим предпочтениям – каждый узор в народе что-то обозначает и очень важно, чтобы эти утверждения сочетались с вашим мировоззрением.
Эта часть крестьянского убранства имела место быть и в свадебном наряде. Передник по своей форме немного похож на современный фартук и предназначение у него было таким же. Этот элемент одежды тоже вышивался, но не столь густо, как рубаха или сарафан. Его разрешено было делать коротким с завязками за спиной или длинным – через шею. Разные варианты передников позволяли каждой новобрачной выделиться, быть особенной. Девушки показывали свою хозяйственность в умении делать свадебный наряд.
Для современной свадебной церемонии можете заготовить передник, но на всем мероприятии в нем быть не рекомендуется. Причина этому одна – такой фартук может закрывать красоту самого сарафана, поскольку надевается поверх него. Лучше передник использовать для определенной части фотосессии, но не в момент венчания или торжества. Обратите внимание, что многие губернии вообще не имели традиций носить передники с сарафанами – вот почему он является не обязательным на свадьбе.
Один или несколько поясов
Ремень всегда использовался для подчеркивания талии, красивых женских форм. Он является еще и функциональным приспособлением – удерживает одежду на фигуре. На свадебных церемониях невесты иногда использовали такие пояса. Они были вышитыми, очень плотными и могли по-разному завязываться, поскольку длина у каждого была разной. Некоторые новобрачные надевали сразу несколько поясов для того, чтобы выделится да видоизменить свадебный наряд.
Способов подвязывания существует несколько – с узлом или без него, с бантом или с «закрученными концами». Невеста может одевать пояс в разных местах: под грудью, на поясе. Все это зависит от того, какие элементы женского тела необходимо подчеркнуть, а какие – скрыть. Для тонких станов с широкими бедрами пояс лучше завязывать на талии, а если хочется визуально увеличить грудь, то ремень стоит закрепить под ней.
Нижние юбки
Этот элемент свадебной одежды выполняет не такую уж большую задачу, но в древние века он очень часто использовался. В нижней юбке невеста могла ложится спать в первую брачную ночь. Техника ее выполнения была такой, как для части сарафана: клинообразно или прямого кроя. Внизу такой элемент одежды вышивался шелковыми нитями, а верхняя часть шилась на резинке без застежек.
Кому подойдут
Оригинальные свадебные платья в русском народном стиле подойдут любой девушке. В старину были совершенно иные критерии оценки красоты невесты. Но и тогда, и сейчас стильно и роскошно смотрятся наряды в национальном варианте, украшенные вышивкой, канителью, жемчугами, мехами и ажурными кружевами.
Покрой свадебного платья, приближенный к старинной моде, удачно скроет особенности женской фигуры. Поэтому национальный стиль стоит выбирать девушкам, с пышной фигурой и, наоборот, излишне худым.
Выбор цвета, ткани и кроя
Фасоны свадебных нарядов в русском стиле пестрят разнообразием. Модельеры сумели адаптировать под него даже элегантную модель годе. При выборе кроя невесте не придется учитывать нюансы своей фигуры. Славянская свадебная одежда украсит девушку с любыми параметрами.
К распространенным фасонам славянских свадебных платьев относят:
- А-силуэт;
- прямой крой;
- пышные;
- укороченные варианты.
В качестве материала для пошива наряда в русском народном стиле нужно использовать лен или хлопок. Синтетические ткани будут неуместны. Для отделки можно применять кружево.
Основным цветом в свадебном наряде может быть красный или белый. Декор выполняют в золотистых, синих, красных или зеленых тонах. Желательно, чтобы цветовые сочетания были контрастными. Это сделает образ ярким и праздничным.
Фасоны
Какой бы фасон свадебного платья в русском стиле ни выбрала невеста, она все равно будет красивой и элегантной в этом оригинальном образе. Очень выигрышно смотрится сочетание вышивки красного цвета с белоснежным нарядом легкой ткани. В таком подвенечном наряде старинного и современного стиля, девушка будет выглядеть изысканно и стильно.
- Годе. С платьем формы годе удачно гармонирует традиционная русская накидка с наличием тканого пояса.
- Прованс. Французское изящество наряда украшали кружевом, обрамляющим платье.
- Сарафан. Традиционный классический русский сарафан отделывался золотым декором. Данный атрибут не только скроет полноту невесты, но и подчеркнет уже современные, детали свадебного наряда.
- Душегрея. Сегодня этот старинный наряд можно заменить стильным жакетом. В те времена душегреи расшивались золотыми нитками и украшались бисером. Он хорошо будет смотреться на строгом свадебном платье. Таким образом, у вас получится элегантный свадебный костюм-двойка.
Выбирая фасон подвенечного платья, необязательно копировать полностью наряд прошлых веков. Никто не заставляет невесту надевать праздничный кокошник, сорочку с длинным рукавом или же широкий сарафан. Достаточно одного элемента, позаимствованного из классического национального платья. Это может быть пояс с орнаментом, накидка из кружев или вышивка по подолу юбки, где используется белый и красный цвет нитей.
Три платья для Золушки
Обычно нарядов у невесты было несколько. Один полагалось надеть на девичник, другой — до замужества, третий — после. Иногда платье, которое девушка надевала до венчания, делали черным. Оно символизировало смерть невесты для старой семьи и старой жизни. После венца новоиспеченную жену переодевали в яркий сарафан, обозначающий радость, с которой девушка вступает в новую жизнь. Самый лучший наряд предназначался для второго дня свадьбы, при этом часто выбирались темные, богатые оттенки. Вышивка на сарафане служила оберегом, так что узоры тщательно подбирались.
Свадебное платье традиционно было красного цвета. (culture.ru)
Аксессуары
Если вы остановили свой выбор на свадебном платье в русском стиле, нужно тщательно продумать все аксессуары. Украшения на шее либо на руках должны гармонично сочетаться с нарядом и подчеркивать, а не перебивать его стиль. Главное, не переборщить с украшениями и декором. Сделайте акцент на одном аксессуаре.
- Обувь. В сочетании с подвенечным платьем в традиционном стиле туфли невесте желательно подобрать без острых носков и высоких каблуков. Стильно будут смотреться белые или красные сапожки, которые всегда присутствовали в русском национальном наряде.
- Пояс. Пояс на подвенечном платье может выгодно подчеркнуть стройность фигуры или же скрыть ее недостатки. Очень оригинально будет смотреться пояс, завязанный по русской традиции узлом, с затейливо закрученными концами. Ранее считалось, что чем богаче невеста, тем больше на ней должно быть поясов. Но современная девушка вполне может обойтись одним из плотного материала. Пояс, длинный или короткий, расшивают национальным орнаментом или декорируют камнями.
- Венец. Яркий венец добавит колорита в национальный костюм невесты. Сочные цветы будут хорошо смотреться с платьем любого стиля и фасона. Они подойдут брюнеткам, блондинкам, шатенкам.
- Косник. В старину новобрачная украшала волосы косником – красивыми лентами с вышивкой, украшенными жемчугом, кружевами и подвесками. Такое украшение подойдет и современной невесте. Оно станет изюминкой наряда, его яркой и необычной деталью. Также можете украсить голову и оригинальным кокошником.
- Фата. На голову невесты обязательно надевали фату. Выполненная в славянском стиле, она гармонично смотрится с однотонным скромным подвенечным платьем. Фата может быть любой длины, но обязательно яркой и броской.
- Накидка. Для русского свадебного образа подойдет как кружевная, так и меховая накидка. Она будет не только оригинальным украшением наряда, но и практичным аксессуаром, так как укроет плечи невесты от холода и ветра.
- Цветы. Русские свадьбы всегда отличались красочностью и насыщенными цветами. Поэтому сочный яркий букет в руках невесты будет гармонировать с элементами декора наряда. Необязательно он должен быть большим и пышным. Скромные полевые цветы подчеркнут изящество девушки, стиль наряда и национальный колорит.
- Прическа. Традиционная русская коса или крупные локоны – именно их предпочитали невесты в старину. Можно также вплести в прическу живые цветы, уложив их веночком. Идеальная гладкая прическа будет смотреться изысканно и стильно, если ее украсить бутонами ярких оттенков.
Стили по странам
Особенно оригинально и ярко смотрятся свадебные платья в народном стиле.
Яркие особенности каждой страны и народа дизайнеры переносят в современные платья, создавая нечто уникальное с нотой самобытности.
В украинском
Невесты, желающие яркости и легкости, могут обратить внимание на платья в украинском стиле. Лиф и подол в этом стиле расшит всевозможными цветами, декорирован стразами и бусинами
Алые маки, васильки и ромашки украшают невест, акцентируя внимание на их молодости и невинности. Фасон такого платья может быть любым.
В славянском
Свадебное платье в славянском стиле можно распознать по следующим деталям:
- рукава-фонарики;
- широкий контрастный пояс;
- орнамент синего, красного, серебряного или золотого цветов.
Платье в этническом стиле изготавливается из льна и хлопка. Такие модели отличаются легкостью и комфортом. Если же необходимы лишь тонкие ноты самобытности, дизайнеры украшают платья из современных тканей орнаментами и широкими поясами.
В восточном
Дизайнеры, вдохновленные красотой Востока, переносят его мотивы в свадебные платья. Египетские, индийские и арабские узоры украшают закрытые фасоны платьев.
Рукава у подобных моделей закрыты и украшены кружевом, а некоторые фасоны и вовсе напоминают наряды танцовщиц с заниженной линией талии и кружевным лифом, живот же покрывают тонкие полупрозрачные материи.
В испанском
Платья в национальном испанском стиле напоминают костюмы танцовщиц фламенко. Выполненные в белом цвете модели, украшены объемными воланами на плечах и подоле-годе.
Помимо помпезных оборок и воланов в испанском стиле можно увидеть более простые модели с открытыми плечами в стиле Кармен и прямым женственным силуэтом.
В английском
Английское платье отличает сдержанность и соблюдение канонов. Так, платье должно иметь максимальную длину и акцент на линии талии.
Ткани для такого наряда выбираются матовые, без декора в виде страз и вышивок. Кружева и узоры в этом стиле могут украшать лишь фату и перчатки невесты.
В итальянском
Итальянский стиль в образе невесты – это всегда романтичность и женственность. Этот стиль вдохновлен фигурой «песочные часы» и подчеркивает ее пышными юбками, расклешенными фасонами и глубокой зоной декольте.
Цвет платья в этом стиле должен быть белым. В наряде допускаются яркие акценты в виде красных и зеленых лент. Дополнением к итальянскому образу станет букет, обязательно выполненный из роз.
В французском
Французский стиль можно узнать по элегантности фасона. Модели, подчеркивающие силуэт, содержат минимальное количество украшений. Одной яркой детали в виде широкого пояса насыщенного оттенка или банта достаточно для поддержания образа.
Другая разновидность французской свадебной моды – стиль канкан. Он представляет собой платья с короткие спереди и длинные-сзади. Стоит сказать, что такой фасон особенно комфортен.
В греческом
Стиль греческих богинь представлен платьями с завышенной линией талии, подчеркнутым лифом и свободным подолом. Подобный фасон украшается всевозможными драпировками из нежных струящихся тканей.
Возрождение белого цвета
Интерес к античной культуре, ознаменовавший начало эпохи Ренессанса, отразился не только на искусстве того времени. Вернулась мода и на белоснежные подвенечные наряды. Античные мраморные статуи, находимые при раскопках, диктовали и цвет, и фасон (А-силуэт, отсутствие корсета), и даже ткани — струящиеся и полупрозрачные. Одной из первых невест, осмелившихся пойти под венец в белом наряде, стала Мария Стюарт в 1559 году.
Это было атласное платье, расшитое жемчугом. На плечи королева накинула мантию, декорированную драгоценным камнями. А вместо фаты, как и положено по сану, надела золотую корону, инкрустированную алмазами, изумрудами и рубинами. Чуть позже, в 1572 году, светлое платье надела девятнадцатилетняя Маргарита де Валуа, королева Марго. В своих «Мемуарах» она посвятила несколько строк описанию этого наряда. «Я была одета по-королевски, в короне и в накидке из горностая, закрывающей плечи, вся сверкающая от драгоценных камней короны».
Но законодательницей моды на белое свадебное платье всё же считается королева Виктория. Лишь после того, как 10 февраля 1840 года в капелле Сент-Джеймсского дворца королева предстала перед женихом в пышном кремовом платье из спиталфилдского атласа, этот цвет надолго стал эталоном. Наряд королевы был украшен воланами из кружева на шее и рукавах, а также пятиметровым шлейфом. Этот фасон и по сей день считается золотым свадебным стандартом.
Такая популярность белоснежного платья в европейской моде объясняется не только христианскими традициями, где белый цвет олицетворяет целомудрие. На вкусы невест XIX-XX веков повлияли и более бытовые факторы. Например, появление белого мыла (до XX века оно, как правило, было бурого цвета), которое добавило в ассоциативный ряд символику здоровья и чистоты. Свою роль сыграло и изобретение фотографии. Светлое платье смотрелось на чёрно-белых снимках более выигрышно, чем другие оттенки.
Влияние Европы
Узнаваемые фасоны, но новые мотивы
В данном случае на первом плане находится наряд А-образного силуэта, украшенный вышивкой, кружевом, оборками. Чаще всего его оформляют в дорогие цвета, украшая с золотой нитью. Степень роскоши в нем может варьироваться. Так за роскошь в стиле а ля рус может отвечать только ткань, например шелк. Наряд способен блистать по полной, имея в оформлении все вышеперечисленные черты да еще и меховую отделку в добавок. Это вовсе не будет перебором для À LA RUSSE (а ля рус).
Такое платье появилось в России под влиянием прежде всего Викторианской эпохи. Смешение европейских культур позволило привнести в аля рус V-образный закрытый ворот. Также добавились высокий ворот-стойка, рюши и многие другие женственные элементы.
Добавилась и ранее не свойственная для нас цветовая гамма. Это оттенки серо-пепельного, жемчужного, голубого, сиреневого, пастельные тона желтого, розового и в том же духе.
А ля рус для вечера предусматривает роскошь во всем
Носить подобные убранства уместно только на торжества особого характера либо надевать их на вечерние выходы в свет. Такие наряды вполне могут выступать в роли свадебного комплекта, если Вам нравится альтернатива белой классике. Да и принарядиться в качестве гостя на свадьбу или иное мероприятие с большим количеством гостей таким образом будет уместно.
Наряды аля рус от Giambattista Valli за 39 200 и Self-Portrait за 44 960 рублей в каталоге LUXXY
В каталоге ресейл платформе LUXXY представлен широкий выбор вечерних, торжественных и повседневных нарядов на все случаи жизни. Подберите образ своей мечты в стиле а ля рус.
Кстати, а если Вам нравится изучать различные стилистические направления в одежде, предлагаем Вам посмотреть статью про корейскую современную моду. Это очень необычное и красочное направление.
Ну а мы поздравляем Вас с Днем России и желаем прекрасно провести время вместе с LUXXY
_______________________________Товары премиальных брендов со скидками до 90% ищите здесь:
Стиль «капуста»
Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.
Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.
Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.
Источник
Ретро
Стиль ретро предоставляет нам огромный выбор моделей, так как начинается он с двадцатых годов минувшего века и заканчивается примерно через 60 лет.
Двадцатые годы — дерзкий период лоска, экстравагантных перьев, изобилия бус, и свадебных платьев с отсутствующими рукавами.
А вот тридцатые – характеризуются сдержанностью и мировым кризисом, это обязательно длинное платье со шлейфом и вырезом на спине, дополняющим образ.
От невест сороковых годов так и веяло нежностью и легким очарованием, в моду вновь возвращаются тюль и шифон, открытые плечи, но чаще всего к платью добавляли рукава.
К стилю ретро относят также течение new look (50-60 гг). Подвенечные наряды, напоминают песочные часы: платье по щиколотку, пышная юбка, подчеркнутая грудь и немного суженная талия.
Пышные укороченные модели хорошо подходят для веселой свадьбы в стиле стиляг.
Цвета, ткани, крой
Цветовая гамма для свадебных платьев в славянском стиле включает весь спектр оттенков, но преобладающими являются чистые и насыщенные:
- красный;
- синий: от небесно-голубого до темного кобальта;
- золотой;
- белый;
- зеленый;
- серебряный.
Фантазия дизайнеров ничем не ограничена. В качестве свадебного варианта они готовы предложить платье с сине-голубыми гжельскими узорами или наряд, смело украшенный красно-черно-золотой хохломой. На подиумах можно увидеть свадебный образ купеческой дочки, закутанной в роскошные меха и павлопосадский платок, или стройной гимназистки в приталенном серо-голубом платье с муфточкой в руках и в мягких валеночках. Для свадебного платья в русском стиле выбирают натуральные ткани, фактура которых зависит от фасона: от демократичных хлопчатобумажных и льняных до роскошного атласа, шифона, шелка, шантунга, парчи, тафты, органзы и оригинальных двухслойных стёганых тканей.
Этнический колорит подчеркивают характерные особенности кроя:
- рукав-фонарик;
- объемная юбка с длинным шлейфом;
- широкий расшитый пояс;
- лиф с вышивкой;
- расклешенный от талии подол.
Платье в русском стиле имеет одну длину подола со всех сторон. Как правило, юбка доходит до пола либо до середины голени. Фасон же может быть любым – расклешенным, зауженным, прямым, А-образным.