Ингушетия всегда славилась своими богатыми обычаями и традициями, которые соблюдаются и сегодня. Современная молодежь живёт в другом ритме, но традиции своего народа чтит свято. Один из самых почитаемых обрядов – ингушская свадьба, которой предшествует знакомство юноши и девушки, сватовство, помолвка.
После обряда венчания молодые проводят несколько дней так, как того требует древний обычай. Отступить от завета предков – значит нарушить закон. Все должно проходить так, как было много лет и даже веков назад.
Традиции ингушских свадеб
Традиции Северного Кавказа настолько популярны, что о них известно даже в дальних странах. Обычаи, которые не изменяются многие годы, передаются из поколения в поколение. Народ относится к ним с особым трепетом и бережностью. Распространяются местные традиции и на церемонию бракосочетания.
Чеченцы, карачаевцы и ингуши относятся к этим традициям очень ответственно. Необходимо отметить, что у этих народов очень похожие обряды. В свадьбе жителей Дагестана можно увидеть традиции, которые принято соблюдать в странах Европы. Заметить схожесть можно невооруженным глазом. Например, невеста бросает букет своим подругам.
Раньше это было не принято, как и использование этого аксессуара. Новшеством можно считать и первый танец молодоженов. Раньше невеста не могла надеть слишком откровенное платье, но сейчас она не ограничена в выборе наряда. Однако время не стоит на месте, поэтому разрешение старейшин на многие действия не требуется. У новых свадеб есть ряд неоспоримых достоинств. Сегодня вы узнаете о самых известных традициях ингушских свадеб.
А вот жениху на свадьбе места вообще нет
Пока невеста в роскошном платье красуется перед многочисленными гостями, жених, согласно ингушской традиции, отмечает свой новообретенный семейный статус в компании друзей в другом месте. Правда, в последнее время некоторые пары это правило не соблюдают…
В марте 2016 года ингушский миллиардер Михаил Гуцериев женил сына. Молодым и их гостям свадьба запомнилась. Их развлекали мировые звезды.
Присутствующий на свадьбе Гуцериева-младшего нынешний глава республики Ингушетия отозвался о празднике так: «Организаторы сделали все, чтобы соблюсти ингушские обычаи и традиции». А дотошные журналисты подсчитали, что стоимость только наряда невесты сопоставима с расходами бюджета одной из самых бедных республик на здравоохранение.
Подготовка к ингушской свадьбе
На Северном Кавказе людей распределяют по фамилиям. Их делят на почетные семейства и никому не известные. Также фамилии разделяют как на старые, которые присущи древним родам, так и на новые. Мужчина не имеет права просить руки и сердца любимой женщины, которая является однофамилицей одной из его близких родственниц. Выбрать жену здесь непросто, ведь очень сложно найти девушку, которая не будет считаться родственницей. Однако это решение можно назвать достоинством, ведь у кавказцев почти не рождаются дети со всевозможными болезнями, которые связаны с браками между родными людьми.
После того, как ингуш выберет себе невесту, он должен посвататься. Известные родственники жениха посещают дом его будущей жены. Здесь они должны подойти к отцу и попросить у него разрешения на то, чтобы его дочь вышла замуж. Родители спросить у молодых, любят ли они друг друга. Если одна из сторон против свадьбы, то отец отказывает представителям жениха. Кавказ – это не то место, где женят или выдают замуж насильно.
Два дня до свадьбы: «любишь — иди и женись»
Во второй половине дня Алия собирается в Назрань за свадебным платьем. До этого времени я встречаюсь с ее женихом Магомедом. Он везет меня к своим друзьям, Якубу Гогиеву и его жене Танзиле Дзауровой-Гогиевой. Якуб и Танзила члены ингушского историко-географического общества Дзурдзуки. Они изучают историю Ингушетии, проводят экспедиции в горные районы, исследуют заброшенные башни, склепы, берут интервью у пожилых людей. Я надеюсь, что они дополнят рассказ Танзилы про свадебные традиции.
По пути расспрашиваю Магомеда, как он выбрал Алию. «Это судьба, — отвечает он. — Я ее знал заочно, хорошо знаю ее братьев. Она образованная, хозяйственная. Бывают девочки — белоручки, не умеют ничего, не хотят. Алия не такая». Они же виделись всего несколько раз, откуда узнал, что Алия хозяйственная? «Я знаю ее подруг, — отвечает жених. — У нас тут все друг другу родственники, все друг друга знают. Если людей поспрашивать о конкретном человеке — все расскажут. Вот, возьмем гражданский брак, когда люди сходятся, чтобы узнать друг друга. У меня есть знакомые, которые в гражданском браке жили душа в душу, а после свадьбы отношения испортились, стали ругаться… Тут не угадаешь, как сложится. Главное, смотришь на человека, на его репутацию, узнаешь, как о нем отзываются. Мы же, когда хотим что-то купить, детально все узнаем, расспрашиваем, присматриваемся. Я не хочу сказать, что невеста — это вещь, но все-таки такой же подход к человеку, с которым ты хочешь строить семью, считаю правильным».
Мы приезжаем в этнокафе. Молодые, красивые Якуб и Танзила садятся напротив друг друга — жена не должна сидеть рядом с мужем. А меня, как гостя, сажают в дальний угол стола лицом ко входу.
— Мы занимались одним делом, — рассказывает Танзила о своем знакомстве с Якубом. — Столкнулись на одной площадке.
— Я не смог ее переспорить, решил, что, чтобы она замолчала, я должен на ней жениться, — смеется Якуб. — Но я ошибся.
— А я решила, что, чтобы его наказать за то, что он со мной спорит, надо выйти за него замуж, — улыбается Танзила.
Танзила и Якуб — вполне современная пара, но они чтут ингушские традиции. Я хочу поговорить с ними о любви. О том, как можно жениться, видя человека мельком несколько раз. Но разговор не получается.
— О чувствах у ингушей говорить не принято, — поясняет Якуб. — Любишь — не говори, иди и женись.
Танзила подхватывает:
— Жених никогда не скажет, что он влюбился, просто расскажет про важные для него достоинства. Берут в жены верующую, мусульманку, хорошую хозяйку, девушку, которая достойно себя ведет… Сейчас люди видятся до свадьбы чаще, чем раньше. Но по-прежнему встречаться наедине у нас не принято, и информацию о потенциальном женихе или невесте мы узнаем от родственников и друзей.
— Мы начинаем с уважения, а не с любви, — продолжает мысль Магомед. — Если девушка достойная, воспитанная, я ее уважаю. Но для меня любовь — это наивысшая степень уважения, не уважая, любить невозможно.
Но даже прожив много лет в браке, узнав друг друга и полюбив, муж и жена никогда не будут демонстрировать своих чувств друг к другу. Как и к другим близким.
— Мы скрываем свои чувства к близким, — говорит Танзила. — Мать скрывает на людях чувства к ребенку, муж тоже. Не берет его на руки, не целует, не сюсюкает. То же самое между мужем и женой. Корень в том, что раньше считалось, будто нас окружают злые духи. Как только дух узнает, кто ему дорог, сразу навредит, поэтому люди скрывали свои чувства. У нас даже принято родственников мужа нарекать другими именами. Сноха не произносит имя свекра, она говорит: «Это мой папа». Не называется также имя свекрови, старшего деверя, золовок. Можно использовать эпитеты: красивая, хорошая. «Хорошая, когда ты к нам приедешь?» Раньше даже детей не называли своими именами, чтобы их не узнали злые духи. В детстве еще мне говорили, мол, если услышишь ночью, что тебя кто-то зовет по имени, нельзя откликаться и идти — это духи. Невеста, не называя родных мужа, подчеркивает, что она их оберегает. Я, например, не произношу имя своего свекра.
Как проходит церемония бракосочетания в Ингушетии
Начинает этот торжественный день длинный кортеж. В автомобилях едут родственники жениха во главе с дядей. Если дядя по какой-либо причине не смог присутствовать на ингушской свадьбе, то его может заменить старший брат. Их ждут в доме невесты с танцами и веселыми развлечениями. Когда жених приедет к дому невесты, первыми из машины должны выйти выбранные им парень и девушка. Девушка закрепляет иголку в подоле платья невесты и дарит ей платочек. Парень же ведет невесту к автомобилю, обязательно придерживая ее за локоть. Роль можно по праву назвать самой главной. Все это сопровождается обилием теплых и искренних пожеланий счастья, как молодоженам, так и их родителям.
Сами ингушские свадьбы начинаются после того, как невеста прибудет в дом своего возлюбленного. Мать жениха дает невесте ложку меда. От угощения нельзя отказываться, ведь это действие символизирует сладкую жизнь на новом месте. Потом девушка становится в угол и стоит там до тех пор, пока ее поздравляют и дарят подарки.
Ингушская свадьба обходится без свидетелей и какой-либо развлекательной программы. Ведущий праздника тоже не понадобится. Молодоженам хватает веселья гостей и радости от того, что все близкие родственники собрались в одном доме. Тем временем жених отмечает день своей свадьбы в доме, жители которого помогали готовиться к торжеству. Он вернется домой только через три дня после празднования.
Самые близкие родственники молодого человека приходят в дом его родителей. Там они угощаются лучшими напитками и блюдами, дают напутствия молодой семье, дарят родителям конверты с деньгами. Вообще свадьба – это день, когда подарков становится очень много. Родственники жениха должны получить подарки от невесты, а они обязаны подарить ей ювелирные украшения и дорогую одежду.
Ингушские свадьбы часто затягиваются дней на десять. Обряды, которые проводят после свадьбы, занимают немало времени. Через несколько дней после свадьбы новобрачная должна набрать воды в компании молоденьких девушек и детей. Потом молодая семья заходит в дома, в которых живут их многочисленные родственники. Вот так и начинается долгая и счастливая семейная жизнь любящих сердец.
Приметы и суеверия: подготовка девушки к прощанию с отчим домом
К замужеству славянские невесты готовились тщательно, с трепетом. После сговора и объявления дня женитьбы девушка садилась собирать приданное, в этом ей помогали подруги. Приданное состояло из тканых вещей: рушников, отрезов домотканого полотна, одежды. Подготовка могла занимать несколько недель.
В вечер перед свадьбой девушка прощалась со своей девичей жизнью и подругами. Она дарила подружкам по подарку. Обычно отдавали нарядные девичьи украшения в знак перехода в новый статус. После замужества у молодки появятся новые украшения с женскими обережными знаками, помогающими родить здоровых детей.
Как проводятся ингушские свадьбы – традиции
Ингушетия всегда славилась своими богатыми обычаями и традициями, которые соблюдаются и сегодня. Современная молодежь живёт в другом ритме, но традиции своего народа чтит свято. Один из самых почитаемых обрядов – ингушская свадьба, которой предшествует знакомство юноши и девушки, сватовство, помолвка.
После обряда венчания молодые проводят несколько дней так, как того требует древний обычай. Отступить от завета предков – значит нарушить закон. Все должно проходить так, как было много лет и даже веков назад.
Небольшой экскурс в историю
Территория расселения татар простирается от Сибири до самого Крыма, у разноместных представителей есть некоторые различия в языке, но все равно это единая нация, обладающая крепким национальным духом, древней культурой, богатым литературным языком, своеобразными традициями и обрядами
В таком важном празднике, как свадьба, историческая память народа находит наиболее яркое отражение. На развитие свадебных традиций большое влияние оказали исторические события, которые происходили на землях, населенных татарами
Тем не менее можно проследить общие закономерности в обрядах, невзирая на то, что названия их порой отличаются. Основное различие заключается в обряде бракосочетания по религиозным канонам: у татар, исповедующих ислам, это проводимый в домашних условиях никах, а у татар-христиан – венчание в церкви.
До этого времени брак заключался в основном по сватовству, и тут необходимо было строго соблюдать обрядность. Причем характерность того или иного обряда определялась местностью, а различия носили общественный характер (продолжительность гуляний, число гостей, дороговизна подарков).
Как проходит сватовство и помолвка
В Ингушетии нельзя представить себе, чтобы юноша и девушка самостоятельно приняли решение о вступлении в брак. Огромное значение имеет мнение старших, которые задолго до торжественного события оговаривают все подробности, выясняют степень родства, узнают все о характерах жениха и невесты их способностях и умении вести хозяйство, содержать семью.
Прежде, чем многочисленные родственники юноши засватают девушку, будущий жених, в соответствии с древней традицией, передает своей избраннице:
Если красавица принимает дары, то в ответ передает парню вышитые своими руками носовые платки для него и его лучшего друга. Только после этого можно считать, что знакомство состоялось, и старшие назначают день сватовства. Выбор невесты и решение о создании семьи – огромная ответственность.
Развод – это не просто скандал, это позор, который ложится и на мужа или жену, и на их родных. Поэтому женятся в Ингушетии, основательно продумав все нюансы, все последствия совершенного шага.
Девушка становится невестой только в том случае, если ее кандидатуру одобрили старейшие родственники юноши. Это забота о здоровье будущих поколений и генетическом развитии нации.
Жизнь
Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена. Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.
Подготовка к свадьбе
Засватанная девушка избегает всех мужчин и старших женщин из рода жениха. Она держится в стороне от шумных веселых компаний, соблюдая табуирование. Это свод запретов, выполнять которые обязательно. Исключением становятся только несовершеннолетние дети. С ними невесте разрешается общаться.
В процессе подготовки к свадьбе родители невесты собирают приданое, состоящее из:
- постельного белья;
- кухонной утвари;
- ковров;
- личных вещей (одежды и белья).
Помимо этого, необходимо приготовить подарки родителям жениха и его ближайшим родственникам. Новые правила, появившиеся сравнительно недавно, позволяют молодым общаться, так как они видятся на учебе (ведь многие девушки учатся в ВУЗах), но тесно контактировать им запрещено.
Готовятся к свадьбе в обоих домах. Праздник будет проходить и в доме невесты, и в доме жениха, поэтому все должно быть правильно организовано задолго до назначенного дня.
Дату бракосочетания выбирают в зависимости от того, когда будет готово приданое. Старшие из рода невесты сообщают о завершении подготовки, и старики назначают день свадьбы.
За 10–14 дней до торжественного дня невесту перевозят в дом одного из близких друзей или родственников жениха, где она ждет объявления о назначенной дате. Свадьба в доме невесты будет праздноваться всего один день, ведь девушку сразу отведут в жилище мужа, а в доме жениха гости будут гулять три дня.
За день до бракосочетания отец невесты должен получить подарки от новых родственников, и отказаться от них он не имеет права.
Один день до свадьбы: приданое и грустный отец
За день до свадьбы у себя дома, в Сунже, Алия выглядит уставшей. Через несколько часов за ее приданым приедут братья жениха. Оно должно быть сложено, красиво упаковано и вынесено к входной двери.
На крыльце стоит стиральная машина — подарок родственников. Подарки родным жениха упакованы в квадратные коробки и обернуты в зеленую бумагу с пышными бантами. Подарки для свекра сложены в сундук. Ковры упакованы «конфетой». Одежду Алия складывает в чемоданы. У нее 17 платьев, пять костюмов, 22 платка, несколько пар обуви на разные сезоны, сумки. Шубы нет — они с Магомедом против жестокого обращения с животными. Алия с содроганием вспоминает, как покупала всю эту одежду за один день. «Мы с подругой поехали в Москве в аутлет и заходили в каждый магазин, смотрели, что мне подходит, и покупали. Здесь у меня одежда на выход (мероприятия, праздники, свадьбы), одежда, которую можно носить на работу, в магазин, в город. И домашняя одежда, повседневная, в ней можно сходить к соседям, к родственникам. Платья, блузки, джемперы, кардиганы…» Один чемодан отдан под косметику, в нем все, вплоть до ватных дисков. К своему приданому Алия относится трепетно — каждый платочек аккуратно сложен и упакован в пакетик. На просьбу примерить что-нибудь из нарядов невеста пугается: «Я не могу, я не омыта».
Скоро приходит любимая тетя Алии — Роза. Крупная, яркая женщина очень помогла ей со сборами. Она внимательно оглядывает приданое Алии и удовлетворенно хмыкает. Вместе с соседкой Роза переносит приданое в прихожую — братья Магомеда приедут с минуты на минуту. Когда ко двору подъезжает машина, Алия убегает в комнату и все время, пока мужчины выносят коробки и чемоданы, прячется за дверью — братья не должны увидеть ее до свадьбы. Осторожно выглядывая за дверь, чтобы оценить, сколько уже унесли, Алия волнуется, но в ее глазах мелькает какой-то детский, озорной огонек.
Отец Алии Амур почти не выходит из своей комнаты. Худой высокий мужчина невесел: «А чего веселиться? У меня траур. Я остаюсь совсем один». После смерти жены Амур так и не женился (хотя родственницы очень стараются найти ему невесту), ушел в работу и заботы о дочери. И несмотря на то, что свадьба Алии неизбежна, расстраивается. «Я хочу надеть на свадьбу черный костюм, а она, — указывает на Алию, — не разрешает!» «Па, ну какой черный костюм?» — говорит Алия. Амур вздыхает и закрывает за собой дверь.
Время к обеду, и Алия вместо того, чтобы заниматься предсвадебными делами, накрывает на стол. Помогать себе категорически запрещает. И сама садится последней, когда наши тарелки уже наполовину пусты. За обедом тетя Роза вспоминает, как ее в молодости пытались украсть, чтобы жениться. «Я набирала воду, подошел парень, попросил напиться. Я протянула кувшин, а он схватил меня за руку и потащил. Но я была боевая, заголосила на всю округу, ударила его и вырвалась. Их потом поймали, этих парней, оказалось, что тот, кто хотел на мне жениться, мой родственник. Так что все равно бы меня обратно вернули».
А вот соседка Алии Хазихан вышла замуж за своего похитителя. Говорит, как-то прижились, родили чудесных детей, все хорошо. Но свою дочку Фатиму Хазихан замуж отдавать не спешит. Фатима выучилась на фельдшера и недавно начала работать на скорой. Она красивая, стройная, с выразительными глазами. «Надоели свататься», — говорит ее мать, подчеркивая ценность своей дочери. Фатима скромно улыбается и на вопрос, хочет ли замуж, отвечает, что в ближайшее время точно не пойдет: «Хочется поработать, пожить. Вдруг муж не захочет, чтобы я работала? А мне очень нравится!»
— Ингушка, выходя за ингуша, должна быть готова к тому, что ее жизнь кардинально изменится, — говорит Алия. — Что она будет не такой, какой она себе ее представляла.
— Ты готова? — спрашиваю ее.
— Да, — отвечает она, не задумываясь.
Проведение торжества
Свадьба в Ингушетии – одно из самых знаменательных событий. Это праздник не только двух семей. В торжестве принимают участие:
Присутствуют на празднике люди самых разных возрастов. Раньше всех их размещали в разных комнатах или домах. Женщины никогда не находились рядом с представителями сильной половины человечества. Перед тем, как молодые отправятся в ЗАГс или к месту выездной регистрации, к дому невесты направляется свадебный поезд. В нем много молодежи. Нет здесь только родных сестер жениха, которые остаются дома и готовят все необходимое для встречи гостей. Невеста ожидает будущего супруга в тайной комнате, вывести из которой ее может ближайший родственник или брат жениха.
Прежде чем девушка перешагнет порог родного дома, подруга прикалывает к подолу ее платья иголку с белой ниткой (чтобы молодая была счастливой и защищенной от злого глаза) и кладет ей за пазуху серебряную монетку, завернутую в лоскут белой материи (символ богатства и умения вести хозяйство).
Это атрибуты, которые девушка будет хранить долгие годы как святыню. Стоя за занавеской, невеста ждет, пока родственники жениха ее оценят, потом выходит и встречает стоя всех пришедших гостей.
В прежние времена невеста принимала гостей в доме своих родителей, потом приходил мулла и регистрировал брак, а жених все это время не появлялся ни разу. Молодые встречались только после того, как девушка выходила из дома за водой. Ее отвозили в дом молодого супруга, где продолжался праздник.
Во время современной свадьбы мать жениха подносит будущей невестке ложку меда, от которой та не имеет права отказаться. Мед символизирует сладкую счастливую жизнь в новом доме рядом с новыми родственниками. Невеста становится в угол и остается там до тех пор, пока не получит все подарки и не выслушает все поздравления. Еще один обычай, который сохранен и строго соблюдается и сегодня, – взять на руки маленького мальчика.
Невеста берет малыша и вручает ему небольшую денежную сумму. Принято считать, что после этого первенцем у молодоженов обязательно будет сын.
Как начинались отношения
Жених через какую-либо женщину или мальчика передавал своей невесте сладости или деньги, как символ своих надежд, чувств и волнений. Если девушке парень нравился, она передавала избраннику пару носовых платков – для него и для его друга. В конце девятнадцатого века появился обычай отправлять жениху и папиросы. Эти подарки означали, что знакомство молодых состоялось. После этого могло состояться и сватовство.
После свадьбы
У ингушей принято праздновать в доме жениха еще два дня после свадьбы. Первые три дня после заключения брака жених проводит в гостях у тех, кто помогал ему готовиться к празднику. В эти дни в дом жениха приходят родственники и близкие друзья.
Их угощают самыми лучшими блюдами, дорогими винами. Те, в свою очередь, преподносят дары. Это драгоценности, деньги, дорогостоящая одежда. Веселье продолжается, не прекращаются танцы, звучат песни.
По прошествии этих трех дней невеста в присутствии подруг и сестер жениха набирает чистую воду, и молодые уходят в свой дом или ту часть жилья, которая была выделена им родителям жениха. Теперь они уже в новом качестве, как молодая семья, ходят в гости ко всем родным, друзьям и знакомым.
День свадьбы невеста проводит… в углу
Если у чеченцев, например, невеста в день свадьбы сидит в отдельной комнате — ее сначала быстро показывают гостям, а затем уводят, — то у ингушей принято, чтобы она до вечера стояла в углу главного зала, где все веселятся, и принимала подарки.
Во время загрузки произошла ошибка.
Нужно стоять весь день на каблуках, присесть нельзя, стараешься не есть, не пить, чтобы показать свою скромность. Что касается платья, то ингушки в основном отдают предпочтение национальному наряду. Но это по желанию. Некоторые девочки надевают платья в европейском стиле. Желательно только, чтобы оно было закрытым
Хава Хароева
жительница Ингушетии
Свадьба в Ингушетии: традиции и ритуалы
Созданию семьи и обустройству семейного очага ингуши уделяют наиболее пристальное внимание. С детства они воспринимают негласные законы, пронизывающие жизненный уклад этого патриархального народа. Уважение к старшим, почитание вековых традиций и верность своему роду для ингушей далеко не пустые слова. Шагая в ногу со временем, они бережно хранят в своих сердцах и душах бесценные сокровища культурного наследия. Ингушская свадьба, со всеми ее уникальными обрядами и ритуалами, в полной мере отражает суть появления новой семьи. Длительный период подготовки позволяет молодым безболезненно влиться в жизнь общины в обновленном качестве взрослых, ответственных людей.
Ингуши отличаются своей благородностью
Также, у ингушей есть обычай, который можно назвать одним из видов состязательности – это благородные поступки.
Отличительной чертой ингушского народа является уважение к старшему поколению и, конечно же, к родителям. В правила большей части молодежи всегда входят нормы поведения. Например, обязанность пропускать старшего на дороге. Старший, всегда говорит первым. Нельзя перебивать взрослых или вступать с ними в полемику, кроме того, нужно слышать и прислушиваться к советам старшего поколения. Родители должны быть сдержанными к своим детям. Что касается отцов, то они не могут поднять своего ребенка на руки, если рядом есть более взрослый человек.
Древняя культура Ингушетии
В Ингушетии с давних времен и до сей поры брачный союз символизирует не только и не столько единение двух молодых людей, но союз родов. Именно поэтому выбор будущей супруги или супруга осуществлялся старшим поколением – слишком много нюансов следовало учесть. Ни в коем случае не совершались браки между лицами, носящими одну фамилию. Учитывались многочисленные родственные связи, побратимство и усыновление. Также, не были приняты экономически и социально неравные браки, когда один из партнеров занимал более высокое положение в обществе. Обычаи родовой вражды, клановые союзы и взаимные договоренности также принимались во внимание.
Большая часть браков в старину совершалась по раннему сговору. Если молодой джигит или девица не были сосватаны еще во младенчестве, они могли самостоятельно познакомиться, после чего – представить кандидатуру избранника на суд главы рода. Или молодым людям подыскивали подходящую пару старшие родственники. Этот обычай до сих пор сохранился в Ингушетии. Невозможно представить молодых людей, которые пошли бы под венец против воли своих родителей и многочисленной родни. Также, не были приняты и осуждаются по сей день, разводы. Если такое случалось, позор ложился не только на супругов, но и на их рода.
Особенности культуры дагестанского народа
В Дагестане очень сильны традиции гостеприимства
Существующий веками свод правил предписывает хозяевам доброжелательность и внимание к гостям. Дома дагестанцев всегда открыты для дорогих родственников, соседей, друзей
Даже незнакомого человека, случайно попавшего в селение, принимают, как собственного родича.
Детей и молодежь наставляют слушать и почитать старших, уважать родителей и оберегать свой род и свою семью.
Несмотря на влияние ислама, принятого жителями Дагестана со времен властвования турок и персов, к женщинам здесь особенное, бережное отношение. Некоторые исследователи считают, что изначально в местных племенах царил матриархат. Подчеркнуто уважительное, вплоть до именования в третьем лице, отношение жены к мужу, соседствует с запретом для слабого пола заниматься тяжелым физическим трудом. Вежливая мудрость женщин всегда может охладить горячие головы спорщиков-мужчин. Также, в Дагестане не было принято ношение чадры, наоборот, девушки и женщины одевались ярко, с многочисленными головными украшениями.
Свадьба в Дагестане – это не просто соединение двух любящих сердец, это повод всем родственникам и знакомым собраться на потрясающее своим размахом празднество. В этот период происходит объединение двух отдельных семейств в единое целое. Новые родственники активно знакомятся, общаются. В старину местные селения жили от свадьбы до свадьбы. На знаковое событие собирались все окрестные села, приезжали гости из отдаленных районов. Свадьбу праздновали в несколько этапов, а подготовительный период начинался с рождения детей.
Знакомство и сговор
Свадьба в Ингушетии была, пожалуй, единственным доступным для свободной аульной молодежи способом познакомиться с лицами противоположного пола, и подыскать себе желаемую пару. В любое другое время общение холостых парней и незамужних девиц было строго ограничено. Готовясь к знаковому мероприятию, девушки собственноручно шили и вышивали наряды, узорчатые платки. А парни старались подготовить остроумные изречения, развлекательную программу, чтобы было чем удивить возможную собеседницу. И на обряде сватовства хорошо подвешенный язык также приветствовался.
Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.
Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.
Как выглядит и ведет себя невеста на кавказской свадьбе
Будущей жене на Кавказе отводится особая роль на свадебном торжестве. Сначала давайте поговорим о том, как выглядит невеста согласно традиции.
Свадебный образ
Кавказские народы известны своей строгостью и консервативностью касаемо того, как должна выглядеть женщина. Ее будут уважать и почитать, если она будет проявлять своим внешним видом целомудрие и скромность. В семьях с традиционным кавказским воспитанием невесты облачаются в закрытые длинные белые платья с золотой или серебряной вышивкой и расшитым поясом. Также для кавказской свадьбы девушки часто надевают национальный головной убор с фатой. Среди свадебных платьев народов мира наряды невест с горных стран занимают достойное место по красоте и элегантности.
Если невеста и жених, а также их семьи отличаются либеральными взглядами, образ молодой может быть более откровенным. Голову покрывать необязательно, а платье может открывать плечи и зону декольте.
Сватовство (Зоахалол) в Ингушетии
Обряд сватовства в Ингушетии совершали обычно зимой или весной. Он проходил в несколько этапов. Сначала на семейном совете выбирался представитель, умеющий красиво говорить. Он шел в дом избранницы и заявлял о сердечном интересе одного достойного юноши. Подробно и красочно расписывались таланты и умения молодого человека, его благосостояние и деяния.
Родителям девицы давался срок в полмесяца, чтобы проверить полученную информацию, оценить жениха и его род со всех сторон и принять решение. Почтенный представитель возвращался к ним за ответом спустя положенный срок. В случае согласия, назначался день собственно сватовства.
После получения согласия со стороны главы семьи избранницы, родные парня собирались на клановый совет. Приходили самые уважаемые, мудрые и опытные люди, духовные наставники. Обязательно должен был присутствовать один из родных дядьев и тот человек, который представлял жениха. Почтенному собранию предоставлялись все сведения о девушке и ее родичах. Если препятствий к сближению двух родов не находилось, на этом же общем сборе назначались сваты.
В доме девушки к назначенному дню представительную делегацию ожидала вся ближняя и дальняя родня. Звучали обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства молодого жениха и красоту, добрый нрав юной невесты. После обмена многословными приветственными речами, почтенное собрание обязательно интересовалось мнением девушки. Та, как послушная дочь, с охотой подчинялась воле старейшин рода и родителей.
Урду или плата за молоко, своего рода благодарность за обеспечение и воспитание дочери, передавался также на финальной стадии сватовства. Обычай не оговаривал твердой суммы, была лишь минимальная планка, ниже которой давать было просто неприлично. Например, на сегодняшний день минимальный калым за невесту составляет пятьдесят тысяч рублей. Но счастливый возлюбленный мог быть щедр, насколько позволяло состояние семьи. После этого девушка считалась сговоренной и полностью переходила под покровительство рода жениха, ее называли «наш человек».
Этап сватовства или лъыхъу
Само слово лъыхъу переводится как «поиск», «искать». Если изучить адыгский кодекс, который называется хабзэ, кража невесты для народа неприемлема. Проявлением чести и адыгства считается жест от родни жениха, когда они посылают сватов к родне невесты, узнав о намерении сына. Кстати, честь на адыгском языке переводится как нэмыс. В прежние времена пара знакомилась лично на определенных торжествах, некоторое время общалась и обменивалась типичными подарками. Из-за того, что этикет не позволял прилюдно говорить девушке о своих чувствах, без подарка церемония невозможна. Именно он считался символом взаимной симпатии и чувств.
Даря ответный подарок любимому, девушка говорила о взаимности чувств и перспективности возможного союза. После достижения девушкой того возраста, когда она могла вступать в брак, ей отводили специальную комнату, которая называлась пщащэ унэ в доме родителей. Где она могла принимать сватов и женихов и не отделяться в принципе от социальной жизни. В современном народе данная традиция утратила актуальность, и молодые люди спокойно сами могут ходить к интересным девушкам в дом без особого стеснения.
При обоюдном желании жениться молодой человек должен послать сватов в дом к девушке. Сваты должны быть уважаемыми представителями старшего поколения внутри семьи молодого. Родня девушки должна оказать сватам теплый прием и накрыть, по возможности, богатый стол. Далее ведется этап переговоров с родней невесты и в случае взаимного согласия назначается день торжества. Примечательно, что сами виновники торжества на переговорах не присутствуют.
Подготовительный период
В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.
Девушка полностью исключала общение с молодыми людьми и мужчинами – ведь репутация невесты должна быть безупречной. Также, накладывался запрет на встречи с родственниками жениха любого пола, кроме незамужних девиц.
Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.
Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.
Приданое невесты
Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.
Лезгины
Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.
Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.
Свадебные торжества в Ингушетии
Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.
Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.
В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.
Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.
Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.
Свадебные традиции ингушей
Вряд ли еще кто-то в Ингушетии сможет позволить себе такой размах, и эта свадьба имеет все шансы войти в новейшую историю, как самая роскошная. Тем не менее, даже бедные слои населения на торжествах не экономят – так принято испокон веков. Ингушская свадьба всегда была дорогой, колоритной, в ней переплелись исламские нормы и национальные традиции. У каждого кавказского народа свои особенности этого торжества, у ингушей они такие:
- Накануне свадьбы жених присылает отцу невесты пару баранов, масло, чай, мешок муки, так называемый хьоалчах.
- В день свадьбы, а это обязательно воскресенье, родственники невесты везут к ней в дом подарки. Все это переедет в дом молодоженов только через несколько месяцев.
- Свадебный кортеж прибывает к дому невесты, впереди сваты и благословивший брак мула.
- К молодой отправляются друг жениха и выбранная девушка. Последняя прикалывает к подолу платья невесты носовой платочек, который та передала своему жениху еще перед сватовством, в знак согласия.
- Друг жениха выводит невесту из родительского дома и ее оттуда сразу везут в дом жениха, без остановок у других родственников, как это принято в некоторых кавказских традициях.
- При выходе невесты из дома сваты с двух сторон стреляют в воздух. Кто сделает это первым, тому быть главным в новой семье.
- Свадьба начинается еще до прибытия невесты и длится три дня, на четвертый молодые и гости едут в дом невесты. Но всего на один день.
Раньше мужчины и женщины гуляли свадьбу отдельно, сегодня эта традиция не соблюдается, а вот уважительное отношение к старшим членам семьи и пожилым гостям подчеркивается особо – их размещают в комнатах с более дорогим убранством, им подают лучшие кушанья, даже раньше, чем молодоженам.
Интересные обычаи ингушской свадьбы
Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.
- С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
- За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
- Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
- Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
- Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
- Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
- Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.
По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.
После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.
В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.
Три дня до свадьбы: костюм, рубашки и золотые сережки
Дом Алии — в Сунже. Дом Магомеда — в Карабулаке. А все необходимое к свадьбе Алия покупает в основном в Назрани и Магасе.
Сегодня Алия покупает подарки будущему свекру, его братьям и трехлетней сестре Магомеда. На оптовый рынок она решила не ездить, чтобы сэкономить силы и время. «Пусть немного дороже, но я поберегу себя», — говорит невеста. Подарки родным — обязательный номер программы, и чем качественнее, тем лучше. Свекру нужно непременно купить костюм, братьям можно только рубашки.
Больше всего магазинов мужской одежды в Назрани. На 100 тысяч жителей я насчитала 32 штуки только на карте. И это, по словам продавщицы Фатимы, у которой огромный выбор костюмов и рубашек, без учета небольших отделов в торговых . В магазин Алия приехала с двоюродной сестрой — выходить из дома в одиночестве невеста не может. После долгих раздумий и торгов девушки выбирают костюм в клетку и несколько белых рубашек. Подарок для свекрови у Алии уже куплен, остался подарок для Томы. Алия долго выбирает для нее сережки с бриллиантом. Камни попроще отвергает — подарок должен быть нежным и богатым одновременно. Когда покупки сделаны, она отпрашивается у Магомеда выпить со мной чаю, и мы едем в Магас.
«Для меня важно, чтобы супруг был умный, — говорит Алия за чаем. — Магомед такой. А еще он неравнодушный человек, помогает людям и очень переживает за благосостояние республики. И к тому же он обещал разрешить мне работать. Я пока в Москве ушла на удаленку, раз в месяц буду ездить на совещание. Магомед обещал отпускать меня, и я ему верю».
Алия переживает, что ее свадьба будет не дома, как положено, а в ресторане. Из-за того, что у нее нет сестер и мамы, организовывать праздник дома слишком хлопотно. Сложно и купить приданое, потому что отец Алии не может себе позволить оплатить все свадебные расходы. Но, как это всегда бывает в Ингушетии, на помощь пришли родственники и друзья. «Тети очень много взяли на себя, подарили деньги. Одна тетя и ее дочки подарили ковер и пылесос. Другая утюг и гладильный стол, третья сушилку… Подруги подарили, кто белье постельное, кто набор полотенец. Бабушка мне подарила молитвенный коврик. Все это составит мое приданое».
Современные свадебные обычаи в Ингушетии
Многие традиции ушли в прошлое или переродились в стилизованные представления. Кража невесты без ее согласия стала немыслимой редкостью, также как сговоры в раннем детстве или принудительные браки совершенно незнающих друг друга молодых людей. Но, как и прежде стоит жесткое табу женитьбы на однофамильцах. Также, современные девушки и юноши могут видеться после сговора, но не жить совместно. Празднования в городах проводятся в банкетных залах ресторанов или на природе. В селениях обычно гости собираются в одном из дворов. Жесткое разделение на женскую и мужскую половину уже не соблюдается, так же как трехдневный запрет на встречу после венчания для супругов. И, конечно, молодая жена может встречаться со своими родителями по своему усмотрению.
Современная ингушская свадьба полна задора и веселья, искрометного юмора и самых благих пожеланий для молодоженов. Ингушам не нужна особенная развлекательная программа, ведь каждый гость здесь – сам себе тамада, отличный танцор и замечательный певец.
Источники:
https://rusvesta.ru/planirovanie/scenarij/ingushskaya-svadba.html https://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/ingushskaya https://psvadba.ru/ingushskaya-svadba.html
Платье со смыслами
Алия арендовала платье в одном из многочисленных свадебных салонов. При салоне работает ателье — выбранные платья подгоняют по размеру и длине. Главные традиционные атрибуты наряда — нагрудник, шапочка и пояс. Нагрудник может быть медным или серебряным, он состоит из четного количества полос, число которых означает количество детей, которых молодым желают родственники. Пояс тоже не просто украшение. В идеале у него должно быть 12 звеньев — счастливое число на Кавказе, которое означает, что в доме будет царить мир. У платья обязательно длинные рукава (падуги), которые защищают невесту от случайных прикосновений. Голова покрывается вуалью поверх шапочки, чтобы лица невесты никто не видел. Цена платья зависит от ткани и камней, которыми расшито платье. И варьируется от 50 до 150 тысяч рублей. Это если брать напрокат. Если же шить на заказ, можно отдать и все 300 тысяч.
Позже я отправляюсь в один из многочисленных свадебных салонов Назрани — померить платье, чтобы понять, насколько оно тяжелое и каково неподвижно стоять в нем полдня. Продавщица Хава выбирает для меня наряд, расшитый жемчугом и бисером. Платье туго зашнуровывается на спине. Когда надевают пояс и нагрудник, кажется, что на мне килограммов 12, не меньше. На ноги я надеваю кремовые шпильки. Через несколько минут под плотной тканью становится жарко. Шнуровка и пояс так сильно сжимают талию, что я не уверена, что смогу что-то съесть или выпить. «Большинство невест и не ест целый день, как правило, — улыбается Хава. — От волнения и из-за платья». Ходить неудобно (позади волочится длинный шлейф), стоять тяжело.
Я чувствую себя безвольной куклой. Ноги гудят. Спустя десять минут хочется поскорее избавиться от наряда и выдохнуть.
— Как вы в этом целый день стоите?! — обращаюсь к Хаве.
— Что делать, это надо пережить.
Хава работает в салоне шесть лет, работа ей нравится. Но для нее свадьба не была праздником — Хаву выдали замуж против воли. «Я не хотела за этого человека, но родные настаивали, давили, уговаривали. Пришлось сдаться. Мы прожили в браке год и развелись. И я не уверена, что выйду замуж снова».