В Дагестане проживает большое количество малочисленных народов, которые отличаются своими неповторимыми особенностями в области культуры, языка, межличностных отношений. Каждый народ с большим интересом относится к традициям и обычаям своих предков, старается познать все их тонкости. Это необходимо для более глубокого осознания общедагестанской культуры.
Каждый представить данной нации с особым трепетом относится к формированию собственного мировоззрения, которое с самого детства базируется на обычаях Дагестана. Старшее поколение с большой серьезностью следит за сохранением и передачей всех тонкостей традиций Дагестана, а также за тем, чтобы их суть не искажалась, а передавалась в подлинном смысле. Каждая из них – это уникальное отражение менталитета народа, его мировосприятия и национального духа.
Дагестан
Особенно интересными для изучения других наций являются семейные традиции Дагестана. Вообще семья для этого народа – это священное понятие, которое базируется не только на кровном родстве, но и на духовном единении. Представители каждого народа, даже не являясь родственниками по крови, все равно считаются братьями и сестрами, носителями единого культурно-этнического духа.
География края
Дагестан — самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо – самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане — настоящие горцы. Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря. На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.
Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет основное занятие местных жителей.
Лакцы
Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами. Язык – лакский, вероисповедание – ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие — выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.
История края
Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.
Проведение свадебных мероприятий
После помолвки начинаются приготовления к торжественным мероприятиям. Занимаются этим преимущественно родители. А невеста должна обустроить дом или квартиру, где будет жить молодая семья. Жилье приобретает сторона жениха. Если в связи с финансовым положением молодых планируется поселить в доме родителей жениха, то девушка будет облагораживать выделенное крыло или комнаты. Кроме приданого для дочери родители приобретают бытовую технику, мебель.
Празднование в доме невесты
Ранее под отчим кровом для выдаваемой замуж девицы устраивали небольшое, прощальное застолье. В наши дни празднуется полноценная свадьба, которая, однако имеет свои уникальные особенности. На крыше дома размещаются музыканты. С самого утра они начинают исполнять обрядовые песни, напоминающие надрывный плач. В это время девушка, под причитания окружающих подружек, девушка готовится покинуть родительский дом. Она исполняет прощальные песни, облачается в свадебный наряд.
К полудню из дома жениха выезжает процессия, состоящая исключительно из женщин. Они несут с собой угощения, сладости, украшения и вытканные вручную ковры. Жених и другие мужчины следуют в отдалении, исполняя традиционные обрядовые песни. Когда гости заходят в дом, все принесенное убирается в сундук, который затем будет отправлен с юной женой на новое место жительство. После этого начинается застолье.
Вступление девушки в замужнюю жизнь
В старые времена именно в этот день или накануне проводился обряд бракосочетания в исламской традиции. Присутствовали сам жених, мулла и представитель невесты, отец или старший родственник.
В наши дни в первый день празднований мать девицы и прочие родственницы, плача и причитая, передают новобрачную в новую семью. Однако, передача эта чисто символическая: невеста остается ночевать в отчем доме.
Празднование в доме жениха
С утра в назначенный день жених приезжает за своей суженой и забирает ее под свою руку, в свой дом. Само торжество начинается после полудня. Именно в этот день разыгрываются конкурсы, молодые люди хвалятся друг перед другом своей силой и ловкостью, устраиваются состязания и веселые шутливые розыгрыши. Танцы и поздравления следуют один за другим. При этом, совместные танцы очень редки – мужчины развлекаются отдельно от женщин.
Интересные свадебные обычаи дагестанцев
Тысячелетняя культура дагестанского народа богата традициями, приметами и поверьями, связанными со свадьбами.
- Назначенные свадебные торжества не должны совпадать с большими мусульманскими праздниками или днями постов, днями рождения брачующихся и их родителей.
- Мать юной супруги подносит молодым разведенного меда, чтобы жизнь была сладкой и беспроблемной.
- На пороге девичьего дома жениха встречает сестра его суженой и исполняет обрядовый танец.
- Перед совместным танцем молодоженов невеста должна станцевать с каждым присутствующим среди гостей мужчиной. Он не должен ее касаться, только описывать круги и бросать ей под ноги монеты.
За порядком на свадьбе следит особый распорядитель-тамада, он же проводит конкурсы, говорит здравицы и следит за исполнением ритуалов.
Свадебное застолье и тосты
Закон гостеприимства гласит: ни один гость не должен уйти голодным. А здравицы и благопожелания молодым звучат практически непрерывно. Вместе с тем, количество тостов вовсе не означает повеление напиться. Наоборот, неумеренное употребление алкоголя сурово порицается.
Тост – это довольно длинная притча, очень часто передаваемая из поколения в поколение мудрость пращуров. Опытный тамада помнит множество таких красивых историй, призванных научить молодых жизни, пожелать благополучия и добрых отношений. Поздравления также звучат в адрес родителей и друзей, а также всех присутствующих. Любой гость на свадьбе может поднять бокал и сказать свой тост. Главное условие – соблюдать очередность и не перекрикивать выступающего оратора.
Песни, танцы и развлечения
Конечно же, куда без традиционной лезгинки? Красивейший танец, во время которого молодой мужчина показывает свою ловкость, удаль и силу, а женщина должна продемонстрировать скромность и умение подчеркнуть достоинства своего партнера, и все это действо совершается в шикарных традиционных нарядах! Есть на что посмотреть и показать себя с самой выгодной стороны. В этом танце сплетаются неукротимый дух дагестанских мужчин и нежная гибкость женщин. Его могут и любят танцевать все, от малышей до умудренных сединами старейшин.
Танцевальные мероприятия открывает назначенный главный танцор, после чего к нему могут присоединиться все желающие мужчины. Очередность определяется передачей цветов: как только один танцор утомляется, он передает букет другому, и выбранный из числа гостей претендент не должен отказываться от одного-двух кругов. Танцы для женской половины гостей знаменуются приглашением на танец сестры жениха. Только после нее в круг могут войти остальные дамы.
Танцы и песни на дагестанской свадьбе являются самым основным развлечением. Они длятся от начала и до конца празднества. Это и традиционные национальные пляски, обрядовые мелодии, и современные популярные композиции, и караоке.
Немного статистики
Что поведают о Дагестане скупые цифры:
- Территория республики – 50,3 тыс. км2.
- Береговая линия – 530 км, всего сухопутных границ – 1181 км.
- Самая высокая точка – 4466 км, средняя высота над уровнем моря – 1000 км.
- Общая численность населения, согласно последней переписи, – 2125 тыс. человек.
- Численность народов Дагестана – 102, из них коренных – 30.
- Территориальное деление республики – 22 района.
- Население сельской местности — 69 %.
- Герои Советского Союза (дагестанцы) – 49 человек.
Народы Дагестана
Список основных народностей выглядит так:
- Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
- Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
- Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.
- Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
- Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
- Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
- Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.
Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.
Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.
Кубачинцы
Этот народ Дагестана проживает в небольшом поселке Кубачи Дахадаевского района. Численность их не превышает 1900 человек. Кроме этого кубачинцы живут и в других поселениях Средней Азии и Кавказа. Их родной язык – кубачинский. Жители этого поселения в основном ремесленники. Если они и выращивали продукты или выпасали скот, то это носило вспомогательный характер.
Наиболее распространенными ремеслами издавна были металлообработка, строительство, резьба по дереву и камню. Женщины занимались вязанием, ткачеством, вышивкой, изготовляли войлок, из которого мастерили обувь. Знание и мастерство в обработке металла передавалось от отца к сыну. Интересными являются народные танцы кубачинцев, которые были тщательно разработаны для исполнения различных обрядов.
Языковый состав
Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.
Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.
По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:
- Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
- Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
- Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).
Куначество
Кунаком принято называть близкого друга или ближайшего товарища из присутствующих, но неизменно связанного с хозяином дома тесными узами давней дружбы и совместно пережитых событий. Куначество — это относительно позднее явление, берущее свое начало на традициях гостеприимства и постепенном ослаблении в реалиях современного мира кровных, родственных связей. Если раньше жители поселения порой проводили в нем всю свою жизнь, не считая переезда девушки после замужества в дом жениха, то сейчас многие дагестанцы покидают отчие места ради учебы, работы, карьеры или по другим причинам.
Институт куначества настолько прочно вошел в жизнь народа, что кунаки начали как бы передаваться по наследству — от отца или деда к сыну или внуку, от одних потомков к другим. Иногда их связывали вновь приобретенные семейные узы, нередко дружить начинали дети друзей и т.д. Однако всегда считалось правильным иметь кунаков как можно более близких по национальности или из других кавказских народов, с которыми у дагестанцев сложились добрососедские отношения.
Религиозные конфессии
В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.
Гостеприимство – важнейший народный обычай
Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.
Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. До сих пор существуют определенные правила относительно того, как принимать гостей. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания.
Так, в старину у аварцев существовал интересный обычай. Если в селение приезжал гость, знакомый конкретной семье, здесь не возникало вопросов с приемом – он сам подъезжал к дому и попадал в радушную атмосферу, создаваемую хозяевами. Если же в селении появлялся никому незнакомый человек, он мог прийти на годекан, где аксакалы решали, к кому домой направить гостя.
Чаще всего, желающие находились сами. Но если никто из жителей не вызывался проявить гостеприимство, старейшина аула сам «назначал» хозяина. С его решением никому не приходило в голову спорить. Назначенный хозяин забирал незнакомого человека и оказывал ему все подобающие почести.
Во многих дагестанских домах до сих пор существует обычай – за столом всегда оставляют порцию, чтобы можно было угостить нежданного гостя. Это ли не верх гостеприимства и заботы о тех, кто сейчас в пути? Даже если семья была бедна, считалось делом чести обеспечить гостю уютную и комфортную обстановку, позаботиться о его безопасности, вкусно накормить.
Зачастую случалось так, что неожиданный гость, помня добро и приветливость хозяина, впоследствии становился настоящим кунаком и начинал считаться своего рода «семейным другом».Даже если отец семейства уже умер, такой гость, согласно традициям Дагестана, остается кунаком для всего семейства и может приехать сюда в любое время, как к родным людям.
Куначество, ставшее последствием гостеприимства (но не обязательно только его) порождало свои традиции. У многих дагестанских народов кунак становился названым отцом детям своего друга, неким вторым родителем или дядей. Он мог заменить умерших детям отца или мать, присматривал за ними и помогал вести хозяйство до тех пор, пока они не обретали полной самостоятельности.
Особый момент в национальных традициях занимали обязанности хозяина, если его гостю угрожает опасность. Он обязан был не только укрыть пришельца в своем доме или спрятать его, но и взяться за оружие, чтобы гостя защитить. Большая часть всех этих старинных обычаев сохраняется в дагестанских селах и сегодня, незримо соединяя духовность далеких предков с вопросами воспитания их нынешних потомков.
Большие народы и маленькие народности
Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.
Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.
Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.
Обычаи и традиции
В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно. Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты». Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство – все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам. Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.
В гостях у охотника
Когда-то охота в этих местах была необходимостью, средством выживания, сегодня же это больше хобби. Домашний скот держат практически все, даже в самых бедных и отдаленных селах, и его вполне хватает, чтобы прокормить семью. Как признался один из моих собеседников, с котором я познакомился еще в Махачкале, в прошлом увлекавшийся охотой, сейчас иногда даже не знаешь, как об этом сказать — столько встречаешь осуждения. А раньше охотников уважали — они ходили на медведей, которых в этих местах и сегодня немало, волков стреляли.
Впрочем, и сейчас еще можно встретить потомственных охотников, превосходно знающих лес и свое ремесло, живущих охотой. С одним из таких людей нам посчастливилось встретиться. И не просто встретиться, а зайти в гости, познакомиться и пообщаться.
Фото: Алексей Терентьев
— Только вчера выхожу утром из дома, смотрю — на горе волк стоит, они к нам часто сюда приходят, могут и скот воровать. Волков я почти всегда стреляю, — рассказывает Абдужалил, стоя на дороге, ведущей к его дому. — Вообще волков у нас не едят, но есть отдельные села, в которых волчье мясо ценится очень высоко и считается целебным. Вот туда иногда отвозим, там можно за мясо получить хорошие деньги.
Небольшой его домик одиноко примостился на склоне ущелья. Внизу горный ручей. По обеим сторонам горы и лес — царство Абдужалила, в котором, как кажется, он знает, слышит и чувствует каждый звук, каждый шорох, каждую веточку. До любого ближайшего аула много часов ходьбы. И хотя недалеко от дома по ущелью проходит дорога, даже машины и те ездят тут не слишком часто.
В его доме чисто и аккуратно. На стенах обои, большой стол, мягкая мебель — так сейчас живут очень многие, даже в самых отдаленных селах. Из кухни выходит жена, и ее лицо озаряется улыбкой. Видно, насколько она рада гостям. Тут же накрывается стол, а хозяйка готовит свежий хинкал, достает соленый бараний курдюк, вино и другие припасы. Супругу зовут Ниной, сама она из Твери. Встретить здесь, далеко в горах, соотечественницу необыкновенно приятно. В ответ на наши вопросы, закончив с обедом, Нина и Абдужалил соглашаются рассказать свою историю.
Абдужалил, как и большинство ребят в этих местах, был помолвлен почти с детства, заочно. Свою будущую жену толком не знал, знал только, что у него есть невеста. А будучи совсем молодым, в Москве — учиться и работать в центральную Россию ездят очень многие кавказцы — встретил Нину. Встретил и влюбился. На всю жизнь. Самое сложное тогда было сказать о своем решении близким.
Фото: Алексей Терентьев
Сперва Абдужалил объяснился со своей первой невестой. Ее он вызвал на встречу и поговорил лично. Поскольку никакой любви между молодыми людьми не было, да и решение мужчины в этих местах принято принимать как должное, здесь никаких проблем не возникло. А вот сообщить об этом близким оказалось сложнее. О том, что он не женится на назначенной невесте, он осмелился сказать только по телефону, находясь в Твери.
А как сказать о Нине — долго думал и наконец решился: когда один из его братьев приезжал в Москву, он познакомил его с девушкой, но ни слова не сказал про женитьбу. Только уже на вокзале, когда поезд с уезжающим домой братом стал набирать ход, он крикнул, что Нина — его невеста. Так об этом узнали дома.
Молодым повезло — семья Абдужалила приняла его выбор и встретила Нину как родную. Здесь же сыграли свадьбу и остались жить. Как охотнику без его гор и леса? Теплоту и любовь супруги пронесли через всю жизнь. Мы прощаемся, стоя рядом с домом. Абдужалил и Нина обнимаются, смеются, не боясь показать свои чувства. В глазах нежность, радость от встречи с гостями и небольшая, но явная печаль. Может быть, сказывается изолированная жизнь вдали от людей и близких, а может быть, отсутствие детей — ведь последнее особенно ценится на Кавказе.