В давние времена практически единственным способом обеспечения благосостояния семьи считалось сельское хозяйство. На протяжении большей части года население Руси было занято возведением урожая, а затем его сбором. Осенью наступал период, когда работы становилось значительно меньше. По этой причине данное время года стало пользоваться особой популярностью для проведения сватовства, а также свадебных гуляний. Благодаря такому фактору осень получила особую характеристику, и ее стали называть «пора свадеб».
Осень – пора свадеб
На Руси свадьбы играли не только осенью, но причины популярности этого времени года как поры торжеств обусловлены обычными житейскими особенностями быта русского народа. Жизнь людей того времени была тесно связана с церковными традициями, принять которые должен был каждый, а также некоторыми бытовыми нюансами. Возможность устраивать гулянья весной, например, для обычных сельских жителей была непосильной задачей. Все материальные средства и собственные силы направлялись на подготовку к главному делу – началу сельскохозяйственных работ.
Зажиточные и богатые представители русского народа играли свадьбы в любое время года, но осень всегда оставалась в приоритете. Традиционно пора свадеб открывалась одновременно с празднованием Красной Горки в первое воскресенье после Пасхи и заканчивалась последними днями ноября. У современных молодоженов желание отпраздновать свадьбу осенью обусловлено иными причинами, не связанными с сезонными работами или иными факторами, имеющими главную роль в старину.
Современные преимущества осени в качестве свадебной поры:
- летом собрать гостей затруднительно из-за периода отпусков;
- природа осенью отличается особенной красотой и богатством красок;
- большинство овощей и фруктов созревают осенью.
День свадьбы.
Главным распорядителем на свадьбе был дружка шафер. Как правило он был старшим братом или близким другом жениха. Дружка следил за правильностью выполнения всех свадебных ритуалов принятых в данной общине. Жених с дружкой и родственниками отправлялся в дом невесты. Эта процессия называлась свадебный поезд. Дорогу перед свадебным поездом ритуально подметали иначе на неё могли бросить предмет на который наведена порча.Перед домом совершался выкуп невесты. Иногда жениху вместо невесты подсовывали старуху, выводили другую женщину покрытую платком. Тогда жениху приходилось выкупать невесту ещё раз. Далее жених и невеста отправлялись в церковь венчаться.А затем в дом жениха на свадебный Пир. Свадебный Пир мог длиться 2 или 3 дня.
Свадебный пир.Пора свадеб на Руси по церковному календарю
Традиционно пора свадеб на Руси начиналась со дня Симеона Столпника, который праздновался 14 сентября, а заканчивалась в конце ноября, одновременно с началом поста. Среди существующих храмовых праздников выделялись особые дни, когда играть свадьбу не только рекомендовалось, но даже считалось хорошей приметой. Самыми благоприятными периодами для бракосочетания, а также венчания являются Осенний мясоед, Зимний мясоед и начало лета.
Осенний мясоед
Благоприятный период для свадеб, который начинает отсчет с 28 августа, а заканчивается 28 ноября, получил название «Осенний мясоед». Точкой его начала является Успение, а окончание – Рождественский пост. Самый главный праздник для девушек в период Осеннего мясоеда – Покров (14 октября). По обычаю, накануне этого дня надо было просить Пресвятую Богородицу о встрече со своим суженным. Свадьбы, сыгранные в этот день самые счастливые.
«Вторые осенины» – праздник, который традиционно отмечался 21 сентября. С одной стороны этот день долгожданный завершением работ, сбора урожая, с другой – лучшим временем для празднования свадеб. Более распространенное название этого праздника – Рождество Богородицы. Она главная помощница женщин и матерей, поэтому браки, заключенные в этот день, являются самыми крепкими.
Зимний мясоед
Зимний мясоед – пора свадеб, которая начинается через несколько дней после Рождества и заканчивается Масленицей. На Руси эти несколько недель называли «свадебник». Церковных праздников в это время нет, поэтому родители незамужних и неженатых детей активно сватали своих чад, а также играли шумные свадьбы. Начиналась пора торжеств сразу после окончания Святок. До 19 января Церковь не проводит обряды венчания.
В феврале к выбору даты венчания следует относиться с осторожностью. С 16 числа начинается Масленичная неделя, а с 23 февраля – Великий пост. Браки лучше заключать до этого периода. Особой популярностью пользуется праздник День Святого Валентина (14 февраля). В этот день миллионы пар связывают себя узами брака. По церковным традициям венчаться рекомендуется до 16 февраля. Браки, заключенные в этот период, счастливые и обещают молодоженам спокойную жизнь в мире и взаимопонимании.
В декабре свадьбы праздновать не рекомендуется. Обусловлено это Рождественским постом. По приданию, семьи, созданные в этот период, обречены на неудачу. В старину обряд венчания был обязательной традицией. Пост запрещает свадебные гулянья, венчание, а также накладывает существенные ограничения на праздничный стол. Декабрь – самый насыщенный по церковным запретам месяц.
Весенне-летняя пора
Очередной свадебный сезон открывается в первое воскресенье после окончания Пасхи. Традиционно этот период называют весенне-летней порой венчаний и гуляний. Свадьбы продолжали играть вплоть до Троицы. Данная традиция пользуется популярностью и у современных молодоженов. По статистике, праздник на протяжении многих лет характеризуется, как свадебный бум.
В старину считалось, что браки, заключенные на Красную Горку, получают поддержку свыше. По поверьям, молодые семьи, созданные в этот день, обязательно будут счастливыми и крепкими. Красная Горка длится одну неделю. Свое название период получил благодаря традиции встречать весну массовыми мероприятиями, объединяющими всех жителей села. Для проведения торжеств на Руси выбирались самые высокие точки сел и деревень. Основное внимание во время гуляний уделялось незамужним девушкам и парням. Во время празднований потенциальные женихи делали предложения своим невестам.
Девушки одевали свои самые красивые платья и украшения, стараясь всеми способами обратить на себя внимание своих избранников. Считалось, что молодой человек, который во время празднования Красной Горки, обольет девушку водой, обязательно должен в ближайшее время прийти к ней свататься. Такого поступка от кавалеров ждали все незамужние красавицы.
Летний период – сложная пора для молодоженов. В это время выбрать подходящую дату венчания затруднительно. Май – основной неблагоприятный месяц для свадеб. В июне и июле практически сменяют друг друга Троицкая неделя, Петров и Апостольский пост. Если удается подобрать дату свадьбы вне церковных праздников и приходящуюся на нужный день недели, то отдельное внимание стоит обратить на старинные приметы. Июнь по поверью обещает сладкую жизнь, а июль сравнивается с кисло-сладкой ягодой.
В какие дни не играют свадьбы и не венчаются
По церковному календарю некоторые даты нежелательны для проведения свадеб. Раньше запрещалось осуществлять венчание в важные церковные праздники, период постов, а также некоторые конкретные дни недели. Первые два нюанса сохранились до наших дней, а с днями недели, подходящими для бракосочетания, произошли существенные изменения. На Руси, например, нельзя было играть свадьбы по средам или пятницам. Современными традиционными днями для росписи являются пятница и суббота.
Периоды, когда нельзя играть свадьбы и венчаться:
- масленичная неделя («на Масленицу жениться – с бедой породниться»);
- месяц май («в мае жениться – всю жизнь маяться, счастья не видеть»);
- период постов (Успенский, Великий, Рождественский, Петров);
- период Святок;
- вторник, четверг в любое время года;
- 11 и 27 сентября (дни усекновения Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня).
Полные данные о неблагоприятных днях для бракосочетания содержат специальные церковные календари. Если дата обозначена, как церковный праздник, то венчаться, а также играть свадьбу не рекомендуется. Такие календари продаются в газетных киосках или церковных лавках. Если вы соблюдаете традиции, верите приметам, то такую шпаргалку надо иметь при себе обязательно.
Ранние браки
Когда создавать семью — вопрос непростой как для мужчин, так и для женщин. Однако в Средние века в Европе вопрос «когда» особо не обсуждался. Нередки были договорные браки, когда родители договаривались за своих детей порой до их рождения.
Главной целью таких договорённостей была политическая и/или экономическая выгода обоих семейств. Согласия детей, ясное дело, никого не волновало. Да и отношение к институту брака было довольно своеобразное: жена считалась, как ни печально, собственностью мужа, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Согласно имеющимся историческим документам, возрастом, позволяющим вступать в брак, считалось 14-летие для мальчиков и 12-летие для девочек. Очевидно, что в таком возрасте ни о каком добровольном желании создать семью речи не идёт.
Одной из причин столь ранних браков была маленькая продолжительность жизни. Как известно, в средневековье сорокалетний мужчина считался едва ли не стариком. Средняя продолжительность жизни еще пару веков назад составляла не более тридцати лет и потому, отодвигая свадьбу на более поздний срок, можно было так и не жениться.
Венки и ленты
Например, головной убор невесты очевидно произошел от простого венка из цветов, которым в древности украшали голову новобрачной. Своеобразной интерпретацией были широкие ленты, которые повязывали на голову или украшенные цветами обручи.
Кокошник, конец XVIII века. (Wikimedia Commons)
Чуть позже стали появляться кокошники, вышитые бисером и лентами, причем этот убор предназначался уже исключительно для замужней женщины. Волосы невеста могла распустить, а после замужества заплетала в две косы. Специальные украшения для в виде лент с бисером и бахромой кос назывались «косниками». Иногда под головной убор невеста надевала вышитое покрывало, которое позже превратилось в привычную для нас фату. Часто к обручу или повязке крепились сзади длинные цветные ленты, которые развевались на ветру. Такую повязку называли «волюшка», и после свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам или подружкам невесты как символ девичьей жизни.
Брачная ночь.
Брачная ночь.
К первой брачной ночи на Руси относились крайне ответственно. Она считалась ритуальным переходом в Новую жизнь и сопровождалась многочисленными предписаниями и оберегами. Молодых отправляли спать в неотапливаемое,холодное помещение,в клеть,в холодную горницу или даже сарай. И это несмотря на то что, свадьбу чаще всего справляли зимой. Постель застилали особым образом и подкладывали в неё различные обереги, палки, деньги, яйца, различные травы и сладости. А также тщательно проверяли не подложил ли кто-нибудь в постель смешанную собачью и кошачью шерсть. В этом случае в семье случается раздо. На русском севере был популярен ритуал разувания жениха.Он символизировал покорность жены мужу. Молодая снимала правый сапог мужа, а он ударял её плеткой которую вынимал из левого сапога. Пробуждение молодых тоже считалось особым ритуалом. Наутро гости загулявший на свадьбе приходили под дверь.Кричали,пели песни,играли на балалайке и гармони, били посуду, чтобы как можно громче разбудить молодых. После бужения молодых происходило проверка девственности невесты. На русском севере это было не принято. А вот в южных регионах России а также в Белоруссии и в Украине непорочность невесты было делом общественным. И если невеста оказывалось нечестной её родителей и сваху могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут ,подать пиво отцу в дырявом стакане.
Летний мясоед
Играли свадьбы и в летний мясоед – промежуток между постами, кода разрешено кушать мясо. Летний мясоед начинался после Петрова Поста в Петров день (29 июня) и длился до Успенского поста (1 августа).
Интересно, что вместе с Иваном Купалой и Аграфеной Купальницей Петров день формирует затяжной праздничный цикл, посвященный рассвету природы. И именно на Петров день у девушек появлялось много шансов на замужество, ведь во время гуляний, игр, обрядов приглянуться парню проще.
Конец свадьбы.
Свадьба.
Свадьба продолжалась на второй и третий день. Второй день свадьбы считался испытанием для молодой жены. Она кланялась, подносила чарку и подарок каждому родственнику по старшинству, отвечала на вопросы. Затем молодуха готовила еду,показывала приданое, демонстрировала хозяйственные навыки. Третий и последний день свадьбы называли «почестье, гостьба,отгостки, перегулка, хлебины(ударение на и). он подразумевал взаимные визиты родственников молодых для более тесного их знакомства.В противовес печальному тону кануна свадьбы конец свадьбы знаменуется весельем играми и шутками ряженых ,многие из которых похожи на масленичные и новогодние гуляния. Ряженые устраивают шутовские выходки и бесчинства,крадут кур , выпрашивает еду ,вещи, деньги и организуют совместную пирушку.
Ряженые на свадьбе.