Индийская свадьба: ведические традиции и современность


Индийская свадьба – это невероятное сочетание пышности и яркости празднования и удивительной традиционности. Обычаи, которые до сих пор играют важную роль в жизни индусов, могут показаться странными и необъяснимыми. Однако именно эта непрекословная вера в силу традиций и непоколебимая приверженность многовековым правилам бракосочетания делают свадьбы в Индии, так же, как и турецкие свадьбы, настоящим культурным феноменом: единожды побывав на таком торжестве, вы не забудете его никогда. Индийская свадьба насквозь пропитана необычными традициями и обычаями, начиная от подготовки и проведения самого торжества и заканчивая национальными костюмами молодых с их яркостью и помпезностью.

На портале svadebka.ws вы узнаете много удивительных фактов о свадьбе в Индии, а также традициях и обычаях, которым свято следуют молодожены, чтобы создать по-настоящему крепкий союз.

Топ-5 интересных фактов, связанных с индийской свадьбой

Свадьба в Индии – уникальное торжество, наполненное множество интересных моментов, которые могут поразить и удивить. Вот некоторые из них:

  1. Невеста никак не участвует в выборе жениха (как и в случае свадьбы у мусульман). За нее это делают ее родители. Причем, выбирают в основном по гороскопу – если звездные предначертания молодоженов совпадают, значит, быть свадьбе.
  2. Свадьба в Индии оплачивает сторона невесты. Причем, на такое торжество тратится уйма денег. Сторона жениха лишь преподносит дорогие подарки невесте.
  3. Индийские свадьбы обычно поражают количеством гостей – на торжество может быть приглашено до 700 человек.
  4. В период времени от помолвки до свадьбы семьям жениха и невесты запрещено употреблять мясо, только молочные и овощные блюда. А в день свадьбы до начала церемонии жених и невеста не имеют права вообще ничего принимать в пищу.
  5. Рисунки, нарисованные хной на руках невесты, не должны быть смыты во время домашней работы. Потому примерно около месяца после свадьбы молодая отдыхает и наслаждается своим новым статусом. Отличная традиция, не правда ли?!


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Антонина_Николаевна

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Читайте по теме: Украшения индийских женщин * Свадьба. Стиль Индии. * Традиции индийской свадьбы * САРИ — национальная одежда Индии. * Шальвар камиз — национальная одежда Индии * Мужская одежда Индии

Свадебные обряды Индии

отличаются четкой традиционностью — это означает, что они остались почти такими же, как и тысячелетия назад. Сразу подчеркну то существенное, чем индийский брак отличается от всех остальных. В других странах обычно юноша выбирает девушку, нередко встречается и обратная ситуация. В Индии же брак полностью зависит от решения родителей жениха. Они подыскивают подходящую невесту для своего сына и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. От девушки мало что зависит: в конце концов, родители могут просто приказать ей выйти замуж даже за малознакомого юношу, и она обязана повиноваться. Именно поэтому индийскую матримониальную систему называют «браком по предварительной договоренности».

После договоренности между родителями организуется две встречи будущей ячейки общества, которая называется «ашир-вад» или «благословение». Первая встреча проходит в доме невесты, вторая — в доме жениха. Во время этих встреч молодые получают подарки от будущих родственников и одаривают друг друга.

Конечно, времена меняются, и все больше и больше браков в Индии заключается по любви, но столь продвинуты в этих вопросах лишь жители крупных городов, остальная же Индия живет по старинке.

На счастье молодых также сильно влияет принадлежность их к той или иной касте. Напоминаю, что в Индии существовало 4 основные касты — брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Естественно, брак можно заключить только среди семей в своей касте. Если же семья молодого человека выдавала его за девушку из более низкой касты, то престиж семьи снижался до касты семьи невесты. В современной Индии официально кастовая система отменена, но на деле — это не так. Принадлежность к той или иной касте легко определить (легко, конечно, индийцу, а не нам).

Но, какие-то подвижки есть… можно даже встретить такие объявления в газетах, в рубрике знакомств: «Профессиональный образованный мужчина 79/5’7″CA/CPA/MBA, работающий в США, ищет образованную девушку. Каста не важна.»

Но, наравне с такими смелыми заявлениями, есть и такие:
«30-летний сикх в тюрбане(!), имеющий отдельный дом и доход в 50000 рупий»
В день свадьбы жениху и невесте не разрешается ничего есть вплоть до начала церемонии бракосочетания. В доме жениха девушки из числа родственниц исполняют свадебные танцы и песни. Затем совершается небольшой, но важный ритуал под названием «гайе холуд» — обряд восхваления желтого цвета, который у индийцев ассоциируется с цветом солнца и служит символом верности. Церемония «гайе холуд» очень напоминает праздник красок «холи», с той лишь разницей, что краска здесь одна — желтая. Сначала все присутствующие красят себе лбы, а потом обсыпают друг друга желтым порошком.

После «гайе холуд» отец жениха торжественным голосом перечисляет имена усопших родственников этой семьи, как бы призывая их в свидетели и сообщая духам предков, что их потомок женится. Затем все участники церемонии направляются к дому невесты, где церемония «гайе холуд» повторяется.

Костюмы жениха и невесты

Традиционные индийские свадебные наряды — самые изысканные и красочные подвенечные платья во всем мире. Красный цвет платья является общепринятым во всех областях Индии, однако, современные модницы стали использовать и другие цвета. Индийские свадебные платья очень сильно отличаются от традиционных западных нарядов. Невеста в день свадьбы должна буквально искриться — именно этого эффекта и пытаются достичь богатой вышивкой, украшениями и использованием отражающих тканей для платья — атласа, шелка или шифона.

Индия — страна большая и от области к области стиль подвенечного платья немного меняется, но неизменными остаются виды свадебных одеяний: • сари — традиционная индийская одежда — кусок длинной ткани, особым образом обернутый вокруг тела. • гагра чоли — традиционный североиндийский наряд, состоящий из длинной в пол юбки (лахенга), блузки с коротким\длинным рукавом и длинного шарфа, перекинутого через плечо. • салвар (шалвар) камиз — появился в Индии во время монгольских завоеваний, но, в отличие от монголов, остался навсегда. Это крайне удобная одежда «на каждый день», состоящая из брюк и удлиненной блузы.

Почему именно красный и оттенки красного? Красный цвет — это цвет удачи, он принесет много счастья будущей семье.

Жениха и невесту, олицетворяющую собой красоту и изящность, облачают в роскошные одежды так, чтобы взоры гостей были устремлены на счастливую пару. Обязательными 16 элементами свадебного гардероба невесты, называемыми Солах Шрингар являются:

Свадебный наряд. По традиции, свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Однако свадебный наряд может соответствовать одежде, носимой в определённом регионе Индии. Классический индийский , соответствующий ведическим предписаниям свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый, в Махараштре — зелёный. Свадебное одеяние невесты у древних славян также было красного цвета, а старинное выражение «красна девица», пришедшее к нам из глубокой древности, означает следующее: невинна, чиста, скромна, красива, подобно невесте, облачённой в красное.

Чёрный и белый цвета запрещаются, т.к. чёрный считается символом невежества, нечистоты, тьмы, а белый ещё с ведических времён у индийских женщин считается цветом вдовства, траура. К слову стоит отметить, что в древности траурным цветом у всех индоевропейских народов, к примеру, славян также считался белый цвет. Чёрный же появился с приходом христианства, заимствовавшего его, как и традицию завешивания зеркал в доме усопшего, из иудаизма. В XVI в. английская королева Анна установила традицию носить черные одежды в знак траура. С тех пор во многих странах мира вдовы носят черные платья.

Кешапашарачана. Чтобы сделать великолепную свадебную причёску (кешапашарачану), необходимо умастить волосы невесты душистыми маслами, украсить их цветочными гирляндами и ювелирными украшениями. Традиционной свадебной причёской является коса, украшенная цветочными гирляндами. Длинные волосы, заплетённые в косу, — важнейшая деталь внешности индийской женщины, сохранившаяся еще с ведических времён. В соответствии с ведическими традициями, у благочестивой женщины должны быть длинные волосы, заплетённые в косу. Расплетать волосы женщина может в следующих случаях: а) в периоды интимной близости с супругом; б) при совершении омовения. Распущенные волосы допускаются и у девочек, не достигших половой зрелости. Появление как говорится «на людях» в публичном месте с распущенными волосами считалось величайшим грехом и позором. Только гетерам (куртизанкам), блудницам и рабыням дозволялось носить распущенные волосы. Древнеславянские (старорусские) выражения «распутная» и «распутница» указывают нам на то, что и на Руси когда-то придерживались древних ведических традиций. Каджал или анджана — чёрная подводка для глаз, делает взгляд невесты привлекательным и загадочным.

Бинди — красная точка на лбу, являющаяся священным символом замужней женщины. Иногда бинди дополняется маленькими белыми точками или изящными узорами вокруг бровей.

Синдур — пробор невесты, окрашиваемый в красный цвет во время свадебного обряда.

Мангтика — ювелирное украшение на проборе.

Натх — колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Подобно бинди и синдуру, оно (носимое в левой ноздре) является символом замужней женщины.

Карн Пхул — необычайно красивые свадебные серьги, обычно в изобилии инкрустированные драгоценными камнями, отчего бывают довольно тяжёлыми.

Хаар — свадебное ожерелье, традиционно сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями, имеющее различные варианты в зависимости от региона. Во многих семьях хаар передаётся по наследству.

Баджубанх (бааджубанд) — браслеты, которые надевают на руки выше локтя.

Менди — узоры, нанесённые хной на руки и стопы.

Чудиян — браслеты, надеваемые на запястье, обычно красного цвета.

Итар — ароматические масла.

Камарбанд (камербанд) — изящный золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, который носят на пояснице для поддержания свадебного наряда.

Паял — серебряные ножные браслеты с множеством маленьких колокольчиков, издающих нежный мелодичный звон в такт походке.

Аарси — большое изящное кольцо-зеркальце, которое носят на большом пальце руки.

Помимо платья, существуют обязательные украшения, которые завершают образ невесты и несут в себе дополнительную символику — это ожерелья, стеклянные браслеты на обоих руках, серебряные браслеты на ногах, кольца на обеих руках, кольца на пальцах ног, сережки, серьга в носу с цепочкой к уху и специальные украшения на волосы — украшений в Индии не бывает много. Такое обилие — норма для индийской невесты, которая, как я уже говорила, должна блистать в прямом смысле этого слова. Чтобы там ни было, и жених и невеста сверху обильно посыпаются гирляндами цветов. Есть еще одно украшение, мангаль-сутра (ожерелье тали), которое жених повязывает невесте на шею во время церемонии — это украшение символизирует то, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщине (ведь именно женщина способна обеспечить процветание и удачу мужу). Ожерелье состоит из бисера или бусин черного цвета и золотой вставки.

Неотъемлемой частью украшения невесты служит также менди (мехенди) — кратковременная татуировка хной. Эти татуировки наносятся невесте, ее подругам и родственникам женского пола во время предсвадебных празднований. Менди в Индии наносится только во время крупных торжеств — Дивали (фестиваль Огней), свадеб, помолвки.

Менди или хна имеют различные оттенки и цвета, начиная от красноватых и апельсиновых, заканчивая коричнево-черными. Другие цвета также доступны, путем смешивания красок и добавления их к хне. Чем изысканнее и замысловатее узор менди, тем более счастливой будет дальнейшая жизнь молодой семьи. Чаще всего в узоры вкрапляются символы плодородия и религиозные мотивы, а также можно зашифровать имя возлюбленного.

Свадебный наряд жениха, также как и наряд невесты, красив и изящен. Традиционно он состоит из шервани (длинный сюртук, застёгивающийся до воротника) различных цветов, украшенного вышивкой золотыми нитями, и чуридаров (узкие штаны). В дополнение к костюму одевают традиционные, расшитые бисером туфли с загнутыми носами, называемые джути, а также великолепный тюрбан, называемый пагди (пагри) или сафа. В Пенджабе лицо жениха закрывают подвесками из бусин или цветов, которые называются сехра. Одетые в богатые свадебные одежды жених и невеста подобно богу и богине ослепляют своей красотой.

Большая часть жителей Индии разделяет верования Индуизма и практикует традиционные ритуалы, существующие еще во времена зарождения религии. Одним из таких ритуалов служит свадебная церемония. Индийские свадьбы — грамотно продуманные изящные праздники, длящиеся от трех дней до нескольких недель (в зависимости от обеспеченности семей и таланта брахмана — ведущего церемонии). Причем каждый день совершаются определенные ритуалы, несколько меняющиеся от области к области и содержащие от восьми до восемнадцати основных шагов. У современной быстро развивающейся Индии, к сожалению, уже не хватает времени следовать всем многочисленным свадебный традициям, но все самое главное, все же, осталось неизменным. В первую очередь, это касается оформления свадьбы, ведь блистательным жениху и невесте должны быть под стать и свадебные декорации. Традиционные цвета индийской свадьбы — красный и золотой. Красный, как я уже упоминала, приносит удачу, а золотой или желтый цвет — символ солнца и верности.

Из цветов для украшения чаще всего используются орхидеи, гвоздики, маленькие розочки, лилии — все это заплетается в гирлянды. Причем, нормой считается использование искусственных и живых цветов вместе. В декоре наравне с цветами используются ковры, гобелены, свечи и ладан. На украшение места празднования тратится обычно не меньше средств, чем на одеяния самих молодоженов и их близкой родни, поскольку свадьба — это еще и публичное объединение двух семей.

Сценарий свадебного дня и предсвадебных торжеств разнится от штата к штату, так что приводимый ниже список — только один из многочисленных вариантов празднований в Индии.
До церемонии
Sagaai (помолвка)

Сагааи — церемония обручения: невеста приходит в дом жениха со специальным подношением — matli, который приносит удачу. Обычно это некая шкатулка с конфетами и подарками для жениха и его семьи. Этот ритуал символизирует принятие семьей невесты союза их дочери и ее будущего мужа. Затем проходит небольшая церемония, на которой пять женщин от каждой семьи благословляет будущую пару.
Garba (вечеринка перед церемонией, мальчишник)
Гарба — танцевальная вечеринка, которая проводится накануне церемонии. Гарба — отличная возможность родственникам будущих молодоженов встретиться и приятно провести время накануне церемонии.

Pithi (церемония восхваления желтого цвета)

Желтый цвет в Индии символизирует верность, и просто нелепо было бы не воздать ему хвалу перед церемонией… что и делается в доме жениха и невесты, где собираются их родственники и друзья. Они наносят молодым на лоб желтую краску, тем самым очищая новобрачных перед церемонией, и обсыпают друг друга желтой краской.
Менди (украшение невесты, девичник)
За день до церемонии в доме невесты собираются ее близкие подруги и члены семьи, ее ноги и руки расписывают хной, после чего одевают в свадебный наряд под пение свадебных песен и вед.

Mandap Mahurat

Это типичный ритуал, проводящийся накануне какого-либо важного события в жизни семьи — Пандит проводит обряды в доме жениха и невесты, во время которых семьи молятся Ганешу и ищут его благословение.
Griha Shanti (Мир Вашему Дому!)
Это обряд изучения гороскопов будущих молодоженов и выбора наиболее благоприятной даты и времени церемонии. Обряд проводится Пандитом для невесты, ее родственников и членов семьи жениха. От выбора благоприятной даты зависит счастье и мир в семье.

Собственно свадьбу играют, как правило, вечером — и обязательно в доме невесты, куда в урочный час прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. К этому моменту уже готов маленький храм, специально построенный для совершения обряда. Он покрыт тентом, украшен по углам четырьмя пальмами и убран множеством душистых цветов, в основном желтого цвета. Жених становится на плоский камень и ждет, когда несколько человек вынесут в деревянном паланкине невесту — в богатом, обычно ярко-красном сари, со множеством украшений. Семь раз носильщики обходят вокруг жениха, а затем, остановившись, просят молодых взглянуть друг другу в глаза. Взгляд этот называется «шубхо дришти» — самый первый взгляд.
День церемонии
Baraat (Свадебный кортеж)

Жених прибывает к месту проведения церемонии со своими друзьями и членами семьи. Многие в качестве транспорта используют лошадей или специальные повозки. Прибытие жениха сопровождается шумными празднованиями и танцами. Традиционно жители Гуджарта выбирают себе невест из других городов или деревень, поэтому в день церемонии свадебный кортеж жениха прибывает в деревню невесты.

Ponkvu (Прибытие жениха, начало церемонии)

Прибытие жениха считается официальным началом церемонии. Жениха приветствует его теща, пытаясь выполнить символический ритуал — ухватить жениха за нос, что должно напомнить ему, что именно он стучался в их дверь, чтобы просить руку их дочери.
Jaimala (Обмен цветочными гирляндами)
После церемонии Ponkvu появляется невеста, и они с женихом надевают друг другу на шею цветочные гирлянды. Традиционно, во время этого обряда жених находится выше невесты, обычно об этом заботятся друзья жениха, тем самым показывая, что невеста не может «забрать» жениха из семьи и от друзей.
Madhuparka (Семья невесты принимает жениха)
Теща приводит жениха в Мандап — специальный навес или шатер для молодоженов, где происходит самый главный обряд вечера. В мандапе горит традиционный огонь и произносятся священные молитвы. Вторым не менее важным элементом свадьбы служит Шамиана — матерчатый шатер для гостей, где они угощаются в ожидании жениха и невесты. В мандапе брат невесты омывает жениху ноги, тем самым «принимая» его в семью, а сестра невесты в это время пытается «украсть» его ботинки. Ведь по традиции жених должен покинуть свою свадьбу в той же обуви, в которой он на нее пришел, а если ботинки «украдены», их нужно «выкупать» у своей невестки.

Kanya Agamana (Выход невесты)

Невесту в мандап приводит ее дядя по материнской линии. Перед началом церемонии между женихом и невестой натянут специальный занавес (antarpaat), отделяющий их друг от друга. Гуру начинает обряд, занавес опускается и пара может обменятся гирляндами. Церемония проводится перед священным огнем.
Kanya Daan (Передача невесты)
Обряд передачи невесты ее родителями жениху — рука невесты помещается в руку жениха. Родители невесты ничего не едят перед церемонией, тем самым очищая себя. Считается, что на свадьбе родители передают свою дочь, Богиню Лакшми, жениху — Богу Вишну.
Hasta Milap (Союз двух душ)
Шарф жениха привязывается к сари невесты, что символизирует союз двух душ. Гуру произносит молитвы, призывая Богиню Лакшми и Богиню Парвати. Родственники пары объединяются, посыпая молодых рисом и лепестками.
Varmala
Шеи новобрачный обвязываются шнурком, дабы защитить их от зла. Это делают старшие родственники молодоженов.
Mangal Pheras
Молодожены 4 раза обходят священный огонь, символизируя основные человеческие цели в жизни — Дхарма (мораль, праведность), Artha (богатство, материальное благо), Кама (радость, душевное удовлетворение) и Moksha (освобождение, вечное блаженство). В это время Гуру произносит молитву и жених повторяет за ним. Забавно, что после 4 кругов молодые очень спешат занять свои места, поскольку есть такая примета, что тот, кто первый сядет на свое место, будет управлять домом.

Saptapadi (Семь ритуальных шагов)

Жених помогает невесте сделать семь ритуальных шагов (коснуться большим пальцем правой ноги семи «ступеней»), в то время, как они произносят семь клятв. Каждый шаг также сопровождается молитвой, которую произносит жених. 1. С первым шагом пара просит у богов чистой, безбедной и благородной жизни. 2. Со вторым шагом они молятся о физическом и психическом здоровье и просят для себя здоровую и мирную жизнь. 3. Третий шаг — это просьба о духовной силе для выполнения духовных обязательств. 4. На четвертом шаге просят счастья и гармонии, которые можно достичь через взаимную любовь, доверие и долгую жизнь вместе. 5. Пятый шаг делается с молитвой о благосостоянии всех живущих родственников и о рождении благородных детей. 6. Шестой шаг обещание быть вместе и пройти вместе через все радости и невзгоды. 7. Во время последнего седьмого шага они молятся о жизни в целом, прося взаимопонимания, уважения, единства не только для себя, но и для всего мира.

Sindoor Daan

Далее черед ритуала Синдхур даан. Синдхур — красный порошок, которым жених наносит полоску на пробор невесты. Эта красная полоска в волосах, так же как и точка посредине лба, говорит о замужнем статусе женщины.
Saubhagyavati Bhava
Семь замужних женщин со стороны невесты проходят мимо пары и шепчут благословения в правое ухо невесты.
Ashirwaad
Свадьба традиционно заканчивается тем, что молодая семья просит благословения у старших.
После церемонии
Vidaai

Церемония отъезда недавно поженившейся пары — часто сопровождается слезами радости и печали.
Ghar Nu Laxmi
Когда пара приезжает в дом жениха, невеста приветствуется, как Богиня Лакшми, приносящая удачу в новый дом. Свекровь (мать жениха) помещает емкость с рисом при входе в дом. Если невеста просыплет рис, касаясь его правой ногой, то это к богатству. Таким образом, невеста принимает свои обязанности в ее новом доме.
Aeki Beki
Игра, смысл которой заключается в поиске кольца, которое помещается в поднос с водой, красным порошком, молоком и несколькими монетами. Считается, что тот, кто найдет кольцо четыре из семи раз, будет главой дома и станет управлять домашним хозяйством. День заканчивается молитвами с просьбами о счастье и любви молодых.

Вся свадебная процессия движется потом к тому месту, где священник, произнеся молитву и выслушав клятву молодых, соединит руки новобрачных гирляндой цветов. Жених в этот момент нанесет красную краску на лоб и пробор своей невесты: теперь они уже муж и жена. Затем все отправляются праздновать в помещение, называемое “бозарган”, где устраивается целое представление с танцами и песнями. Веселье длится всю ночь, а утром гости покидают дом молодой жены, уводя ее в дом мужа, где молодых также ждут подарки и благословение. В этот день никаких церемоний не происходит: все отдыхают. И только на следующий день в доме мужа принимают родственников жены с подарками, устраивают для них обед и развлечения.

Жениха проводят в пандал и сажают возле чаши с рисом. Появляется невеста в сопровождении матери, родственников и друзей. Жених встает, под звуки свадебной мелодии невеста медленно надевает ему на шею цветочную гирлянду и получает от будущего мужа такую же. Затем молодые обмениваются кольцами, и жених дарит невесте золотую цепочку, которую она отныне будет носить до конца своих дней.

Женщины на юге не выкрашивают пробор и не ставят на лбу знак замужества. Для них таким знаком служит золотая цепочка. Снять ее — плохое предзнаменование.

Вечером молодых уводят в отведенную для них комнату, где Мужу вручают стакан с молоком и оставляют одного, а молодую жену уводят к гостям. Начинается праздничный ужин. после которого все гости со стороны жениха уходят домой, а невеста возвращается в комнату к мужу. Наутро он увозит ее в свадебное путешествие.

А теперь о самой дешевой в мире свадьбе, которая обходится в 1 рупию и 25 пайсов (примерно 16 копеек). На самом севере страны живет племя нандхари. Свадьбу здесь празднуют исключительно просто, даже аскетично. Приданое, подарки, любая демонстрация богатства, хвастовство обеспеченностыо категорически запрещены. Одиночных свадеб у нандхари не бывает. Несколько раз в году устраиваются коллективные торжества, в которых принимают участие 30-50 пар новобрачных.

Зачастую это происходит вблизи маленьких деревень, и для того, чтобы вместить всех многочисленных родственников и просто гостей, жители строят целый городок из палаток и шалашей. Ритуал венчания начинается рано утром под открытым небом. Женихи и невесты с ног до головы одеты в белое. Девушкам из украшений разрешено надеть на шею только гирлянду из белых цветов. Сначала выходят женихи. Они торжественно рассаживаются на циновках из рисовой соломы. Затем подходят невесты, разумеется, каждая к своему суженому. Впрочем, бывает и так, что девушка не помнит или не уверена в том, ее ли это избранник, и тогда на помощь приходит чудо техники — фотография. (Бедные девушки, которые выходили замуж до изобретения фото!) Невесты надевают на женихов белые гирлянды и садятся по левую сторону от своих будущих мужей. При этом невозможно определить степень обеспеченности невесты — все равны.

Священнослужитель поочередно подходит к парам и наливает «святую» воду в пригоршню каждой невесте и каждому жениху. Молодые должны сразу же ее выпить. Затем священник разжигает огонь и произносит молитвы, время от времени подливая масло — делает он это специальной ложечкой, выполненной в виде небольшого челнока.

Затем все пары поднимаются, и женихи привязывают концы своих кушаков к концам шарфов невест. В этот узел жених обязан вложить плату за свадьбу — так сказать, свадебный взнос. По традиции он равен 1 рупии 25 пайсам. Разрешается, правда, его увеличить до 13 рупий, но ни пайсой больше, иначе это будет расценено как предосудительное мотовство. Связавшись, пары образуют круг и начинают медленно двигаться в обход огня. Они должны совершить пять полных кругов, после чего священнослужитель благословит молодых. Он призывает бога ниспослать милость новобрачным и желает им долгой и счастливой супружеской жизни.

Далее все пары расходятся по своим местам, садятся в том же порядке, как и в начале церемонии, а священник обходит их, развязывая концы шарфов и вынимая спрятанные деньги. Все собранные деньги передаются главным распорядителям, на них покупают пищу для участников церемонии и гостей. Обычно обед устраивается чрезвычайно скромный, состоящий из сластей и фруктов.

По окончании свадьбы невеста отправляется в дом мужа, не неся с собой ни приданого, ни подарков. В этом доме она должна прожить не менее недели, и только потом ей будет дозволено нанести визит родителям.

В Индии существует красивая легенда о муже и жене, которые были идеальной парой во всех отношениях:

ни он, ни она никогда в жизни не взглянули на кого-либо другого. Жили супруги дружно и счастливо и умерли в один день. В тот же вечер недалеко от Полярной звезды взошла новая звезда Анадурата — в честь счастливой семейной пары. Вот эту звезду и показывает в день свадьбы жених своей невесте, как бы призывая ее следовать примеру тех счастливых влюбленных.

Вот краткий очерк нескольких свадебных обрядов в их традиционном виде. Разумеется, на самом деле их очень много, различные обряды можно встретить и в пределах одного штата, и в пределах города, и даже общины, но важно отметить то общее, что присуще абсолютно всем индийским свадьбам. Прежде всего это огонь, олицетворяющий присутствие самого бога: все клятвы благочестия даются при нем. Другая особенность — многочисленность. На любую свадьбу, какой бы бедной она ни была, приглашают огромное количество людей.

И еще несколько слов — об украшениях. Ювелирные изделия — это не столько признаки роскоши, сколько важная дань символике. Для такого торжественного события, как свадьба, обычно готовят известное количество специальных изделий, которые вручают как невесте, так и жениху. Например, для невесты делают брачное ожерелье — «тали», или «мангель-сутра», которое во время свадебной церемонии жених надевает суженой на шею. Отныне женщина будет носить «тали» всю жизнь (если только не овдовеет). Вручение браслета во многих районах страны связывается со вступлением в родственные, братские и сестринские, отношения.

Индийская семья многочисленна. Она зачастую состоит из родителей, их женатых сыновей с женами и детьми, неженатых сыновей и незамужних дочерей — порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Только воспитанная с детства сдержанность помогает свекрови подавить ревнивую неприязнь к жене сына и не очень обижать ее.

Мужчины отдают родителям весь свой заработок, и хозяйка дома определяет, на что и как надо тратить деньги. Если свекровь не балует невестку подарками, последняя должна обходиться теми вещами, что привезла из родного дома или получила в подарок на свадьбу. Если свекровь не считает нужным привлекать невестку к обсуждению бюджета семьи, к вопросам воспитания и обучения детей и решению других проблем, невестка будет жить как бесплатная прислуга, проводя свои дни у очага, детской кровати, за стиркой, мытьем посуды, полностью лишенная права голоса. Найдет родня мужа нужным отослать детей к каким-нибудь родственникам — отошлют. Найдут нужным взять для мужа вторую жену — возьмут.

К счастью, тяжелые отношения в индийской семье — скорее исключение из правил. Кроткие, работящие, терпеливые невестки, особенно те, кто «сумел» родить сына, довольно быстро вписываются в семейный круг. Ступенью ниже стоят те, кто рожает девочек. Но поскольку в Индии принято иметь много детей, то с годами появляются и мальчики, и девочки, и женщина-мать занимает в семье прочное место.

Дети в семьях растут в атмосфере доброжелательности. Первые слова, которые они слышат, призывают к доброму отношению ко всему живому. «Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда» — эти правила со временем принимают новую форму: «Не обижай младших и слабых, уважай старших, не подними нескромного взгляда на девушку, не оскорби нечистой мыслью женщину, будь верен семье, будь добр к детям».

Для индийцев характерна естественность — здесь не увидишь в семейном кругу вызывающее поведение, кокетство. Женщина до такой степени прочно замыкает кольцо своего внутреннего мира вокруг мужа, его жизни, его интересов, что для нее просто перестают существовать все другие мужчины.

Иностранцы, неглубоко знающие Индию и ее народ, часто удивляются «неконтактности» здешних женщин, которые вроде бы совсем не реагируют на присутствие незнакомых мужчин. Они любят красиво одеваться — для мужа. Холят свою кожу, убирают волосы, сурьмят веки, выкрашивают красной краской пробор в волосах, надевают украшения — для мужа. Учатся петь и танцевать — для мужа. И если муж жив и здоров, если он предан семье — а это правило, исключения из которого очень редки, -женщина счастлива, она ничего больше и не желает.

При всем различии свадебных церемоний в разных штатах и уголках страны есть и общее. Очень похожи всюду слова торжественной клятвы, которую произносят юноша и девушка, вступая в брак:

«Клянемся быть вместе и в горе, и в счастье — до того дня, когда смерть разлучит нас…»

В принципе все индийские свадьбы в обеспеченных семьях очень дорогие. Они обходятся от пяти тысяч до двадцати тысяч рупий, в зависимости от материального положения родителей. Но в штате Пенджаб свадьба — особенно дорогостоящее предприятие: во-первых, за невестой полагается большое приданое, а во-вторых, родители молодых стараются перещеголять друг друга и блеснуть щедростью и богатством.

Обычно между помолвкой, во время которой жених надевает невесте на палец обручальное кольцо, и свадьбой проходят один-два очень напряженных месяца. В эти дни родители невесты собирают приданое дочери:

множество сари на все случаи жизни, другую одежду, украшения, кухонную утварь… Два дня до свадьбы невеста никуда не выходит. Дом ее украшают фольгой, гирляндами цветов и разноцветных лампочек.

Наконец наступает день свадьбы, на которую собирают до 700-800 гостей. Родители невесты должны обеспечить их угощением и жильем. Невесту одевают в ярко-красное сари, на руках у нее обязательно ярко-красные браслеты, означающие, что девушка выходит замуж. Она будет носить эти браслеты, по крайней мере, еще месяц после свадьбы.

Вечером невесту выводят на открытую площадку перед домом, где она терпеливо дожидается прибытия жениха. Пенджабские девушки считаются очень скромными и застенчивыми. Это подчеркивается тем, что лицо невесты наполовину прикрыто сари. Наконец верхом на лошади прибывает жених — его одежда расшита золотым шитьем, он подпоясан огненным кушаком, на голове яркий тюрбан. Позади на разукрашенной лошади скачет дружка — «маленький жених» в таком же наряде.

Эту процессию обычно сопровождают музыканты. Поскольку гости веселятся, поют и танцуют прямо на дороге, то всем прохожим без объяснений понятно, что происходит на этой улице. Встретив жениха у ворот, родители невесты ведут его к новобрачной, и молодые обмениваются гирляндами цветов — это, собственно, и означает венчание.

После ужина молодых ведут в «веди» — маленький храм, сооруженный из пяти бамбуковых палок, покрытых тентом. В центре его горит огонь. Один конец сари невесты привязан к кушаку жениха, что должно означать их союз и привязанность друг к другу. Молодых сажают возле огня. Затем молодые должны подняться, взяться за руки и обойти вокруг огня семь раз.

Вот теперь они уже супруги. По возвращении в дом невесты молодого мужа с шутками и прибаутками укладывают спать в отдельной комнате, а жена остается в своей девической спальне. Родственники мужа отправляются ночевать к себе домой. Утром молодую жену все в том же свадебном наряде уводят в дом мужа. Теперь молодая жена придет в дом родителей в гости только через месяц — нанесет «первый визит».

Во многих районах Южной Индии церемонии обручения не существует. Родители жениха и невесты не спешат объявить о дне свадьбы, а первым делом изучают гороскопы молодых. Только в том случае, если звездные предначертания совпадут, родители невесты приглашают будущих свойственников на смотрины.

Наконец начинаются торжественные приготовления. За четыре дня до свадьбы съезжаются все родственники невесты. Во дворе ее дома воздвигают особый навес — пандал, украшенный цветами, гирляндами из кокосов и бананов, разноцветными огнями.

В центре пандала устанавливают большую чашу, до краев наполненную рисом, поверх которого лежит цветок кокосовой пальмы, — все вместе это символизирует счастье. Вокруг чаши зажигают огни. Однако церемония начинается не в пандале, а в храме, присутствует на ней только невеста, до жениха очередь еще не дошла. В половине седьмого утра девушку, одетую в свадебное сари, ведут в храм. Там невеста бросает на пол четыре кокосовых ореха, раздает милостыню беднякам, а затем возвращается домой.

Жениха встречают только отец и дядя невесты. Ни одна женщина из дома не должна попасться на пути будущего мужа. У самых ворот жениха встречает младший брат невесты, моет ему ноги и целует его. Это означает, что будущие зять и шурин породнились.

Индийские молодожены: образ невесты и жениха

Не только традиции и обычаи индийской свадьбы поражают своей красотой, но и молодожены, которые выглядят на торжестве ярко и эффектно, ведь этот день считается одним из самых счастливых в их жизни. Как обычно выглядят индийские невесты:

  • Невеста надета в огненное сари, расшитое золотыми нитями.
  • Руки и ноги расписаны хной.
  • Обязательным атрибутом женского образа являются индийские свадебные украшения, в частности, традиционные красные браслеты, «говорящие» о том, что девушка выходит замуж. В левой ноздре красуется золотое колечко.
  • Волосы невесты обильно смазывают ароматическими маслами и заплетают в косу. Пробор украшают живыми цветами и/или драгоценными камнями.
  • На лбу обязательно рисуют красную точку (тилак), а брови украшают золотыми бусинами.

Рядом с такой эффектной невестой жених должен выглядеть соответствующе:

  • В день свадьбы он надевает узкие брюки и широкое платье, подпоясанное ярко-красным кушаком. Его наряд обильно расшит золотом, как и свадебное платье невесты.
  • На голову жених надевает яркий тюрбан.
  • На лбу его также рисуется красная точка, которую ему наносит мать невесты при приезде молодого к ним домой.

Если вы решите организовать свадьбу в национальном стиле по мотивам красивой восточной страны – Индии, то именно такие образы вы должны будете создать вместе с женихом!

Детские браки

Да, в Индии девочка лет 10 уже может знать, кто будет ее мужем. Но речь идет не о растлении малолетних, а скорее о традициях. Родители договариваются, что их дети в будущем станут супругами. После этого семьи общаются, ходят в гости друг к другу, и дети относятся друг к другу как муж и жена, но чисто платонически. Девочка учиться служить своему мужу, а он — защищать и заботиться о ней.

Однако ранние браки в Индии все же имеют место быть. Сам Махатма Ганди вступил в брак в 13 лет с ровесницей. Но в 1955 году возраст брака ограничили — для девочек это было 14 лет, а для мальчиков — 18 лет. И только в 1978 году индийцы приблизились к цивилизованному миру и запретили вступить в брак ранее 18 лет.

Свадебный мандап – место для индийской церемонии

Одним из важнейших пунктов подготовки к индийскому торжеству является сооружение небольшого храма – мандапа, в котором и будет проходить свадебная церемония. Он представляет собой небольшой тент из яркой дорогой ткани, обильно украшенный цветами, в основном желтого цвета (как символ богатства).

Как видите, индийская свадьба является красочным и интересным зрелищем, которое подарит множество незабываемых впечатлений как молодоженам, так и их гостям! И если вам понравится такой стиль проведения торжества, то вы вполне можете и ваш первый семейный праздник организовать в такой тематике. Поверьте, все ваши родные и близкие будут в восторге от необычной годовщины свадьбы в индийском стиле!

Размах праздника

Главная особенность индийских свадеб заключается в их размахе. Количество приглашенных часто превышает 500 человек, родственники приезжают даже из отдаленных регионов. Организаторы праздника всех обеспечивают жильем, накрывают роскошные столы и готовят развлекательную программу. Праздник продолжается семь дней и требует огромных затрат.

Бедные семьи вынуждены несколько лет собирать деньги, чтобы провести свадебный обряд.

Интересно! 10 интересных мест в Индии

Через семь жизней

Индийская свадьба Индийская свадьба

В индуистском понимании свадьба далеко не ограничивается документально оформленным статусом. Считается, что новобрачные соединяются узами любви не до гроба, а на семь предстоящих жизней. Именно поэтому разводы подвергались общественному порицанию. Супружеские измены же в древние времена карались с крайней жесткостью, вплоть до изощренного убийства. Невинность невесты перед свадьбой считалась непререкаемой необходимостью. Пара, обошедшая табу, могла перейти в касту неприкасаемых.

Культ желтого постоянства

Индийская свадьба Индийская свадьба

Индуисты верят, что прием пищи снижает частоту энергетических колебаний. Видимо, с этим связан запрет молодоженам что-либо есть до свадебного ритуалы. Суеверные индусы также считают, что жених, идущий в дом невесты, не должен встречать по пути других женщин. Придя в дом невесты, молодой человек обменивается с ней венками. Сама свадьба сопровождается песнями и танцами, но есть и ритуалы, не известные европейцам. Среди них — «гайе холуд», или прославление желтого цвета. Солнечные тона служат у индусов символом постоянства и верности. Именно поэтому собравшиеся красят себе лицо желтым порошком.

Венчание

Обряд соединения душ совершает брахман, который читает священные тексты и поет мантры. Молодые произносят клятвы любви и верности друг другу, теперь они соединены священными узами.

Брахман обвивает их руки цветочной гирляндой и просит обойти семь раз вокруг огня. Нанесение красной краски на лоб и пробор невесты завершает обряд, отныне она является законной супругой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]