Кабардинские свадьбы: традиции и современные взгляды на торжество. Кабардинская семья (Традиции и современность) Шортаева Инесса Хабасовна

В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный и интересный народ, что называет себя таулула, а нам известен как балкарцы. Традиции балкарцев издавна сохраняются новыми поколениями. И сегодня во многих селениях этой местности можно заметить старинные обряды и ритуалы.

История и происхождение балкарского народа до сих пор окутаны туманом тайн, однако культура помогает отыскать ответ на многие вопросы. Что же представляют собой традиции балкарцев? Какой уклад семьи и обычаи у этого народа?

Сватовство

Начинается всё с того, что родственники жениха помогают отыскать девушку, которая подойдет ему в качестве невесты. Далее жених со своими самыми близкими родственниками направляется к дому девушки, надеясь на то, что ее отец даст согласие на выдачу замуж дочери. В случае положительного ответа приступают к обсуждению темы относительно калыма. Надо сразу предупредить, что жениху не всегда везло с первого раза получить благословение у своего будущего тестя. Часто тот отправлял назойливого парня ни с чем.

Цель могла быть достигнута после второго, третьего и т.д. захода. Видимо, таким образом проверялась твердость намерений. Именно так начинается кабардинская свадьба, в Нальчике например.

После того как семьи договорились о калыме, переходили к следующему этапу – смотринам. С ритуалом обмена обручальными кольцами долго не затягивали. Как только жених внес часть ранее оговоренной суммы калыма, предоставлялась возможность вывести свою возлюбленную из дома ее родителей.

С этого момента жениха и невесту расселяли по разным домам. Согласно традиции, будущий муж и родственники не должны контактировать некоторое время. Особенно жестко правило действовало по отношению к невесте, жениху и старейшинам. Лишь по истечении длительного промежутка времени к истосковавшемуся парню разрешалось привести возлюбленную. Первым делом девушка осматривала комнату, где молодым вскоре предстоит обитать. Общий зал разрешалось увидеть спустя несколько недель. Кабардинские свадьбы – это соблюдение всех традиций и обрядов.

Такое поверхностное описание не в состоянии отобразить зрелищность ритуалов кабардинской свадьбы, которых в действительности существует немало. К сожалению, с каждым новым поколением традиции и обряды постепенно забываются, утрачивают свое первоначальное содержание. Хотя часто на современной кабардинской свадьбе присутствуют национальные костюмы и темпераментные танцевальные элементы, но не всем коренным жителям такое приходится по нраву. Что заставляет их негодовать?

Смотрины

После внесения определенной части калыма, жених получал разрешение вывести невесту из родительского дома. Согласно традиции, молодых расселяли в разные дома. С этого момента общение жениха с невестой, а также с родственниками прекращалось. Проходило достаточно времени, прежде чем жениху разрешалось увидеть невесту: ее приводили в дом, где в скором времени она будет жить вместе с мужем.

Первым делом будущая жена осматривала комнату, в которой после свадьбы новой семье предстояло поселиться. Общий зал невесте не разрешалось посещать несколько дней. Эти традиции и обряды очень строго соблюдались раньше. Сегодня же даже самая красивая кабардинская свадьба включает в себя лишь некоторые составляющие народной культуры. Традиции, а также обычаи постепенно забываются, им уже не предают такое значение, как раньше.

Современные традиции кабардинских свадеб

В сценариях современных свадеб кабардинцев обязательным ритуалом считается похищение невесты. Родственники принимали девушку у себя в доме. Приехавшие к избраннице родители задавали ей вопрос о том, согласна ли она. Такого не было в давние времена. Если ответ был утвердительным, то с этого момента молодая пара считалась мужем и женой. Брак обязательно регистрировался приглашенным в дом мусульманским священником — имамом.

Красивая кабардинская свадьба, как все остальные праздники, отмечается в домашней обстановке. Местные жители не представляют себе, чтобы ее можно было организовать в каком-нибудь кафе или ресторане. Это объясняется тем, что в случае отказа девушки она должна иметь возможность свободно вернуться в свой дом. Такой вариант в прошлые годы не был предусмотрен. Как только заключен брак с соблюдением всех мусульманских традиций, молодые начинают готовиться к волнующему торжеству.

Принято считать, что после того, как жених с невестой провели свою первую в жизни брачную ночь, в качестве вещественного доказательства обязательно надо вынести из дома простыню, на которой они спали вместе. Несмотря на то, что у ислама негативное отношение к такому обряду, многие кавказцы продолжают придерживаться его.

Согласно традиции, представители противоположных полов обязаны праздновать кабардинские свадьбы раздельно. Как это ни странно, гости не должны видеть невесту.

Брак пред лицом Аллаха и официальная регистрация гражданского состояния

После того, как Имам заключит брак по законам исламской религии, начинается подготовка к официальной части торжества. После первой брачной ночи гостям принято демонстрировать простынь, на которой провели свою ночь молодожены. Хоть это и противоречит современным морально-этическим принципам. Первые два дня предсвадебной подготовки родные жениха беспрерывно празднуют грядущее событие. На третий день к ним присоединяются родственники невесты, которые привезли приданное: украшения, одежду, предметы быта и деньги. Закалывают барана, достают из погребов самое лучшее вино. На официальном бракосочетании в государственном учреждении родители молодоженов отсутствуют. После получения свидетельства о браке все едут в дом жениха, где и намечается сам банкет. За столом сидит только мужская часть родственников с обоих сторон. Они поздравляют новоиспеченного мужа, знакомят со старейшинами и обязательно попытаются, выключив свет, украсть у жениха головной убор. Задача юноши – не дать им этого сделать и уйти из помещения вместе со своими дружками. Когда невесту знакомят с семьей жениха, то на центр зала выносят баранью шкуру. Поставив на нее девушку, все пытаются резко выдернуть шкуру у нее из-под ног. Задача невесты – удержаться и не упасть. Потом танцы, осыпание невесты пшеном и мелкими деньгами.

По этикету на кабардинских свадьбах мужчины и женщины должны веселиться отдельно друг от друга, а невеста в обязательном порядке должна быть скрыта от взглядов посторонних мужчин под покрывалом.

Как влияют современные европейские традиции на празднование кабардинской свадьбы?

Современные европейские веяния проникают в традиции всех народов, живущих за пределами Европы. С каждым годом национальные обряды забываются, теряется самобытность. Теперь ни одна свадьба не обходится без дорогостоящего автомобиля, все присутствующие стараются облачиться в наряды по последнему писку моды. Ну и, конечно, торжественное событие обязательно должно быть заснято на видео, записано на цифровой носитель информации. Также подготавливаются специальные кабардинские тосты на свадьбу.

Мнения коренных жителей разделились на противоположные: одни одобряют нововведения, другие остаются приверженцами традиций предков.

В конечном итоге право выбора того, как праздновать свадьбу, предоставляется родственникам молодоженов. В любом случае кабардинские свадьбы проходят весело и зрелищно.

Традиции и обычаи кабардинской свадьбы

Одной из малых народностей Ближнего Востока, проживающей в предгорьях Кавказа, являются Кабардинцы. Из-за обособленной местности и вольного нрава они стараются сохранить свою культуру, и кабардинская свадьба является яркой демонстрацией их обычаев.

Корни традиций, по которым проходит праздник, а также предшествующие ему обряды, по разным данным, восходят к 2–4 тыс. до н. э. Настолько древние истоки делают всё торжество очень необычным и самобытным, что идеально подходит для новобрачных, желающих провести уникальную свадьбу.

Как проходит сватовство и помолвка

Кабардинцы – довольно неспешный народ, особенно в таком важном деле, как выбор невесты. Считается, что молодой человек не может адекватно оценить, насколько женщина будет ему хорошей женой. Поэтому родственники присматриваются к свободным девушкам, делая выводы, насколько они хорошо воспитаны.

Это достаточно медленный метод, но он позволяет собрать всю информацию о потенциальной родственнице. Благодаря этому даже небольшое пятно на репутации девушки будет замечено, что ухудшит её шансы на хорошее замужество. Когда парень выказывает желание жениться на девушке, и если старшие рода не имеют возражений, то к родителям невесты засылают сватов.

Среди делегации обязан быть старший мужчина в семье, который рассказывает о желании породниться. Родители могут сразу отказать жениху, или же взять время на обдумывания предложения. Иногда период раздумий достигает 4–5 месяцев. После этого происходит повторная встреча, где озвучивается решение.

Подготовка к свадьбе

Первым обычаем, который относится уже к организации свадьбы, является расселение жениха и невесты по разным домам. Но для этого сначала нужно, чтобы девушка покинула отчий дом.

Этот обряд называется «схождение с подушки». Для его проведения используется огромная расшитая подушка, на которую становится новобрачная, а вокруг неё размещаются друзья и родные.

Старшие мужчины принимающего рода должны выкупить невесту. Чаще всего за девушку вносят только часть оговорённого калыма. После того, как девушку выкупили, её подводят к жениху – для того, чтобы он вывел её из отчего дома. При этом женщина должна уверенно переступить порог правой ногой, это означает, что путь в новую семью будет лёгким, и беспроблемным.

Если же невеста спотыкается, то это расценивают как дурной знак. Данная традиция возникла из-за того, что раньше прах предков закапывали под порогом, чтобы они охраняли род от дурных людей. Шествие отводит в подготовленные комнаты сначала невесту, а после –жениха, при этом они живут в разных домах. После этого мужчина не имеет права контактировать со своими родственниками на протяжении 3–4 недель. В некоторых селениях тот же запрет распространяется и на женщину, но его применяют редко.

Это время молодые посвящают моральной подготовке к будущему замужеству.

Необычные традиции балкарцев

В старину у балкарцев существовало почитание огня. Пламя домашнего очага ценилось особенно. Нельзя было погасший огонь разжигать от углей, взятых у соседей. Для этого в каждом семейств существовал один определённый день, когда можно было “делиться” огнём с соседями или брать угольки для себя.

Не менее интересный и обычай куначества, которого балкарцы придерживаются по сей день. Ещё куначество называют искусственным родством, что, на мой взгляд, очень точно. Установить такую связь могут очень близкие и доверенные люди, настоящие друзья, что желают связать судьбы своих родов воедино.

Для проведения обряда куначества требовалась дружба, проверенная временем, а также проведение особого ритуала. Во время него оба человека наливали в чашу напиток и, поочерёдно давая друг другу клятву, выпивали его.

В конце обряда друзья обменивались оружием, преподносили друг другу подарки. Тот, кто совершил куначество, считался равным кровному родственнику. Он должен был поддерживать товарища в любой ситуации, а при необходимости – даже отдать жизнь за друга.


Танец балкарцев

Проведение торжества

Современная свадьба проходит только по обоюдному согласию, хотя раньше мужчина мог украсть понравившуюся девушку. Если её не успели вернуть до наступления ночи, то родителям приходилось давать согласие на брак, иначе их дочь покрывалась позором, потому что провела ночь не в родном доме.

Теперь же супружество заключается в несколько этапов:

  1. Благословение имамом, который проводит обряд согласно с мусульманскими традициями. После этого брак считается заключённым, и девушку проводят в комнату к жениху, именно в этом месте они и будут жить. На следующий день супружество объявляют подтверждённым, и иногда демонстрируют окровавленную простынь. Но последний пункт обычая выполняют крайне редко.
  2. После этого родители мужчины празднуют удачную свадьбу, говорят тосты, проводят танцы, поют песни, высказывают множество глубоких изречений на своем языке, параллельно готовясь к официальному торжеству. На третий день к ним присоединяются родственники невесты, которые привозят с собой её приданое.
  3. Когда все готово, новобрачные регистрируют брак официально. При этом их родители не присутствуют на этой части свадьбы.
  4. После получения официального подтверждения молодожёны перемещаются к дому жениха, где будет проходить основной праздник.

Существует несколько обязательных традиций, неукоснительно соблюдаемые на каждой свадьбе:

  1. Жениха сажают за стол с мужчинами обоих родов, которые общаются с ним, и знакомят со старейшинами. После этого выключают свет, и пытаются украсть у него головной убор. Молодой человек должен проявить всю свою ловкость, чтобы этого не допустить.
  2. Прежде чем в зал войдёт красивая невеста, на полу расстилают шкуру барана. Девушка становится на овчинку, а родственники стараются выдернуть шкуру у неё из-под ног. Новобрачная должна сохранить равновесие, хорошо, если она не сильно будет покачиваться. Совершенно недопустимо упасть.

Когда все испытания пройдены, новобрачные танцуют, а родственники осыпают их монетами и пшеном, желая благополучия и достатка.

По традиции, если на свадьбе присутствуют мужчины, не являющиеся родственниками невесты или жениха, лицо девушки должно быть закрыто непрозрачной тканью, мужчины и женщины празднуют в отдельных залах не пересекаясь.

Сходство и различие свадебных обрядов у народов Кабардино — Балкарии

Сходство и различие свадебных обрядов у народов Кабардино — Балкарии

Введение

Среди многих обрядов народов Кабардино — Балкарии нет более красочного и волнующего, чем свадебный. Изучив работы: «Русское и украинское население Кабардино — Балкарии», , «Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев», «Терские казаки», а так же, посетив музеи ст. Александровской, ст. Котляревской, краеведческий музей г. Нальчика, мы выявили значение обрядов для населения народов КБР и сходство и различие свадебных обрядов у народов Северного Кавказа.

В моей работе: «Сходство и различие свадебных обрядов у народов Кабардино — Балкарии» представлено множество примеров, раскрывающих тему проекта.

Цели:

• возрождение народной культуры;

• изучить свадебные традиции народов Кабардино — Балкарии;

• воспитание молодёжи на национальных традициях;

• приобщение к обычаям, святыням и идеалам народов Кабардино — Балкарии;

• выявить сходство и различие свадебных обрядов народов Кабардино — Балкарии;

• представить тесты и игровые ситуации для лучшего понимания и запоминания традиций и обычаев народов КБР.

Основная часть

Выбор невесты у народов Кабардино — Балкарии проходил практически одинаково. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.

Женились терские казаки с 17-19 лет. О качествах невесты судили, по ее родителям Важно, чтобы она была из порядочной, хозяйственной семьи и приучена к рачительному ведению хозяйства. Прежде выбором невесты полностью занимались родители жениха, но с середины XIX в. главная роль все более и более отводится самому жениху.

В станицах молодые парни и девушки довольно свободно общались между собой. Весной и летом они собирались на улице, в степи, на выгоне (со дня Пасхи), в лесу (с Троицы). Небольшая группа молодежи одного возраста обычно называлась гуртом.

Они пели, танцевали, играли в различные игры. Зимой ребята и девочки, начиная лет с 14, собирались на посиделки, вечеринки или досвитки. Для этого каждый гурт нанимал какую-нибудь хату, чаще всего у одинокой женщины. На таких вечеринках девушки занимались работой — шили, пряли, вязали. Но успевали они и повеселиться вместе с ребятами — песни, игры продолжались до поздней ночи. Здесь же все собравшиеся обычно ужинали и ночевали. Вечеринки или досвитки проходили без участия и без контроля взрослых, но молодежь не злоупотребляла своей свободой. Как писал один из жителей ст. Прохладной, «несмотря на то, что девушки и парни вместе проводили целые ночи, в их отношениях строжайшим образом соблюдалась скромность и благопристойность»

В дореволюционное время браки у казаков заключались в довольно раннем возрасте. Девушки выходили замуж лет с 16, но чаще всего в 17—18 лет. Девушка старше 20 лет во многих станицах считалась уже старой девой (в станице Екатериноградской их называли передойками}. Жениться на ней мог только вдовец с детьми.

Казаки женились обычно с 18, но изредка даже в 17 лет, чтобы скорее привести в дом работницу. Обычно в 21 год, когда казак шел на военную службу, он был уже женат. Тех, кто долго не женился, в ст. Прохладной называли кабардинскими парубками — кабардинцы в отличие от казаков женились поздно.

Выбор жениха и невесты.

Решая, на ком женить сына или за кого отдать дочь, родители советовались со своими родственниками, но последнее слово оставалось за отцом. Он мог сказать дочери: «Не за кого ты хочешь, а за кого я отдам». Конечно, не все отцы и особенно матери (если не было в живых отца) отдавали дочерей замуж насильно. В 20-е годы чаще, хотя и не всегда, при заключении брака родители стали учитывать желания своих детей.

Если даже девушке — казачке не нравился жених, за которого ее хотели выдать родители, она очень редко решалась пойти против их воли. В таком случае ее мог похитить тот, за кого она хотела выйти замуж. Бывало даже, что невесту похищали прямо во время свадьбы, едва ли не с церковных ступеней. После этого ее родителям приходилось смириться с ее выбором и дать согласие на брак. Но такие случаи составляли исключение. Гораздо чаще девушка подчинялась воле родителей. Такие же исключения из правил, когда жених похищал (умыкал) невесту были у кабардинской и у балкарской молодёжи.

Вот как описывает кабардинскую свадьбу Хан-Гирей: «Молодые адыги, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования. После такого объяснения мужчина просит в жены себе избранную девицу у ее родителей через своих поверенных. Если родители согласятся, он делает отцу или брату девицы подарок, что соответствует обручению или сговору. После сего обряда выбранная девица принадлежит жениху ее (т. е. другие не должны добиваться ее руки и сердца). Потом делают условия о времени взноса выкупа или условленной части. Брат или ближайший родственник вступающего в супружество с многочисленными друзьями, по сему случаю приглашаемыми, является в дом невесты, где проводят несколько суток до сделки относительного платежа выкупа, причем приглашенные друзья жениха, каждый что-нибудь платит него. сего времени нет шуток удалых и веселых, которым не подвергали бы приехавших за невестой. Всякую ночь молодежь собирается в доме, где расположены гости, и проводит в шуме, играх и шалостях всю ночь до света.(это напоминает предсвадебный обряд досвитки у молодёжи казаков) Все хорошее платье с гостей снимают, обыкновенно отдавая им взамен самое изношенное, почему приезжающие за невестой нередко одеваются в плохие и изношенные одежды).

Свадебные обряды кабардинского и балкарского народов очень похожи. Сравнительно свободное воспитание девушек, возможность общения молодежи на различных увеселениях, празднествах, танцах, состязаниях способствовали

свободе выбора жениха и невесты у балкарской молодёжи. Заручившись согласием девушки, жених через своих родственников сообщал родителям о своем выборе невесты.

Во многих случаях невесту для сына находили родители через родственников, знакомых и т. д., наводили справки об ее родителях, имущественном положении, о ее воспитанности, способностях и т. д. Если полученные сведения удовлетворяли их интересы, они сообщали об этом сыну, который несомненно считался с выбором родителей. Молодой человек любыми путями добивался встречи с ней, знакомился. Нередко он ездил со своими друзьями в селение, где она жила, и у знакомого или родственника виделся с девушкой, то есть устраивались смотрины.

Из рассмотренных примеров видим, что молодые люди Кабардино — Балкарии свободно общались и могли выбрать себе невесту по душе, но последнее слово оставалось за родителями.

Предсвадебные обряды у терских казаков несколько отличались от предсвадебных обрядов горского народа, но у всех молодёжь в доме невесты устраивала игры, развлечения

Традиционную казачью свадьбу можно разделить на два основных этапа. Первый из них составлял предсвадебные, подготовительные обряды, второй — собственно свадьба. В свою очередь предсвадебный цикл распадается на несколько обрядовых комплексов. Первый из них включает в себя сватовство, сговор, осмотр хозяйства жениха и т. п. Такой же обряд был и у кабардинского и балкарского народов. Содержанием этого обрядового комплекса было достижение договоренности между родственниками невесты и жениха о предстоящем браке, об условиях его заключения. Сватовство было первым обрядом предсвадебного цикла среди всех народов Северного Кавказа. Тех, кто сватал девушку, в большинстве станиц называли сватами. Сватов выбирали родители жениха, обычно из числа своих родственников. Чаще всего к родителям девушки посылали 2—3 сватов, среди них были и мужчины, и женщины.

Сватами, как правило, были люди пожилые, опытные, они обязательно должны были состоять в браке, причем, именно в первом браке — «первой судьбы». Вдовам, вдовцам, а после появления и разведенным, никогда не поручали сватовство.

Очевидно, существовало представление о том, что от выбора сватов зависела будущая судьба молодых. Придя к родителям девушки сваты заводили иносказательный разговор. Как сообщают информаторы, едва ли не во всех станицах этот разговор начинался с вопроса: «У вас телочка продается?»

В конце XIX—начале XX в. ни в ст. Прохладной, ни в ст. Екатериноградской родители девушки сразу не давали согласия на брак. Даже если им нравился жених, они откладывали окончательный ответ на несколько дней или недель. Сваты приходили к ним во второй и в третий раз.

Такой обряд похож на сватовство у балкарского народа. (Избрав невесту для своего сына, родители приступали к сватовству (келечиле). К родителям избранной девушки отправлялись ближайшие родственники жениха, а иногда в том числе дядя по матери и т. д. Обычай не позволял родителям и собравшимся для этого случая родственникам невесты сразу давать удовлетворительный ответ.)

Когда предварительная договоренность о свадьбе была достигнута, у жениха и невесты спрашивали согласия на брак. Такое согласие они, как правило, давали независимо от того, как в действительности относились к предстоящему браку. В станице Прохладной и Приближной девушка отвечала своим родителям: «С вашей воли не выйду».

Осмотр хозяйства жениха. Этот обряд был у всех народов Кавказа, имел разное название. У казаков это выглядело так. После сватовства родственники невесты шли или ехали к жениху печь смотреть, то есть осмотреть дом, двор, хозяйство семьи, в которую они собирались отдать свою дочь. Практическое значение этот обычай имел только тогда, когда жених и невеста жили в разных станицах и родители невесты не знали его имущественного положения. Но в таком случае жених мог их и обмануть — вместо своего двора показать им хозяйство богатого соседа. Если жених и невеста жили в одной станице (что бывало чаще), то ее родителям, конечно, было известно, насколько состоятельны их будущие родственники, но обычай соблюдался и в этом случае, хотя родственники невесты и жениха не столько осматривали хозяйство, сколько продолжали праздновать сватовство.

Кладка. Обычно в ходе сватовства родители жениха и невесты договаривались о расходах на свадьбу. В ст. Екатериноградской в начале XX в. жених должен был заплатить родителям невесты «условленную сумму денег, от 10 до 200 рублей, смотря по состоянию. Иногда, вместо денег (или вместе с ними) жених дает одну или несколько лошадей, быков, коров, баранов или известную меру пшеницы, муки, проса, а иногда отдает рощу, сад и т. п.» (Это напоминает калым, который платил жених горского народа.)

Это единственное упоминание о том, что родители невесты могли получить в качестве свадебного выкупа скот, рощу или сад. Как правило, взнос жениха состоял из денег, продуктов питания, предметов одежды или домашнего обихода, необходимых для приданого. Например, в ст. Прохладной родители невесты получали от родителей жениха «пособие деньгами, водкой, вином, мукой и разными продуктами из домашнего хозяйства». Все эти припасы были предназначены для свадьбы. По свидетельству информаторов, в более поздний период во всех станицах, включая и станицу Екатериноградскую, жених чаще всего платил родителям невесты от 10 до 50 рублей. Иногда он покупал невесте свадебное платье, туфли или недостающую часть приданого — одеяло, шаль, юбку и т. п. В станице Приближной этот взнос называли кладкой — как во многих регионах России. Впрочем, в этой же станице зафиксировано и другое его название — калым. Но в отличие от калыма, известного многим народам Кавказа, кладка в казачьих станицах не оставалась у родителей невесты, а тратилась ими на свадьбу или на приданое.

Сговор в конце XIX — начале XX в. совершался и в ст. Прохладной, и в ст. Екатериноградской. Сговор был едва ли не главным обрядом предсвадебного цикла. Именно во время сговора здесь сводили» жениха и невесту, а также заключали окончательное соглашение о свадьбе. В день сговора торжественная процессия с песнями отправлялась из дома жениха в дом невесты. Родственники невесты усаживали пришедших за стол, угощали. Потом одна из девушек вводила в комнату невесту, которая подносила жениху рюмку водки и рюмку вина, просила отведать. Жених выпивал, целовал невесту. В это время девушки пели: «И как тебе, Настасьюшка, не стыдно чужого-то детинушку целовать…»

Затем невеста обносила вином и водкой своих родственников и родственников жениха, а девушки пели песню:

Пьяница — пропойца Катенькин батюшка, Пьяница — пропойца Катенькина матушка. Ой, пропили Катеньку за мед, за горилку и т. д.

На этом своды заканчивались, но сговор продолжался; родственники жениха и невесты начинали класть руку, скрепляя договор о браке. Согласие на брак родители девушки давали несколько раз — вначале сватам, потом родителям жениха во время сватовства, наконец, окончательное в ходе его сговора. Как же выражалось согласие или отказ от брака? Во всех станицах сваты, направляясь в дом девушки, брали с собой хлеб и водку или вино. Если родители девушки не хотели выдавать ее замуж, то они возвращали сватам их хлеб и выпивку — это означало отказ.

Вот так отказ или согласие на брак выглядели у балкарского народа. Визиты и переговоры повторялись 2-Зраза. Если родная тетя девушки по отцу касалась рукой очажного треножника, это означало, что родители должны посоветоваться с родственниками. Поставленный у очага чистый чугун означал, что пока ничего ответить не могут, полное ведро воды давало надежду не согласие, ложки на деревянном подносе говорили о том, что к ответу не готовы, чашка на сковороде говорили о том, что скоро будет ответ, шампур же в вертикальном положении говорили, что ответ будет отрицательным.

Во время сватовства, после того, как жених и невеста давали согласие на брак, кто-нибудь из присутствующих, чаще всего невеста, разрезал принесенный сватами хлеб обычно на 4 части, и давал их родителям жениха и невесты. С того момента, как девушка разрезала хлеб, она во всех станицах считалась просватанной. Этот обычай сохранился у казаков до настоящего времени. Во всех трех обрядах, скреплявших договор о браке, важная роль отводилась хлебу. Очевидно, в основе их лежало представление о том, что совместная трапеза объединяла людей, создавала

тесные, даже родственные, связи между ними.

В старину терские казаки свадьбу играли как театрализованное зрелище. В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и свадьбы как бытового юридического акта. В этом отличие свадебного обряда терских казаков от народов Кавказа. Посиделки и вечеринки. После сватовства, а в ст. Екатериноградской после сговора, в доме невесты едва ли не ежедневно собирались ее подруги, помогали ей шить и вышивать приданое, а также подарки для жениха и его родственников — платки, кисеты, карманы для свекрови. Это и были посиделки. Кроме них устраивались вечеринки — в доме невесты собиралась молодежь, проводила время в песнях, плясках, играх.

У кабардинцев свадьба, как и прием гостя, — дело всей родни. До сих пор во многих кабардинских семьях принято платить калым за невесту. В сборе этого калыма принимают участие все родственники. В приданое обязательно должны входить мебель, постельные принадлежности, посуда, различные вещи, предназначенные для родственников жениха, в виде подарков. Бедное приданое считается позором не только для невесты, но и для всех ее близких.

А вот так выглядит современная кабардинская свадьба глазами , если жених украл невесту.

С самого утра в доме Кармоковых звучит музыка. Сегодня первый день свадьбы Алима и Зарины. Хотя без их участия. Вечером должны приехать родственники будущей невестки — знакомится с родней, и договариваться о свадьбе. Все расходы по организации берут на себя родственники жениха. За родителями невесты — приданное. Кстати, оно выходит дороже самой свадьбы. Ведь молодую нужно обеспечить всем — от косметики до шубы. Причем все должно быть только новым. Лариса Адамовна не видела сына уже 15 дней. Именно столько времени прошло с момента, как Алим выкрал невесту. Пока он не будет прощен родными за то, что без разрешения старших вступил во взрослую жизнь, он не может показаться на глаза родителей. Все это время прячется у друзей, а пока Лариса Адамовна готовится к знакомству с невесткой. В ожидании гостей, стряпают национальные блюда.

Ни одна свадьба не обойдется без «хажанышэ» — говядины в собственном соку. Кстати, мясные блюда готовят только мужчины. А вот сладкий стол — это уже женская обязанность. На столе обязательно должны быть лакумы, щербет и сладости. И, конечно, паста — так называется национальный хлеб. Кабардинцы говорят, что именно ей они обязаны здоровьем и стройностью.

Ближе к вечеру в дом Кармоковых приехали родственники со стороны невесты. Женщин и мужчин строго по возрасту рассадили в разных комнатах, где родня знакомится друг с другом. Хотя, знакомство — это формальность. Ведь в маленьком селе все друг друга итак знают. Посланец от жениха и невесты заверяет перед мулой согласие молодых на брак. С этого и начинается церемония. Интересно, что ни жених, ни невеста, ни тем более родители в бракосочетании не участвуют. Только старейшины рода.

«Ваш род отдает девушку?» — звучит вопрос мулы. И в ответ слышим — «отдает». Каждая из сторон должна три раза ответить на этот вопрос. После того, как мула разъединит пальцы старейшин, брак считается заключенным. Не в момент

регистрации в ЗАГСе, а именно сейчас молодые стали мужем и женой. В своем будущем доме жених и невеста появляются лишь на второй день свадьбы. Молодая знакомится со всеми родственницами и получает наставления старших. Интересно то, что со свекровью невеста знакомится в последнюю очередь в обряде связывания и выкупа.

После знакомства невесту обычно уводят из дома. Теперь очередь жениха. Он появляется в окружении телохранителей обязательно с покрытой головой, по обычаю отец подает ему поднос с разными вкусностями и говорит сыну наставления. После чего Алим должен выбежать из дома, удержав на голове шапку. По кабардинским обычаям свадьба — это, прежде всего праздник для родственников и гостей.

За 2—3 дня до казачьей свадьбы начинался новый этап предсвадебной обрядности, связанный непосредственно с подготовкой к свадьбе. Некоторые обряды этого этапа исполнялись во всех станицах на территории Кабардино — Балкарии — это изготовление и украшение каравая, посещение кладбища невестой-сиротой, девичник. За день или за два до свадьбы во всех станицах пекли свадебный обрядовый хлеб — каравай. Кроме того, во всех станицах к свадьбе готовили небольшие булочки — шишки, без которых и сейчас не обходится ни одна казачья свадьба. Каравай украшали шишками и птичками из теста, калиной, но главным его украшением была ветка. Каравай украшали девушки — подруги невесты. Свою работу они сопровождали песнями. Вот что пели в ст. Александровской: А калина-малина на полгоре стояла, Да не сильно расцвела, Всего только два цвета: Аленький да беленький. Аленький — Иванушка, Беленький —Марусенька, Под конец стола стояла, В руках чару держала: — Родимый мой батюшка, Изволь чару выкушать, Мои речи выслушать. Не отдавай меня, младу, Хоть годочек посижу, Алы ленты доношу.

После окончания всех предсвадебных, подготовительных обрядов начиналась собственно свадебная обрядность. Первым днем свадьбы большинство информаторов считают день, в который происходило венчание. Венчались в церкви обычно в воскресенье. Традиционная казачья свадьба продолжалась не менее трёх дней.

Вначале жених ехал за невестой, они вместе отправлялись в церковь, а оттуда в дом жениха. В конце 19 века в нашей станице, когда привозили невесту в дом жениха, то свадебный поезд въезжал во двор «через костёр», по словам местных жителей, «от колдовства». В дверях дома молодых встречали родители жениха с хлебом — солью, с иконой благословляли их. Тут же невесту и жениха осыпали хмелем, деньгами, конфетами. В обряде кабардинского народа невестку при входе в доме жениха, обсыпали сухариками.

Свадебной одеждой жениха была казачья военная форма — бешмет, черкеска, пояс с кинжалом. Как известно эта одежда заимствована у кабардинцев. О том, как одевалась невеста, нет сведений ни в одном описании свадьбы конца XIX — начала XX в. Но из рассказов информаторов известно, что уже в дореволюционные годы наряд невесты состоял из длинного белого или светлого платья и фаты. Подвенечному платью приписывали магическую силу, его хранили всю жизнь. Если болел ребенок, его накрывали свадебным платьем, он должен был выздороветь. Невесте в день свадьбы заплетали одну косу, волосы впереди завивали (плоили). Сверху надевали фату и белый восковой веночек. Вскоре после приезда или же после обеда и даров невеста выходила из-за стола и в другой комнате с помощью старшей дружки переодевалась в обычный костюм и надевала платок. Изменение одежды подчеркивало изменение ее социального статуса. Кабардинская невеста так же после свадьбы меняла шапочку на платок.

Родительское благословение жених и невеста получали в день свадьбы. Если у кого-то из них не было родителей, то он шел на кладбище накануне или в первый день свадьбы. Невеста с дружкой становились на колени. Девушки пели: Да не лавровый лист по земле стелется, Да не Олюшка к земле клонится.

Приезд жениха за невестой во всех станицах проходил примерно одинаково. Жениха сопровождал свадебный поезд — фаэтон, несколько бричек, а зимою — сани, в которых размещалась его свита — дружко, свашка, бояре т. д. Подъехав к дому невесты, они останавливались перед закрытыми воротами, которые охраняли родственники невесты, вооружённые палками, кольями, а иногда и ружьями. Приехавших пускали во двор только после того, как они давали выкуп — водку, если в воротах стояли взрослые, или деньги, если ворота охраняли подростки. В ст. Екатериноградской приехавших встречали песней: Нежданные гости. Зачем приезжали? Как бы мы вас ждали, Да ковры разостлали.

Величальные и корильные песни во время свадьбы пели дружки и родственники невесты. В величальных песнях девушки обыгрывали жениха и невесту, шафера, других гостей и получали за это деньги. В корильных песнях гости высмеивались, чаще всего дружко и свашка. В ст. Александровской пели: А сваха — чумаха, не мыта рубаха, На свадьбу спешила, рубаху не мыла.

Эти песни были одним из проявлений ритуальной враждебности между стороной невесты и жениха.

Выкуп невесты. Когда жених и его свита входили в дом невесты, она сидела за столом в переднем углу. С нею рядом сидел младший брат, реже-—сестра невесты или несколько детей. Они были вооружены скалками и требовали выкуп — «продавали» невесту. Девушки при этом пели:

Торгуйся, торгуйся, братец Не продавай сестру дёшево Проси за неё сто рублей За её русу косу тысячу. За ум, за разум — счету нет.

После этого начинался свадебный обед, Дружки провожали невесту в дом жениха, но оттуда они, как правило, вскоре уходили. Если не считать старшей дружки и шафера, на свадьбе оставались только взрослые женатые мужчины и замужние женщины. Это показывало, что жених и невеста из группы молодежи переходили в группу взрослых, состоящих в браке людей.

Отъезд невесты из дому. Когда невеста выезжала или выходила со своего двора, ее

провожали песней. Один из вариантов этой песни записан в ст. Приближной

Съезжала Машенька со двора,

Ой, сломила да березоньку со верха,

Ой расти, расти, березонька, без верха,

Живи, живи, родный батюшка, без меня…

В свадебных обрядах народов КБР перекликались заимствованные друг у друга обычаи, как, например на казацкой свадьбе были джигитовки, слышались выстрелы и с удовольствием танцевали «Лезгинку». Очень интересен факт, что свадьба кабардинцев, проживающих в Моздоке отличается от свадьбы кабардинцев, проживающих в КБР.

«Ярко выраженный праздничный характер имела свадьба у моздокских кабардинцев. Она была красивой — с плясками, песнями, джигитовками. Появление новобрачных на свадьбе строго регламентировалось специальными церемониями. Свадьба включала следующую структуру: сватовство, регистрация брака, привоз невесты, снятие фаты (хъытех), возвращение молодого в родной дом, ввод невесты в «большой дом». Следует отметить, что у моздокских кабардинцев не сохранились, в отличии от кабардинцев Кабарды, такие элементы свадьбы как осмотр дома, поездка за калымом, побег старухи, бабки жениха и другие. Но зато в свадебный обряд моздокских кабардинцев вошли некоторые элементы, воспринятые ими у осетин-цайта и грузинских поселенцев. Например, подношение всеми приглашенными за свадебным столом подарков, прощание невесты с родительским домом и т. д. » » Это говорит о том, что рядом живущие культуры как правило проникают друг в друга.

Общее в свадебных обрядах у народов Кабардино — Балкарии:

• сватание невесты;

• обсыпание невесты при вхождении в дом жениха;

• джигитовки, выстрелы во время свадьбы;

• обращение невесты из девушки во взрослую женщину;

• воровство невесты, если родители не давали согласия на свадьбу;

• после сватания — осмотр двора жениха;

• после сватания в доме невесты вечеринки для молодёжи.

Различие в свадебных обрядах у народов Кабардино — Балкарии:

• уплата калыма только у горского народа;

• у горского народа невеста и жених не присутствуют на свадьбе;

• венчание в церкви — обряд присущ только для казаков;

• ритуальные песни исполнялись только на казачьих свадьбах.

Заключение

Нет народа без традиций. И задача каждого поколения — сохранить и приумножить всё достигнутое нашими дедами и отцами. Поэтому я создала сайт «Многовековые традиции народов Кабардино — Балкарии», чтобы больше знать о традициях народов Кавказа и представлять эту информацию в красочной форме для многочисленной аудитории.

Библиография

1. , и др.,»Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев», издательство «Эльбрус»,Нальчик, 1986г

2. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев «, издательский , 2008 г..

3. ‘Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев», издательство «Эльбрус»,Нальчик, 1990 г.

4. «Русское и украинское население Кабардино — Балкарии», издательский центр»ЭЛЬ-ФА»,2000г.. 5. Л. Б Заседателева «Терские казаки», М.: издательство, МГУ 1974г.

Получить текст

После свадьбы


После свадьбы существует один интересный обычай – называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома, а новобрачные должны её найти и вернуть. Это показывает их уважение к старшим, а также то, что старикам всегда рады под кровом у молодых.
Все действия по отношению к женщине должны выражать максимум почтения и заботы.

В этом видео – очень красивая кабардинская свадьба:

Организация свадьбы согласно с кабардинскими традициями – долгое и трудоёмкое занятие. Но благодаря размеренной подготовке всё действо выглядит торжественно и впечатляюще. А вы бы смогли проявить столько же выдержки, как кабардинская молодёжь, ожидая пока все обряды, будут соблюдены?

Кабардинская свадьба — Традиции и обычаи. Кабардино-Балкария: религия, история и интересные факты

Кабардинская свадьба – радостное и зрелищное мероприятие. В силу горячности самих кабардинцев, на торжествах часто вспыхивают споры, перерастающие в соревнования, а иногда даже во вполне реальные конфликты. А все потому, что традиционное кабардинское сватовство может длиться не один год, и все это время страсти вокруг будущих молодоженов все накаляются и накаляются. Родственники жениха задолго до его решения жениться подыскивает ему достойную девушку. После чего в семью предполагаемой невесты отправлялись уполномоченные с предложением о браке. В том случае, если согласие со стороны родных невесты было получено, а на это по обычаям могли уйти несколько месяцев, два рода начинали вести неспешные переговоры о количестве калыма.

Традиционные вехи кабардинского сватовства

Главная черта кабардинцев – это основательность и неторопливость. Поэтому к единому решению относительно брака приходили не скоро. На следующем этапе проходят обрядовые смотрины невесты, и если все прошло гладко, то начинают планировать обручение. Сватовство у кабардинцев проводится строго соответствуя веками установленным традициям и всегда проводится по одному и тому же накатанному сценарию. В какой-то момент жених отдает родственникам девушки заранее оговоренную часть калымы, и с их согласия теперь может вывести невесту за порог ее дома. Это действо тоже проходит строго по протоколу. Сватовство не менее зрелищно и насыщенно событиями, чем сама свадьба.

Свадебный обряд кабардинцев предписывает поселить жениха и невесту в разных домах. До самого дня торжества юноша не может повидаться с родственниками, старейшинами и уж тем более невестой. Только после продолжительного срока, проведенного в одиночестве и раздумьях о своей будущей жизни, невесту приводили в дом будущего мужа, где она размещалась в комнате, отведенной для их совместной жизни. В общую залу ей можно было выходить только по прошествии нескольких недель, а то и месяцев.

Свадебные традиции балкарского народа

Свадебные традиции балкарцев не менее интересны. В прежние времена браки часто происходили по договорённости между родителями двух семей, однако с начала прошлого века всё несколько изменилось – теперь инициатива исходит от жениха.

В качестве сватов выбирались наиболее уважаемые пожилые люди. Они выясняют, даст ли невеста согласие на брак с их родственником. Часто решение это принадлежало совсем не девушке, а её родным. Их слово было для неё законом.

Важную роль в подготовке к свадьбе играл калым, выкуп за невесту, который уплачивали деньгами, ценностями. скотом. В случае развода по вине супруга часть калыма записывалась на счёт женщины. Нередко сумма калыма превышала возможности семьи жениха, и тогда мужчины вынуждены были похищать своих невест. После этого уже сам жених определял размер калыма, который обязан был передать родственникам девушки.


Балкарская свадьба / gorets-media.ru

Свадебные обряды Кабардино-Балкарии

В сельской местности у балкарцев по-прежнему соблюдают старинные свадебные обряды. Если невеста живёт в одном поселении с женихом, к его дому она должна пройти путь пешком, в сопровождении подруг и родственниц. Сам жених в этой процессии не участвует.

Обязательная часть образа невест – белое платье, что считается символом молодости и красоты. Обязанностью друзей жениха был выкуп невесты во время свадьбы. После этого жених мог взять на руки возлюбленную, доведя до порога своего дома, после чего сажал на арбу.


Свадьба в Кабардино-Балкарии

Свадьбы балкарцев – шумные и весёлые праздники. Одна из старинных увеселительных игр называлась “Чаша жениха”. В большую чашу (нередко объёмом как ведро) наливалось до краёв пиво, а сам сосуд обильно смазывался снаружи маслом. Скользкую чашу друзья жениха передавали друг другу. Требовалось выпить всё пиво, не пролив ни капли. Конечно, подобное удавалось немногим, а проштрафившийся должен был исполнять пожелания гостей.

Традиции балкарцев с давних времён по сей день не слишком изменились. Некоторые аспекты стали менее значимыми, отношение смягчилось, однако в большинстве своём обряды остались прежними. Современные балкарцы похожи на своих предков. Они остаются такими же гордыми, яркими, своеобразными людьми с богатой культурой, которую бережно хранят.

На обложке: Государственный фольклорно-этнографический ансамбль танца «Балкария» / @EBalkaria / twitter.com

Современная интерпретация кабардинских обычаев

Теперь уже мало кто из кабардинцев придерживается всех процедур и ритуалов. Жизнь в больших городах способна все ускорить и упростить. Современные традиции кабардинских свадеб сводятся только к самым распространенным и популярным элементам культурного наследия: пению, музыке, национальным костюмам и заздравным напутствиям. Больше всего уважаемых старцев возмущает тот факт, что теперь перед заключением брака надо получить согласие и самой девушки, а не только ее родителей. Ее по-прежнему забирают из-под родительского крова и селят в дом к ближайшим родственникам, но только в том случае, если сама предполагаемая невеста согласна брак – приходит Имам и оформляет брак. И если раньше торжество проходило обязательно в доме, то теперь все чаще празднуют в ресторане.

Если девушка не желает выходить замуж именно за этого мужчину – она может просто развернуться и уйти обратно домой к родителям. Раньше, как гласили традиции, жених е его близкие друзья просто могли украсть понравившуюся женщину, после чего у нее, собственно говоря, совсем не оставалось выбора. Сейчас такой поступок может быть расценен как посягательство на жизнь и свободу человека.

Кабардинские принципы

Конечно, на современный быт кабардинского народа значительно повлияли процессы урбанизации, однако это вовсе не означает, что старинные обычаи ушли на второй план.

У жителей Кабардино-Балкарии существуют незыблемые семейные принципы, что практически не изменились с веками. В немалой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – свод морально-этических принципов, обязательных для каждого кабардинца. Значительная роль в нём отводится семейному укладу.


Кабардинская семья открытка 1905 года

Как и для далёких предков кабардинцев, в жизни современного народа Кабардино-Балкарии семья играет важнейшую роль. Все члены семейства должны с уважением относиться друг к другу. Особый почёт оказывается старшему поколению. Старейшина рода приравнивается к богу. В его присутствии младшие члены семьи не имеют права первыми заговорить и, тем более, перебить во время разговора. За столом старейшина занимает самое почётное место.

От себя хочу заметить, что во многих кабардинских селениях и сегодня существуют советы старейшин – старших представителей села, за которыми нередко остаётся последнее слово в принятии важных общественных решений.


«Народы Кавказа», русская литография, конец XIX века

Семейный уклад в Кабардино-Балкарии – патриархальный. Но это не значит, что женщина не имеет прав. Напротив, она считается истинной хранительницей уюта и покоя в доме, к ней относятся с большим уважением.

У кабардинцев есть пословица: “Муж творит жену, а жена творит мужа”. И это, как мне кажется, очень точные слова. Согласно многовековым принципа, кабардинцы считают, что вступать в брак можно лишь единожды – лишь так можно сохранить семейные ценности. Для молодого поколения семья родителей является примером для подражания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]