Свадебный обряд удмуртов — последовательность традиций

Культура каждого народа по-своему уникальна и неповторима. Традиции и верования, определяющие уклад жизни различных этносов даже в пределах одной страны, могут разительно отличаться. В одном они сходятся: появление новой семьи всегда празднуется с размахом, а непосредственно свадьбе предшествует длительный подготовительный период. Проводимые в период брачных торжеств обряды направлены на увеличение благосостояния новосозданной семьи, рождение здоровых, многочисленных детей. Удмуртская свадьба — это яркое действо в исконно народном стиле, проводимое с соблюдением национальных верований и обычаев.

Старинные брачные традиции удмуртского народа

Удмурты — малочисленная народность, проживающая в Прикамье. Первые племена на этой территории появились десять тысяч лет назад, а письменные источники об удмуртах насчитывают тысячелетие. Этот народ бережно сохранил свой самобытный образ жизни. Несмотря на влияние культуры других народов и православной веры, многие ритуалы соблюдаются с языческих времен и до сей поры.

Современная жизнь вносит свои коррективы, этого никак не избежать. Удмуртия, как и все республики Российской Федерации, шагает в ногу со временем. Какие-то обычаи устарели и почти забыты, о них помнят лишь этнографы, да старики из глухих деревень. Что-то утратило свой смысл, отброшено за ненадобностью. Но освященная веками основа брачного обряда почитается, неуклонно соблюдаясь. Ритуал единения мужчины и женщины для создания новой семьи являет неповторимый колорит исконно удмуртских обычаев.

Несмотря на языческие корни, влияние православной веры на культуру удмуртов велико. Свадьба в Удмуртии, как правило, приурочивалась к большим христианским праздникам. Летний период считался крайне неблагоприятным временем для брака, работы в деревнях летом — непочатый край.

Как только заканчивалась уборка урожая – по всем селам начинали греметь свадьбы, это время от середины октября до середины ноября. Сочетаться узами брака именно в этот период считалось наиболее благоприятной приметой. Свадьба, благословленная обильным урожаем прошедшего года, сулила благополучную сытную жизнь, многочисленное потомство. А зимой было принято жениться, начиная от Крещения, 19 января, до весенней Масленицы. Запретными днями считались среда, пятница и воскресенье.

Особенностью старинной удмуртской свадьбы являются длительные перерывы между этапами обряда. Зачастую, они продолжались по нескольку месяцев. Таким необычным образом семьям и самим брачующимся давалось время собраться с духом и подготовиться к следующему сложному действу в целой череде ритуалов.

Жилище

Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах. Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.

Период выбора невесты и сватовство

Все вопросы, касательно знакомства и женитьбы решались старшими членами семьи. Девушки-невесты, достигшие брачного возраста, права голоса не имели. Зачастую, молодого жениха также никто не спрашивал. Подыскивать сыну невесту начинали, когда ему исполнялось 13-14 лет, а самым подходящим возрастом для женитьбы считали 16-18 лет. Будущая супруга должна была быть здоровой, работящей, спокойной по характеру, не калекой.

Умения и способности девушки тщательно оценивались, также, как благосостояние ее родственников, величина приданого. О девушке не должно было ходить никаких порочащих слухов. Очень часто невеста была на 2-6 лет старше жениха. Причины таких решений сугубо практичные: в хозяйстве нужны были рабочие руки. Девочку-подростка еще обучать требовалось, да неизвестно, какая из нее хозяйка бы вышла. Впрочем, родители девушек отдавать их замуж не торопились — все по тем же причинам.

К поиску подходящей кандидатуры активно привлекались родственники и знакомые. Рекомендации могли давать при необходимости зрелые замужние дамы, которые тщательно изучали потенциальных невест. Таких женщин называли дэмчи — свахи. Признанные дэмчи давали исчерпывающую информацию по кандидаткам, включая их характер, предпочтения, добропорядочность, трудолюбие, полную характеристику всей родни, а также их достаток.

Как только кандидатура была одобрена на семейном совете, готовились к сватовству. Сватом выступал отец жениха, дэмчи и выборные из ближней родни. Разговор заводила сваха, используя красочные иносказания, да порой еще и стихами, расписывая достоинства столь удачной партии для их дочери. Но родители невесты держались стойко. Получить положительный ответ с наскока не удавалось никому.

Неудавшиеся сваты откланивались, забывая что-то из одежды, как правило, рукавицы или пояс. Возвращались за потерей спустя несколько дней и снова заводили ту же песню. Порой, «забывать» приходилось по пять-шесть раз. Когда родня невесты все же смирялась с мыслью о скором прощании со своей кровиночкой, загнанных сватов ожидал разогретый невестой самовар и душистый чай.

Если родня категорически не соглашалась на предложенную партию, девушка демонстративно сдергивала скатерть со стола, выбегая из дому.

Как раз за столом обсуждался размер йырдона, выкупа за невесту, приданого выбранной красавицы и учет совместных трат на проведение торжеств. Долгие и весьма непростые переговоры оканчивались ко взаимному согласию, когда мельчайшие детали, вплоть до облачения невесты и количества полотенец в приданом были учтены.

Сватовство заканчивалось преподнесенным караваем с пиалой, полной масла, на нем. Это право предоставлялось, как правило, матери невесты или старшей женщине в доме. Представитель счастливого жениха бросал в масло серебряные монетки, знаменуя переход девушки в статус официальной невесты.

Характер

Долгие годы Удмуртия была автономным краем, поэтому ее жители чувствовали себя независимыми. Основное хозяйство всегда было связано с лесом, что, по мнению самих удмуртов, повлияло на их характер. Многим удмурты представляются спокойными, даже немного флегматичными людьми. Многие беспокоятся о мнении других, но никогда не вступают в ссоры. С древних времен удмурты считают затевание вражды тяжким грехом. Часто люди предстают замкнутыми, стеснительными и сдержанными. По отношению друг к другу они, напротив, открыты, общительны, эмоциональны.

Подготовка к свадьбе

Родственники с обеих сторон готовились по отдельности. На свое усмотрение приобретали и заготавливали продукты для праздничного стола, шили и покупали наряды, украшения. Забивали скот, подготавливали оговоренный калым и приданое. Доставалось все самое лучшее — свадьба должна была продемонстрировать достаток семьи, богатство жениха и красоту невесты, а также сплоченность их родственников.

Принято было лично звать на праздник приглашенных родственников, друзей и уважаемых людей — это знак наивысшего почтения. В основном, этим занималась мужская часть семьи, поскольку женщинам хватало хлопот с подготовкой.

Жизнь

Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.

Свадебный обряд

Торжественные ритуалы по сочетанию брачными узами условно делились на две части. Сначала праздник проходил в доме невесты, затем все дружно направлялись к жениху, где продолжались ритуалы и пир. Однако, если девушку увозили из отчего дома сразу по достижению сговора, праздновать начинали у родителей новобрачного.

Сюан — празднование в доме невесты

Родня жениха снаряжала свадебный поезд, состоящий из множества повозок, запряженных лошадьми. Поезд украшался как можно богаче, в том числе сбруя. Повязывались ленты, цветы, металлические и драгоценные мониста, кольца. Жениха провожали остающиеся в доме родственники, давая шутливые и серьезные наставления. Поезжане – так назывались участники шествия, выбирали из своего числа наиболее уважаемого мужчину, который возглавлял парадный кортеж и распоряжался на свадьбе. Присутствие дэми было обязательным.

Родня избранницы в поездке участия не принимала. Их обязанностью было помочь с организацией пира, встретить и потчевать гостей. Дом к приезду гостей роскошно украшали. Все доступные поверхности застилались парадными скатертями и гобеленами, окна и зеркала обрамлялись вышитыми рушниками. На стол подавались соленья, холодное мясо, хлеб и домашняя выпечка.

Поезжан встречали у ворот, с порога предлагая выпивку – кумышку, национальный крепкий напиток, лепешки или хворост. Кто хотя бы кусочка не откусил – во двор не пускали. Представляли руководителей торжеств, а затем рассаживались к столу. Начинались долгие песни до самого конца застолья. Именно в песнях описывались все достоинства жениха и невесты, знакомя таким образом молодых друг с другом и новыми родственниками. Спев все, что только можно было озвучить в отношении брачующихся, гости и хозяева пели прощальные песни, собирали невесту. Вручались подготовленные подарки.

Ярашон – празднование в доме жениха

Ярашон назначался, как правило, по истечении нескольких дней или недель. Если Сюан праздновали на Рождество, то следующий этап назначали на Масленицу. Праздничный кортеж должен был посетить дома родственников и уважаемых людей, обязательно заезжали к распорядителю свадебных торжеств. В каждом доме их ждало угощение, их учили обрядовым песням, давали наставления для благополучной жизни. При этом, новобрачные сами песен не исполняли.

Где-то в процессе поездки пропадала новобрачная. Безутешный жених должен был ее найти. Пир продолжался в доме жениха. Когда девушка вступала на территорию, ей под ноги бросали подушку – чтобы характер был мягкий и уживчивый.

Заключительный день празднования знаменовался маскарадом. Чем причудливее был представленный образ — тем веселее. Поезжане прощались с новобрачными, стараясь всеми силами довести молодую до слез. Считалось благой приметой, если она выплачется – тем меньше горестей останется на ее долю в будущем.

Первая брачная ночь

Избранницу встречала свекровь и провожала на женскую половину. Там она расплетала девичью косу, делала женскую прическу и надевала чалму, которую отныне замужняя женщина должна была носить постоянно. После этого молодых оставляли на первую брачную ночь, окутывая их ложе вытканным невестой пологом.

Интересные обычаи удмуртской свадьбы

Каждый народ имеет свои оригинальные маленькие обычаи и приметы, касающиеся вступления в брак. Удмурты не являются исключением.

  • Сваты должны были иметь при себе отборный нюхательный табак. Если он понравится отцу невесты — согласие, считай, в кармане.
  • Оба родителя не должны были принимать участие в сватовстве, только отец или старший родственник, а при их отсутствии — мать.
  • Одним из оригинальных обычаев удмуртов является возможность забрать сговоренную невесту в дом жениха сразу по окончании сватовства.
  • Девушка сама должна была вышить полог, которым закрывали постель новобрачных.
  • Чтобы новобрачных выпустили из дома родителей девушки, жених должен был заплатить выкуп.
  • Когда невеста готовила табани — дрожжевые блины в доме жениха, ей всячески мешали дружки жениха, закрывая заслонки в печи, превращая работу в веселую игру. Чтобы прекратить безобразие, парням подносили выпивку.
  • Основными считались обряд одевания невесты в доме мужа, когда ее облачали в женский головной платок, и купание, когда девушку обливали водой из ведер наутро после первой брачной ночи.
  • У хозяев дома могли потребовать бочонок кумышки, причем именно той, что была сделана на рождение новобрачного.

Все обычаи на удмуртской свадьбе имели глубокое обрядовое значение, или способствовали созданию необходимого настроя. Всё же, переход из одной семьи в другую – весьма сложный период.

Внешность

Большинство удмуртов рыжеволосые. Щеки от природы впалые, а на лицах часто можно видеть веснушки. Профессор Николай Никольский отмечал, что у большинства удмуртов крепкие белые зубы, острый подбородок, лицо имеет желтоватый оттенок, а глаза узкие.

Одежда

Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются:

  • холст
  • сукно
  • овчина.

Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, а поверх нее надевали белый халат, который подпоясывали. Если требовалось одеться теплее, надевали камзол. Для ног — штаны. Одежда обыкновенно была цветной, а в праздничный день люди носили белое. Обувью служили валенки или лапти. Вышивка позволяла украсить одежду орнаментом по собственному усмотрению, женщины любили расшивать наряды бисером и украшать себя бусами, а на юге особой популярностью пользовались монеты. Замужним полагалось носить повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка. Ее тоже украшали монетками, реже раковинами. Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом. Ее подпоясывали, на ноги надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищали от холодов и позволяли показывать свой статус. Сейчас этническая мода не утратила былой популярности, смешавшись с современным европейским стилем.

Вступление в новую жизнь

Поутру начинались испытания новоиспеченной супруги. Она должна была продемонстрировать свое приданое, которое придирчиво оценивали новые родственники. А также – убедить всех в своих кулинарных и хозяйственных умениях. Девушка должна была приготовить угощение для гостей и родственников со стороны мужа, выполнить задания по хозяйству. Затем все отправлялись к реке, где совершался ритуал омовения, молодая женщина бросала в воду монетку из серебра и набирала воды. На этой воде готовилось угощение для гостей.

Родственники невесты могли навестить молодую только спустя несколько дней. Молодая супруга не могла наносить визиты даже родителям без сопровождения мужа или свекрови. Следующие месяцы после свадьбы знаменовались визитами к многочисленным родственникам. Так юную жену знакомили с новой родней. Предназначенная в приданое скотина забиралась в первую осень после свадьбы. И это действие завершало свадебный ритуал.

Культура

Удмуртская музыка делится на песенное и инструментальное направление. В свою очередь песенное может быть обрядовым, не обрядовым и ритуальным. Удмуртский народ посвящал песни буквально каждому явлению, например, охоте, бортничеству, свадьбе, земледелию, смене времен года. Люди сочиняли песни, приуроченные к каторгам, рекрутству. Прослеживается влияние скифов, индоиранцев, византийцев, финнов и русских. Любовь к музыке постепенно привела к популяризации в сфере образования — дети со школьной скамьи изучали ноты, пели в хорах и участвовали в балах. В середине 19 века население стало увлекаться произведениями Пушкина, Гоголя и других русских писателей. Театр появился в Удмуртии благодаря древним религиозным культам, исповедовавшим синкретизм — чрезвычайно сложную для понимания религию, полную абстракционизма. Театральные сценки у древних удмуртов скорее выполняли роль обрядов. Постановки устраивали прямо в поле, домах или на полянах. Сценки были не просто ритуалами, а стремились показать сюжет и его развитие. Многие сценические постановки рассказывали о матриархате и патриархате, впоследствии уступая место чистому лицедейству. Необычное представление о театре нашло отклик в сердцах многих людей, поэтому театральные группы отправлялись гастролировать по всей стране. В начале 20 века в театрах Удмуртии начали ставить постановки по пьесам знаменитых русских писателей. Удмуртская народная поэзия стала известна в России благодаря Верещагину, Первухину, Гаврилову и другим. Многие удмуртские поэты рассказывали о бытности, жизни, трудностях, могли носить социально-лирический, героический, эпический характер. Немало литературы посвящено мифологии.

Фольклор

У удмуртского народа всегда был развит фольклор, служащий источником мудрости и самопознания. По жанрам фольклор не делился, включал в себя материальную, религиозную и этическую культуру. Немало фольклорных произведений посвящалось обрядам и магии, хореографии, музыке. Через фольклор люди обращались к природе, проклинали, давали клятвы, поздравляли. Фольклор рассказывал о сборе урожая, переправе, лечении, даже наборе воды. Среди удмуртов распространился некий шаманизм, основой которого были лечебные слова. Вера в заговоры буквально пронизывала жизнь людей. Были заговоры против лихорадки, ран, сглаза. Самыми важными считались хозяйственные заговоры, позволяющие дать благо и процветание дому. Фольклор содержит много мелодий, которые посвящали проводам льда, хороводам, приходу первого весеннего праздника, приходу гостей. В итоге фольклор, каким бы он ни был, рассказывал обо всех аспектах жизни. Недаром сами удмурты говорят, что сочинялся он по принципу «расскажу и спою о том, что вижу». Немало фольклорных произведений стало былинами, пересказами, сказками и новеллами. Интересно, что былину и пересказ принимали за чистую монету. Фольклор имел и поучительное значение. Он рассказывал о табу, приводил поговорки, пословицы, посвящал в приметы.

Современная свадьба в Удмуртии

В старинных обычаях много изменилось с течением времени. Особенно заметны стали перемены в последние десятилетия. Каковы же наиболее значимые отличия?

  • Девушке предоставлено право самостоятельно выбрать любимого, она может дать согласие на сговорной брак или отказаться. Хотя, традиционно, девушки все же прислушиваются к мнению родни.
  • В городах почти перестал соблюдаться обычай сватовства с многократными визитами, а нюхательный табак давно уже не употребляется.
  • Свадьбы справляются единовременно, без многонедельных церемоний.

Создание новой семьи — всегда праздник, насыщенный самыми яркими эмоциями. Удмуртская свадьба с соблюдением старинных обычаев наполнена глубинным смыслом и способна многое рассказать о жизненном укладе этого народа.

Вот видео в котором показано какое было приданое у удмуртов и как создавались наряды.

Религия

Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом. Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне. Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами. Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:

  1. Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.

Еда

Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают. Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу. Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей. Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю. На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца. Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.

Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]