«Оставляй деньги, машину и иди к своей русской» Коньяк при знакомстве, танец с шашлыком и письмо с проклятием: как выходят замуж армянские девушки

Мата Хари однажды сказала: «танец-это поэма, в котором каждое движение это слова”. С самого начала своего пути армяне прошли через различные трудности и преодолели их, не теряя своей национальности.

Отличный способ доказать это-армянские национальные танцы, которые являются одними из старейших на Кавказе. Они отражают всю историю страны. При просмотре этих танцев хочется прочесть стихотворение об истории Армении. Танцуя их сами, вы чувствуете то, что чувствовали армяне — всю борьбу во время войн, сильную веру в Бога, огромную силу, любовь к родине и семье и счастье победы.

Теперь давайте посмотрим на некоторые из армянских национальных танцев, которые отражают культуру страны.

Кочари

Кочари — очень известный танец в Армении. Kаждый регион Армении танцует кочари со своим индивидуальным стилем (разные движения и музыка). Слово Кочари означает «колено, приди» (кох-колено, ари-приходи). Джон Блэкинг в одной из своих книг упоминал: «групповой танец, когда танцоры имитируют прыгающих коз, известен как Кочари. Танцоры стоят в ряд, держась за руки, темп танца варьируется от умеренного до быстрого. Приседания и бодание воображаемого противника сопровождаются прыжками в высоту.”

Армянские свадебные традиции

Основные особенности армянской свадьбы

Узами брака армяне связывают себя строго по старшинству – сначала женится старший брат, а потом – младший. Есть здесь и несколько запретов на заключение брака. Кровные родственники не могут жениться друг на друге до четвертого, а в некоторых случаях до седьмого колена. Также запрещены однополые браки между родными сестрами и братьями. По законам Армении дети, которых усыновили, и кумовья тоже считаются кровными родственниками, запреты распространяются и на них. Поэтому на протяжении всей истории Армении вступать в брак не могли не только кумовья, но также их дети и внуки. Осуждался раньше и брак с мусульманами.

По традиции, невесту нужно было выбрать из родного или ближайшего населенного пункта. Официально жениться армянам можно не более трех раз, причем, третий раз только на вдове. Исключения и отступления от традиций, конечно, имели место, но они получали серьезное общественное осуждение.

В Армении женятся рано. Подходящий для брака возраст – 12-16 лет для девушки; 14-29 лет для парней. Девушка, которая оставалась незамужней в 17 лет, считалась в Армении старой девой, а в 20 лет ее уже называли «перезрелой». Традиционно армянская жена должна быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте может достигать 15-20 лет. Юношей старались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после того, как она закончит школу.

Традиционно армянская свадьба была основным фактом создания семьи, а брак регистрировали уже после появления первенца. Если у супругов детей не было, то официально они считались чужими людьми. Ради своей любви армянские юноши и девушки готовы на серьезные поступки. Они могли даже ослушаться родителей и уйти из дома, если те не давали согласия на свадьбу.

Брак у армян свят и неприкосновенен. Разводы не приветствуются и встречаются очень редко. Серьезным поводом для такого шага может послужить только измена одного из супругов.

Главными свадебными традициями армян всегда были «похищение невесты» и «брак по сговору». В давние времена они строго соблюдались, а сегодня являются в основном красивыми древними ритуалами.

Обряд сватовства в Армении

Когда девушка для сына была выбрана, родители жениха готовились к сватовству. Для переговоров с будущими сватами они выбирали одну из ближайших родственниц. Ее задача – получить согласие отца девушки на свадьбу. Когда мать потенциальной невесты узнавала, что ее девочку хотят взять замуж, она советовалась по этому поводу со своим братом. Оговаривали дату сватовства, которое происходило через несколько дней. По традиции, в дом к невесте приходили родственники жениха с посредницей, а иногда и матерью жениха. Сначала будущие сваты здоровались друг с другом и говорили о вещах абсолютно не касающихся свадьбы: погоде, политике, огороде, прочих темах. И только затем с помощью пословиц, шуток и афоризмов сваты намекали, для чего пожаловали в гости.

Вот один из типичных примеров иносказания. «Мы пришли для того, чтобы взять немного воды из вашей реки в нашу реку». По традиции, предложение сватов никогда не принималось сразу, даже если родители девушки были согласны. Они всегда находили много поводов потянуть время, говорили, что им нужно подумать над таким серьезным предложением. И сватам приходилось наведываться в дом армянской невесты не один раз.

Поговорив с родней, спросив согласия у дочери, отец девушки тоже оглашал свой вердикт в оригинальной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша птица летит к вам в сад». По традиции, этот исторический момент нужно было скрепить подарком – кольцом или каким-нибудь украшением для девушки. После того, как официальная часть была закончена, накрывали стол, пили вино, которое приносили сваты.

Армянский «брак по сговору»

В давние времена у жителей Кавказа и у армян в том числе, был распространен «брак по сговору». Это означало, что обручали даже младенцев. Родители, которые по каким-то причинам, хотели породниться, договаривались между собой о браке своих детей. В знак скрепления договора они вешали на люльку кусок золота или серебра, а в некоторых случаях просто делали на ней отметку.

Позже армянская церковь запретила «брак по сговору», поскольку никому не дано право венчать людей без их согласия. Ребенок, когда вырастет, может захотеть связать свою жизнь совсем с другим человеком. Если священник все же решался венчать «по сговору», его наказывали. Но народ не мог представить, что такая свадьба не состоится. Эта традиция почти исчезла в конце ХХ века, и сегодня «брак по сговору» бывает лишь формальным.

Невесту армянскому юноше выбирали отец и больше мать жениха, ей в этом процессе принадлежала главная роль. Она примечала девушку, потом советовалась с мужем, братом и остальной родней.

Семья жениха собирала информацию о кандидатке в невесты и ее родне. Лучшими качествами армянской девушки испокон веков были: скромность, трудолюбие, образованность. Высоко ценилось хорошее здоровье, чтобы могла родить крепких детей. Внешность невесты была на втором плане, главное, чтобы она была доброй женой и замечательной хозяйкой. Про характер девушки судили по ее матери. Считалось, что какая мать, такой будет в браке и ее дочь.

Веселые свадебные гуляния

Традиционно армянскую свадьбу играли зимой или осенью, после того, как собран урожай. Главными персонажами на свадебном гулянии были «кавор» и «каворкин» (посаженые отец и мать), а также «азабы» (холостые дружки жениха). Лучший друг жениха назывался на свадьбе «азаббаши», что означает «брат жениха». На армянскую свадьбу приглашали тамаду, который говорил тосты, организовывал песни и танцы. Хозяином на свадьбе является отец жениха.

Старинная армянская свадьба длилось от трех до семи дней. Это зависело от материального благосостояния родителей будущих супругов. Начинали празднование в пятницу, а заканчивали в воскресенье или на следующей неделе.

В свадебном армянском торжестве есть много интересных обрядов. Например, купание молодых накануне свадьбы, которое символизировало их очищение. Девушку купали дома подруги, а юношу – дружки в хлеву. Купание невесты было торжественным мероприятием, во время проведения этого ритуала девушки пели и танцевали.

Свадебный хлеб пекли дома у жениха или у невесты. Друзья, под звучание веселых песен, просеивали муку и месили тесто.

Свадебное армянское торжество начиналось одновременно в домах жениха и невесты. Гости жениха угощались сколько хотели, потом расходились по домам. А жених в сопровождении свиты и музыкантов шел в дом к невесте. В этой процессии принимал участие бык, украшенный яблоками. Затем, под музыку и бешеные пляски, быка забивали, а кровью убитого животного намазывали лоб жениха. Будущий муж мазал также бычьей кровью свой кинжал или нож, складывал его и прятал в карман. Молодожены открывали этот нож в первую брачную ночь на супружеской кровати. Бык, по приданию армян, считался символом плодородия, и этот ритуал должен был помочь в рождении нескольких детей.

Из дома жениха процессия направлялась к дому невесты, которая ждала суженого в углу своей комнаты за занавесом. Родственники невесты встречали команду жениха у ворот и требовали выкуп. Когда жениху удавалось, наконец, добраться до невесты, начиналось свадебное армянское застолье, которое продолжалось несколько часов. Потом гости постепенно расходились, а жених с «азаббаши» оставались ночевать. С невестой ночевала ее подружка.

Как сегодня приезжает армянский жених за своей невестой, вы можете узнать из этого видео.

Утром следующего дня невеста одевалась за занавесом. Подружки молодой жены надевали на нее свадебный наряд под печальную армянскую мелодию. Торжественный наряд не многим отличался от повседневной одежды, но был сшит из дорогой ткани. Лицо девушки закрывала вуаль. Взгляните на это фото и оцените, как очаровательна армянская невеста.

Женатый и многодетный мужчина выносил невесту и ставил возле жениха. Он желал молодоженам здоровья, счастья и многочисленного потомства. Пара обязательно должна была обвенчаться. Не совершив такого обряда, молодожены не имели права ложиться вместе в постель.

На третий день свадьбы жена приходила в дом мужа. Из своих рук в руки новой семьи девушку передавал отец. Он приказывал молодому мужу беречь и защищать свою дочь. Под грустные мелодии жена прощалась с домом родителей и вместе с приданым шла в дом мужа. Там их торжественно встречали родственники, осыпали конфетами, орехами, зерном и деньгами. Всеми символами счастья и богатства.

В Армении все свадебные обряды сопровождались угощениям, фееричными танцами и зажигательными свадебными песнями. Торжественный стол был богат различными угощениями, хорошим вином, коньяком, сладостями и фруктами.

Посмотрите наше видео, в котором опытный тамада подробно рассказывает об армянской свадьбе.

Послесвадебные обряды и обычаи

В некоторых районах Армении приданое привозили только после окончания свадебного торжества. Это был первый послесвадебный обряд. Второй – мытье головы девушки. Через неделю после свадьбы в дом к молодым приходила мать молодой жены. Она приносила с собой мыло, расческу, полотенце, одежду для своей дочери, помогала ей мыть голову. В давние времена этот обычай соблюдался очень строго – до этого дня мать не могла видеть свою дочь. Сейчас этот обряд несет лишь символическое значение.

Если вы станете гостем на армянской свадьбе, то никогда не забудете это интересное и увлекательное событие. Поделитесь с нами впечатлениями свадебных торжеств, участником которых вы были.

Ярхушта

Боевые танцы также очень распространены в Армении. Один из самых популярных из них называется Ярхушта, происходящий из исторического армянского региона Сасун. Это из категории армянских «хлопающих танцев». Самая важная часть танца — это когда танцоры, стоящие лицом друг к другу, хлопают друг друга по ладоням. Традиционно перед войной солдаты танцевали Ярхушту, чтобы почувствовать себя сильнее и пробудить в них боевой дух.

Армянская версия

Պարե՜ց Սասունը, ու ողջ աշխարհը հիացա՜վ, Պարե՜ց Սասունն, ու ողջ աշխարհը հասկացա՛վ, Որ պար չէ սա, այլ` երկրի հի՜ն պատմություն , Ուր պարտությու՜նն է անգամ հպարտությու՛ն:

Գևորգ Էմին

Перевод

Сасун танцевал, и весь мир был поражен, Сасун танцевал, и весь мир понял, Что этот танец не просто танец, но история старой страны, Что история-повод для гордости.

Узундара (танец невесты)

Танец Узундара или танец невесты — это армянский национальный лирический танец. Он возник в долине между селами Агдам и Пришиб в Карабахе. Слово «Узундара» означает длинную долину. Танец Узундара очень распространен на армянских свадьбах, поэтому очень часто его называют танцем невесты. Невеста танцует одна или с группой других девушек.

В танце Узундара девушки делают различные змееподобные движения, используя свои руки и тело. Причина этого заключается в том, что в армянской мифологии была змея с четырьмя головами, каждая из которых представляла собой страну. Одна из ее неядовитых голов представляла Армению.

Вторая- дружественный народ. Две другие головы были ядовиты и представляли врагов. Делая змеиные движения, женщины отвлекали ядовитых голов змеи.

Танец отражает боевой дух армянских женщин и то, что они готовы сражаться вместе с мужчинами, чтобы защитить свою страну.

Эчмиадзин

Эчмиадзин- культовый танец провинции Карин. Несмотря на то, что его исполняли еще в языческое время (предположительно танец посвящен поклонению божества Солнца), сейчас танец называют именем главного кафедрального собора Армянской Апостольской Церкви, находящемся в городе Вагаршапат. Танец Эчмиадзин танцуют в кругу, который то сужается, затем снова становится шире. Узкий круг символизирует закат. 12 шагов (6 налево и 6 направо) с небольшими наклонами- это выражение поклонения культу зодиаков в дохристианский период или же 12 апостолам после принятия христианства. Так как правая сторона символизировала удачу, а левая- неудачи, танцоры, делая шаг направо и вперед, сохраняли удачу внутри круга/общины, и делая шаг налево, отрекались от всего негативного. Другими словами, Эчмиадзин- это своего рода танец-молитва церкви или общины.

Шалахо

Один из самых известных и энергичных армянских танцев называется Шалахо. Существуют разные версии танца, но наиболее распространенным является танец, в котором двое мужчин сражаются, чтобы завоевать сердце своей любимой женщины.

В наши дни и мужчины, и женщины танцуют шалахо на различных мероприятиях в Армении. У женщин медленные и лирические движения, как в большинстве армянских танцев. Мужские движения сильно отличаются от женских. Они танцуют быстрее и энергичнее.

Шавали

Каждое событие в древней Армении имело свои традиции и танец. Шавали- это танец, который исполняют родственники невесты во время свадьбы. Его в основном танцевали в провинции Карин Западной Армении. Обычно на свадьбах родственники невесты вели себя пассивно- мало танцевали. Однако, данный танец был обязательным свадебным танцем, во время которого танцоры, которые должны быть только счастливые и женатые люди, встают в круг (первыми стояли“парбаши”- родители невесты) и танцуют, держась мезинцами. Шавали могли танцевать как женщины, так и мужчины среднего возраста.

Вервери

Вервери или Вер — вер — это армянский групповой танец. Танец состоит из двух частей. Начало песни имеет медленный темп. Через некоторое время темп меняется и становится быстрее. Слово «Вер» по-армянски означает «вверх», а слово «Вервери» означает идти вверх и вверх. Ранее этот танец назывался «Вернапар», значение которого — «танец наверх».

Танцоры обычно были молодыми и сильными мужчинами. Они прыгали очень высоко, обучая детей, которые должны были вырасти и быть сильными, чтобы защитить свою страну. Также в армянской мифологии говорится, что этот танец изменит весь образ жизни всех существующих в мире (включая людей и животных).

Если вы когда-нибудь посетите Армению, не упустите возможность станцевать наши национальные танцы. Кстати, можно даже надеть Тараз и почувствовать дух армян в полной мере. Мы можем гарантировать, что эмоции, которые вы получите здесь, останутся с вами надолго.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]