Калым и приданное: сколько сегодня стоят женихи и невесты в России и СНГ

На Руси за невестой родители традиционно давали приданое, а в странах Средней Азии и на Кавказе за девушек назначали калым — аналог выкупа, который платился женихом. Многие думают, что эта традиция отошла в прошлое, но она и сегодня сохраняется в Чечне, Карачаево-Черкессии, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане. В каждой стране есть свои особенности и свой стандартный тариф калыма.

Таджикистан

В этой республике приняты и калым, и приданое за невестой, причем девушки начинают собирать его, войдя в подростковый возраст. Традиция уже уходит в прошлое в крупных городах, но продолжает жить в селах, особенно в тех, что находятся в южной части Таджикистана.

По традиции семье невесты преподносили богато украшенную национальную одежду, но теперь в основном жених отдает деньгами. Связано это с тем, что родители девушки полностью берут на себя расходы по обустройству быта молодой семьи. Будущая жена должна принести в дом мужа с собой не только утварь, но и мебель, бытовую технику, постельное белье, даже обувь и одежду. Для этого ее родителям нередко приходится влезать в долги и брать кредиты, а расплачиваются как раз за счет калыма, который составляет 3-5 тысяч долларов. Без приданого отпустить невесту нельзя, иначе ее возненавидит свекровь.

Семейные традиции Дагестана

Важное место в национальных обычаях занимают семейные традиции народов Дагестана. Судя по некоторым сведениям (куда входят, прежде всего, записи этнографов и историков, изучавших кавказские традиции), в древние времена, до принятия ислама, горцы придерживались правил матриархата.

Об этом, в частности, сообщал исследователь Расул Магомедов. Согласно его записям, в свадебный день подружки невесты в некоторых местностях могли хлестать крапивой всех встречных мужчин и подшучивать над ними. Профессор Магомедов на основании этого обычая делает вывод, что эта местная традиция сохранилась с периода матриархата и отражала полновластную роль женщины в доме.

Однако после того, как на Кавказ начали проникать турки и персы, здесь распространился ислам и привнес определенные коррективы в поведение горцев, а также в семейные обряды и обычаи Дагестана. Существовал (и во многом существует до сих пор) своеобразный этикет семейных отношений. Его правила предписывали трепетное уважение жены к мужу. Поэтому зачастую в селениях женщины даже редко называли супругов по имени и почти всегда упоминали о них в разговоре в третьем лице. В настоящее время этот старый обычай сохраняется наравне с современным обращением к мужу напрямую по имени.

Глава семьи был действительно самым главным человеком в доме. Уважать его должны были и дети. Те же правила этикета обязывали их разговаривать с отцом только стоя – даже если тот просто обращался к сыну или дочери с каким-либо вопросом. Пререкания же с родителями являлись и вовсе недопустимыми.

Люди, далекие от кавказской жизни, местной культуры и нравов, полагают, что женщина там полностью выполняет все дела по дому. В действительности же правила не позволяют дагестанской женщине заниматься тяжелой работой – для физического труда все же предназначены мужчины. При этом женщина, несмотря на беспрекословное подчинение мужчине, всегда могла положить конец дрязгам и даже разнять спорщиков.

Еще один народный обычай Дагестана, несмотря на исламские установки, определяющие поведение, касается внешнего вида женщин. В этих горных местностях они не носили чадру – более того, традиции позволяли женщине открывать лицо и украшать себя яркими головными уборами, в которые были вплетены монетки и цепи.

Наконец, не стоит забывать о том, что семейные традиции современного Дагестана во многом сохранили родовой уклад. Здесь можно встретить огромные семьи, состоящие не только из традиционной супружеской пары и детей, но и из многочисленных родственников. Такая община, в которой совместно ведут хозяйство обе линии – и мужа, и жены, – зачастую имеет какие-то свои внутренние традиции, свойственные именно этому роду.

Узбекистан

Похожие традиции бытуют и в Узбекистане. В этой стране принято в качестве приданого преподносить семье мужа — то есть ему самому и всем родственникам — полные комплекты одежды. Причем она должна быть дорогой, качественной и хорошо пошитой. Сумма, которую допустимо потратить на обновки, не ограничена, но она не может быть менее 1000 долларов. Также мать жениха может потребовать дополнительные подарки, например, бытовую технику. Если подношения не понравятся будущей родне, то невесту могут вернуть обратно.

Особенности свадебных нарядов в Дагестане

К наряду дагестанской невесты в наши дни жестких требований нет. Главное, чтоб он был дорогим, изящным, нарядным и торжественным. Современные дагестанские девушки готовят к свадьбе два наряда: один – белое подвенечное платье, второй – национальный костюм. В качестве места проведения свадьбы также может быть выбран любой ресторан, банкетный зал или даже дом. Свадебные столы же накрываются согласно всем традициям дагестанской кухни: плов, долма, хинкали, шашлыки, овощи, зелень и многое другое. В обязанности невесты перед свадьбой входит подбор мебели для дома или квартиры, где она будет жить с молодым мужем.

Кыргызстан и Казахстан

Минимальная сумма калыма в одну тысячу долларов установлена и для женихов в Казахстане и Кыргызстане. Но и приданое невесты должно стоить не меньше, а лучше — больше. И сначала семьи молодых людей договариваются как раз о размере денежных выплат и их порядке, а только потом совершается помолвка. Если родных жениха устраивают условия, то они едут в дом будущей невесты, совершать сговор. А поскольку все договоренности носят устный характер, то сумма калыма может еще сто раз поменяться.

После того как свершилось сватовство и притязания жениха были приняты стороной невесты, для нее начинают собирать приданое. Его могут приносить родственницы женского пола, либо покупать мать с отцом. В набор обязательно входят мебель, бытовая техника, посуда, одежда и ювелирные изделия.

КАЛЫМ, КЕБИН И ПРИДАНОЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДСВАДЕБНОГО ОБРЯДА В ГОРОДАХ ДАГЕСТАНА

Создание новой семьи всегда рассматривалось как важное событие в жизни любого человека. Одним из эта¬пов создания новой семьи является свадьба, которая сопровождается всевозможными церемониями и обря¬дами. Свадебный цикл, как принято в этнографии, делится на три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. К предсвадебным обрядам дагестанской свадьбы относятся сговор, сватовство, помолвка, за¬ключение мусульманского брака (никях, магъар, гебин и т.д.), выдача кебина, калыма, подготовка приданого невесты и т.д. Следует отметить, что народы Дагестана калым иногда ошибочно отождествляют с кебином (гебин-гъакъ, махр, магьари-х/акъ, альхам) и не всегда разделяют эти понятия как в своём сознании, так и в терми¬нологии. В отличие от калыма, который представляет собой некий выкуп за невесту и выплачи¬вается ее семье, кебин — это предписанное исламским шариатом право женщины, которое является одним из условий для заключения мусульманского брака никяха, т.е. имущество, которое мужчина должен дать женщине для того, чтобы заключить с ней брак. У всех народов Дагестана, исповедующих ислам, законным считается только тот брак (никях), который оформлен имамом в мечети по всем канонам шариата. Заклю¬чать никях без кебина (махра) нежелательно. Так, адаты Кайтагского уцмийства XIX в. гласят: «Муж платит за жену кебин – уцмий и простой поселянин». В качестве кебина (махра) может быть выплачена любая незапрещенная вещь, имеющая ценность. Это могут быть деньги, драгоценности, дом, земельный участок, автомобиль и т.д. Выплачивать кебин мож¬но в любом количестве. Шариатом не установлена наивысшая сумма кебинных денег, которую нельзя пере¬ходить, однако в исламе приветствуется не повышение, а уменьшение этой суммы, чтобы не создавать про¬блем для тех, кто хочет вступить в брак, но не имеет больших возможностей. Выплатить кебин (махр), согласно положению сунны Пророка Мухаммада (с.а.в.), нужно сразу после за¬ключения брака, но если нет возможности, то можно отложить на более позднее время. Об этом писал и П. Ф. Свидерский: «В случае недостатка в наличных деньгах, выдается документ на сумму кебина, так сказать вексель, ибо при разводе муж должен выделить разведенной жене установленный при заключении брака кебин». Но если после заключения никяха один из супругов умер или произошел развод по вине мужа, то выплата кебина становится для мужчины обязательной, а если жена сама захотела уйти от мужа (т.е. развод происходит по её желанию), то она обязана вернуть кебин. Однако, редко когда женщине ке¬бин отдавали сразу. По сведениям А. В. Комарова, «кебин хакк большей частью не отдается невесте или ее родственникам, а только вносится в брачное условие и взыскивается с мужа, когда он даёт развод жене, или после его смерти». В наше время не все мусульмане, проживающие в городах Дагестана, знают о кебине (махре) и часто совер¬шают никях, не обговаривая его стоимости, тогда как в Коране сказано (смысл): «Даруйте женщинам их брач¬ный дар от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте его во благо и на здо¬ровье» (Коран, сура ан-Ниса, 4/4); «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посред¬ством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение» (Коран, сура ан-Ниса, 4/24). Если же при заключении брака не был оговорен размер кебина, то женщине выплачивают сумму, которая предусмотрена в той местности, где она проживает. Сегодня девушки в качестве кебина чаще всего просят что-то из украшений, поездку в хадж на двоих, просто деньги и т.д. А кто-то стесняется и просит что-то недорогое, не то, что на самом деле хотелось бы. Родителям или близким родственникам девушки запрещается полученные от жениха в качестве кебинных денег средства использовать для собственных нужд, это будет считаться харамом (грехом). Они имеют право потратить эти деньги на покупки для неё. Итак, кебин (махр, гебин-гъакъ, магьари-х1акъ, альхам) – это предбрачный дар будущей жене для её обеспечения на случай развода по инициативе мужа или вдовства. Тогда что же такое калым? Калым – это общераспространенный термин такого понятия, как выкуп за невесту в обмен на согласие выйти замуж за определенного мужчину, и никакого отношения к религии Ислам он не имеет. «Именно калым был брач¬ным выкупом, наиболее архаичной формой платы семье невесты, в то время как кебин восходил к освящен¬ному шариатом предбрачному дару самой невесте». Из дагестанских народов калым был распро¬странен в основном у кумыков, дербентских азербайджанцев, ногайцев, табасаранцев, агулов, рутулов, цахуров, части лезгин и выплачивался родителям невесты как компенсация за потерю рабочих рук в доме в лице дочери. У большей же части народов Дагестана, особенно нагорного (аварцы и аварская группа народ¬ностей, даргинцы, лакцы и др.) калыма как отдельного от кебина выкупа не существовало. Вообще, этот обычай давать выкуп за невесту как традиционный и очень устойчивый долго жил в быту многих наро¬дов, так, у славянских племен с более высоким уровнем развития, например, у киевских полян, существова¬ла такая форма брака, как «купля — продажа». Такой брак был уже вполне мирным договором обеих сторон, при этом жених должен был платить за невесту выкуп — «вено». Согласно сообщению русской летописи, киевский князь Владимир должен был отдать за греческую царевну в качестве «вено» несколько городов, в том числе древнерусский город Корсунь. Со временем многие старые обычаи превращаются в новые адаты, совершенно отличающиеся от архаич¬ных. «Древнее право отличается вообще чрезвычайным консерватизмом и многие юридические учреждения проявляют замечательную живучесть. Общественные отношения перестраиваются очень медленно на протя¬жении столетий, причем старые формы права обыкновенно сохраняются и после того, как содержание их из¬менилось, и старый по форме договор покрывает нередко новую по существу сделку». Хотя социаль¬ные условия выплаты калыма давно изжиты, обычай этот продолжает существовать и сегодня, причем он ста¬новится традицией даже у тех народов Дагестана, у которых не был особо распространен. О размере калыма, о дарообменах и обо всех свадебных платежах договариваются заранее, сразу после того, как получили положительный ответ от родственников невесты. Не всегда родители невесты называют опреде¬ленную сумму, чаще всего на вопрос о величине калыма или подарков невесте они отвечают сватам так: «При¬несите столько, сколько сочтёте достаточным»; «Это не принципиальный вопрос»; «Нам ничего не нужно, главное, чтобы этот брак получился удачным и баракатным (благодатным)» и т.д. Хотя иногда и встречаются такие семьи, где, не стесняясь, называют огромную сумму, которая не всегда оказывает¬ся подъемной для семьи жениха. Иногда, если уж очень сильно хочется взять в жены своему сыну именно эту девушку, то родители жениха брали средства в долг, чтобы удовлетворить все требования стороны невесты. А порой бывает, что на этом этапе расстраивается предстоящее мероприятие. Деньги для калыма отправляют невесте в день официального обручения вместе с другими подарками. Сейчас в городах Дагестана обручение и сватовство зачастую объединяют в один день и отмечают в ресто¬ранах, как небольшую свадьбу. «Городская культура — это особый мир, в котором не придают большого значения ритуальным нюансам, отличающимся этнической спецификой. Из множества ритуалов и обрядов создаётся некая новация, что превращает обрядовые практики именно в городские (урбанистические) тра¬диции». Зал для сватовства в основном арендует сторона невесты, а родственники жениха приходят с подарками от себя (каждый из пришедших на мероприятие родственников дарит от себя какой-нибудь ценный подарок), а также приносят калым (или подарки для невесты), приготовленный родителями жениха. Тут жених в торжественной обстановке надевает обручальное кольцо невесте. Иногда вместо жениха это делает его сестра, брат или тётя. Гости танцуют, едят и веселятся, а также поближе знакомятся друг с другом, если жених и неве¬ста не являются родственниками. С этого дня жених и невеста считаются обрученными. На этом мероприятии сторона невесты тоже одаривает гостей со стороны жениха подарками. Чаще всего дарят красивые пледы, постельное бельё, хрустальные вазы, набор посуды и т.д. Матери жениха и невесты заранее обговаривают количество гостей, которые придут на сватовство, и количество подарков для них. Если нет возможности (или просто не хотят) проводить сватовство в ресторане, то гостей со стороны же¬ниха приглашают домой к невесте. В доме накрываются праздничные столы с разнообразными блюдами, а также преподносятся подарки гостям. Когда сватовство проходит дома, то пришедшие со стороны жениха гости демонстрируют подарки, принесенные невесте, и конкретно указывают, что и от чьего имени дарится. Иногда такая демонстрация проходит и в ресторане. После их ухода близкие родственники невесты более детально рассматривают подарки и обсуждают их количество и качество. Так что же входило в калым невесты? «Выплачивали калым, как и кебин, предметами домашнего обихода, скотом, серебряными и золотыми изделиями, а с развитием товарно-денежных отношений частично или пол¬ностью деньгами». Сегодня в Дагестане в состав калыма, или подарков для невесты, входят всевоз¬можные золотые украшения с бриллиантами и без, шубы (иногда не одна), одежда повседневная, одежда на выход, обувь (зимняя, летняя, осенняя), всевозможные аксессуары (сумки, кошельки, платки), бельё, пар¬фюмерия, косметика, телефон последней модели и т.д. Сюда входит всё то, что может пона¬добиться молодой невесте, и даже немного больше. Обходится всё это в немаленькую сумму. Сегодня мини¬мальный размер калыма — около 100 тыс. рублей, а максимальный размер не установлен. Бывает, что приносят невесте 100 тыс. рублей, бриллиантовый комплект, одну-две пары одежды, туфли и сумочку. Часто невеста покупает на всю сумму шубу. А бывает и так: невесте приносят 300-500 тысяч рублей (или даже больше), шу¬бу, золотые украшения, сумочку, в которой принесли эти деньги, и ещё какие-нибудь мелочи. Известный этнограф С. Ш. Гаджиева писала: «В то время как в одних случаях встречаются указания на со¬существование кебина и калыма с их конкретным назначением, в других калым рассматривается как общая выкупная плата, в состав которой входит кебин». Сегодня в Дагестане в одних семьях невесте выплачивают общую сумму денег, в которую входят и кебин, и калым. Причем здесь идёт пояснение: при¬несли невесте 160 тысяч рублей, бриллиантовый комплект, золотой браслет, кое-что из одежды и т.д., а одна из женщин, принесших подарки, сообщает, что 10 тысяч рублей из этой суммы, — это кебин. В других семьях приносят какую-то сумму денег и ещё кое-что из подарков, но тут не указывают, что какая-то часть денег или что-либо из подарков является кебином невесты, то есть приносят только сумму калыма. Как видно, варианты бывают разные. Всё, естественно, зависит от материального положения сторон. Но в состав этих подарков обязательно входят и подарки для близких родственников невесты. Для отца и братьев — рубашки; для матери или бабушки – платки, платья; для сестер – платки, колечки и т.д. Плюс ко всему этому, отдавая дань традициям, некоторые дагестанцы до сих пор несут в дом невесты живого ба¬рана, мешок муки, мешок сахара, и, конечно же, не обходится без ящиков дорогих конфет, ореховой халвы и всяких сладостей. Родители невесты не могут приобрести на деньги, принесенные в качестве калыма, что-либо для её при¬даного, такое осуждается. Считается, что вся сумма денег, подаренная невесте стороной жениха, должна быть потрачена на невесту (одежда, украшения, аксессуары и т.д.), а приданое должно быть приобретено исключи¬тельно на деньги родителей невесты. В противном случае начинаются неприятные разговоры, упреки и осуж¬дения со стороны родственников жениха. Но так было не всегда. «Как видно из архивных документов, а так¬же полевых данных, в районах бытования калыма часть приданого справлялась за счет калымной суммы или вещей, входивших в калым…». А иногда сторона жениха сама покупает невесте одежду, украшения, косметические и парфюмерные наборы и т.д., то есть все, что входит в калым. Для этого невеста в сопровождении двух-трех родственниц жениха ходит по магазинам и выбирает то, что ей нравится. Конечно, родителям жениха приходится потратиться еще задолго до дня свадьбы, которая тоже стоит очень дорого. Но и родителям невесты тоже приходится нелегко, ведь им надо готовить приданое для доче¬ри, а это серьезные материальные траты, которые ложатся на их плечи. У каждой невесты обязательно должно быть приданое. Если раньше наши бабушки и прабабушки большую часть приданого для дочери го¬товили с раннего детства, то сегодня все происходит совершенно иначе. В современном мире мода меняется каждый год, а то и чаще. Эти изменения в моде касаются посуды, ковров, мебели и почти всего того, что входит в приданое невесты. И поэтому откладывать, как раньше, сегодня уже нет никакого смысла. Ни¬кто не хочет дарить своей дочери немодный ковёр или тарелки. Количество и качество приданого зависит также от материального состояния семьи девушки. Хотя сего¬дня и богатые, и не очень пытаются перещеголять друг друга в этом; да и не хотят осуждения со стороны родственников как своих, так и со стороны жениха в особенности. Если невесте выплачен большой калым, то соответственно и к приданому невесты тоже могут предъявить требования, чтобы все было дорого и бо¬гато. Так, в приданое входит всё то, что может потребоваться молодым в быту, начиная от ниток с иголками, столовых приборов, салфеток, утюга, пылесоса до стиральной машины (иногда и посудомоечной), новомод¬ных швабр и т.д., не говоря уже обо всей мебели. Иногда что-нибудь из мебели или технику в дом, по пред¬варительной договоренности, покупает сторона жениха. Помимо всего этого, невеста вместе с приданым приносит с собой и подарки для близких родственников и детей со стороны жениха, которые она дарит на второй день после свадьбы. Приданое, которое принесла с собой невеста, является предметом тщательного осмотра и обсуждения. За несколько дней до свадьбы сторона невесты полностью обставляет жилье молодых (комнату, квартиру, дом – в зависимости от того, где будут жить молодые). Приходят несколько женщин со стороны невесты и обставляют жилье: вешают занавески, люстры; расстилают ковры, постельное белье, покрывало; раскладывают посуду, одежду по шкафам; прибираются. В общем, приводят всё в полный порядок, чтобы к приходу молодых всё было готово. Пришедших оформлять комнату невесты женщин родственницы жениха угощают и одаривают, к их приходу заранее готовятся. Такой обычай практиковался и раньше: «в число мелких расходов жениха входили …1-2 руб. в уплату женщине, которая приходила из дома невесты расставлять её вещи в новом доме». После того как оформившие комнату женщины уходят, их сменяют другие гости: сосе¬ди, близкие родственницы жениха, чтобы посмотреть комнату и приданое невесты. И даже шубы, платья, туфли, сумки и т.д., купленные на деньги жениха, могут оказаться предметом осмотра и обсуждения. Количество и качество подарков, которыми обмениваются стороны, так же, как и размер калыма и кебина, увеличиваются из года в год. Родители одалживали средства, пытаясь подарить своей невесте украшения не дешевле, не хуже, чем у соседа. Да и девушки, видя, сколько всего принесли их подруге, соседке, родствен¬нице, уже не хотят соглашаться на меньшее, считая это унижением и говоря, что они ничем не хуже других. К тому же не у всех дагестанцев тема калыма и показного приданого вызывает общественный резонанс. Ес¬ли, с одной стороны, — это всеобщее негодование происходящим, то с другой — поголовное следование не¬здоровым обычаям и нововведениям. Если для одних дагестанцев большой калым может стать препятствием для заключения брака, то для других это – признак большого авторитета. Во все времена в Дагестане, да и на всем Северном Кавказе, принимались меры по предотвращению по¬стоянного повышения калыма и кебина. Еще Шамиль в свое время на подконтрольных ему территориях проводил политику уменьшения свадебных платежей. Отмечая этот факт, А. В. Комаров писал: «Шамиль, видевший в браке залог благосостояния горцев, всеми силами старался способствовать легчайшему заклю¬чению браков и поэтому старался об уменьшении кебина; так, в селениях Гимра, Харикуни и других, быв¬ших вблизи нашей передовой линии, из которых мужчины часто попадали в плен или были убиваемы при набегах, и где потому число женщин значительно превышало число мужчин, кебин-хакк был весьма незна¬чителен, от 25 коп. до 1 рубля». А в 1902 г. на страницах газеты «Северный Кавказ» было опубли¬ковано такое постановление: «Поскольку уплата калыма ведет за собой ряд пожертвований, зачастую дово¬дящих жениха до нищеты, то устанавливается единая цена — 500 рублей». Тенденцию роста свадебных платежей и дарообменов безуспешно пытаются пресечь и в современном Дагестане. Если в каком-то посёлке или селе официально выходит указ о величине суммы калыма или кебина, которую запрещается переходить, или ограничении количества приданого, то сами же люди повсеместно нарушают эти указы. Та сумма калыма, которая выходит за ограничения, выдаётся тайно, стараются, чтобы об этом не узнал имам района. Приданое, которое выдают сверх установленного количества, тоже стараются скрыть или приносят после свадьбы. Как пишет С.Ш. Гаджиева, «бороться с калымом трудно, т.к. он носит обычно скрытую форму и выявляется лишь в процессе разводов, когда жена уносит в отцовский дом всё, что куплено за деньги семьи мужа, мотивируя это тем, что она это привезла с собой. Попробуйте доказать, что не она привозила это имущество, что оно было приобретено женихом». Так, большие сва¬дебные платежи иногда становятся и предметом конфликта между сторонами, если вдруг семья, не прожив долго, распадается (а в последнее время это частое явление в городах Дагестана). Конечно же, никто не думает о разводе во время создания новой семьи, все родители желают долгой и счастливой совместной жизни молодой семье. Но от разводов никто не застрахован, не лишне было бы об этом не забывать и во время выдачи или требования калыма, приданого и других свадебных платежей. Ведь лучше изначально подарить невесте то, из-за чего потом не будет конфликтов. И вообще, правильно ли то, что молодые вступают в брак, имея всё с первых же дней семейной жизни? Ведь у молодой семьи должен быть ка¬кой-то стимул, цели. Молодожены, привыкшие к тому, что у них всё есть, они всем обеспечены, уже не хотят сами добиваться чего-то. Родители берут всю материальную нагрузку на себя, а дети привыкают к такому по¬ложению вещей и не желают брать на себя ответственность, работать, решать сами какие-то свои проблемы. Когда у родителей остаются долги после свадьбы детей, редко какие дети помогают им выплачивать эти долги. Они живут в своем мире и считают, что материальная сторона — это обязанность родителей. Хотя так было не всегда. Как писал Б. Далгат: «Хотя сын и участвует иногда в скоплении имущества отца, но даже всё, им за¬работанное до женитьбы, считается принадлежащим отцу». Наверное, современным дагестанцам неплохо было бы сделать какие-то выводы из этого. Конечно, нельзя сказать, что абсолютно все молодые семьи в Дагестане сегодня обеспечены всем необходимым сразу после свадьбы, но таких примеров много. Как мы видим, многие традиционные нормы, формировавшиеся и практиковавшиеся веками в свадебных обрядах у народов Дагестана, не потеряли ещё своего значения и в наши дни. Многие обычаи и традиции жи¬вут, несмотря ни на что и независимо от того, приносят они пользу обществу или нет. В современных городских свадьбах наблюдается сложное переплетение традиционных обычаев с тенденциями нового времени. Этниче¬ская и культурная неоднородность городского населения Дагестана, глобализация повлияли на вариабельность свадебных обрядов. Основой современных представлений и взаимоотношений являются традиционные обряды и обычаи, дополненные нововведениями. Однако пышность и излишество современных свадеб и их составных частей не являются традициями прошлого, это продукт новейшего времени, дань современной моде.

Авторы: Амирханова Аида Киясбековна, м.н.с., к.и.н., Магомедова Патимат Магомедовна лаборант-исслед. Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук

Карачаево-Черкессия

Раньше в этой республике за невесту платили выкуп живыми баранами, но теперь калым обычно отдают в денежном эквиваленте. В среднем сумма составляет 100 тысяч рублей. За невесту дают приданое — сый. Если свадьба планировалась давно, то его вручают до нее, если брак скоропалительный, то сый собирают уже после росписи. Это может быть денежная сумма — от 50 тысяч рублей, либо предметы обихода, продукты, украшения, даже корова или другой скот.

Чечня

В Чеченской Республике калым за невесту отдают обязательно. Раньше нужно было спрашивать у родителей девушки, что именно они хотят в дар. Теперь так уже не делают, потому что все предпочитают отдавать деньги, но можно заменить их на золотые украшения.

Родители невесты, в свою очередь, обязаны купить ей одежду и украшения на свадьбу, а еще она привозит в дом мужа свой гардероб.

Подготовка к свадьбе

Свадьба в Дагестане собирает множество гостей, иногда их численность доходит до тысячи. Поэтому для проведения праздника требуется большое количество средств, и откладывать деньги начинают ещё при рождении ребёнка.

После заключения помолвки начинают приготовления к празднику. Важно понимать, что стилизованная свадьба празднуется два дня, при этом между ними проходит неделя. Эти банкеты организуют в домах родителей – сначала у невесты, а после и у жениха. Или если площадь жилища не позволяет вместить всех приглашённых, то выбирают ресторан.

Регистрация брака происходит только перед вторым банкетом. Такая традиция двойной свадьбы возникла из-за того, что родителям невесты нельзя было присутствовать на свадьбе дочери. Это должно было символизировать их отказ от влияния на неё, и переход девушки в новую семью. Чтобы этот процесс прошёл легче, невеста отправлялась в дом жениха только окружённая незамужними сёстрами, которые поддерживали её в этот трудный период.

Но семья невесты также хотела отпраздновать её замужество, а девушки желали, чтобы в этот день рядом были близкие люди.

Но чтобы не возникало противоречий с традицией, начали создавать небольшие посиделки в доме невесты. Постепенно такие праздники разрослись, став полноценным свадебным банкетом, который не уступает основному действу.

Второй причиной появления такой традиции является то, что раньше девушки на свадьбе в доме жениха не могли расслабиться. В некоторых селениях они должны были скромно стоять в специальном алькове. При этом невеста не могла с кем-то заговорить или отлучится. Ей разрешалось только отвечать на вопросы старших родственников.

Такое поведение должно было демонстрировать смирение и уважение к старшим. Сейчас такое строгое отношение к невесте не соблюдается, и девушка является полноправным участником праздника. Такое бдение, пока остальные веселятся, было достаточно тяжело для девушки как в физическом, так и моральном плане.

Поэтому празднование дома, где она могла участвовать в торжестве, было приятной частью свадьбы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]