Казахская свадьба отличается изобилием национальных традиций и обрядов. Отношение к созданию семьи очень серьезное не только у самих молодых, но и у их родственников. Пара формируется родителями еще задолго до знакомства и встречи жениха и невесты. Кандидата на роль мужа выбирают тщательно, смотрят на положение его семьи в обществе, наследственность.
То же самое относится и к выбору невесты, она должна соответствовать всем требованиям, которые выставляются родителями жениха. При благополучном одобрении обеих сторон начинается активная подготовка к свадьбе. А уже сам процесс бракосочетания проводится согласно всем правилам уже установившихся с давних лет традиций.
Казахская свадьба: смотрины
В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.
Вспоминая о том, как проводилась казахская свадьба в прошлом, нельзя не упомянуть и смотрины. Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом.
Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, не стесняясь выражать свое мнение. Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами – «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты.
Киіт
Перед тем, как сваты покинут дом невесты, отец невесты дарит по традиции «киит», то есть подарки. Ценный «киит» получает папа жениха. Другие же кудалар получают «киит» по степени близости, родства. Если семья состоятельная, то «киит» отцу жениха – это стадо лошадей, много чапанов, обязательным является подарок в виде верховой лошади. Не остаются без презентов, и приехавшие со стороны невесты сваты. Им конечно, не дарят большие подарки, как отцу невесты, но все же не оставляют без внимания. Как многим известно, сейчас калын мал дают деньгами, а киит все также сохранился.
Сватовство
Сватовство – обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других близких родственников жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина семьи традиционно протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.
Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.
Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.
Отступать некуда — позади «сырға салу»
«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.
Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.
Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить «қоржын» (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!
Показ невесты
Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.
Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.
Асатады
«Асатады» — «Угощать» приехавших сватов. Как раз таки угощают курдючным салом. На сегодня это блюдо выглядит совсем по-другому. Сейчас его подают на шпажках, так его можно съесть без остатка, как положено по обычаю. Сваты во время угощения желают друг другу: «Бауырдай жақын – құйрықтай тәтті болайық». «Давайте будем друг другу близки как печень, и нежны как курдючное сало». После, уже в статусе официальных «кудалар» родители молодоженов проводят обряд «Төс қағыстыру», где отцы влюбленных обнимаются. На казахском это звучит таким образом: «Құда мен құданы төс қағыстыру».
После ритуалов құйрық-бауыр и төс қағыстыру проводится обряд «Сырға салу«, «Одевание серег», в котором принимают участие только женщины. Невесту выводят две ее снохи (жеңге) без сережек. К делу приступают уже две снохи со стороны жениха. Они надевают на невесту привезенные серьги. На самом деле серьги также может надеть и мама жениха. Это зависит уже от региона, куда невестой пойдет девушка. Поцеловав ее и поздравив ее, сваты дарят плату за показ невесты «қыздың көрімдігі».
Также сваты со словами: «Қалыңсыз қыз болса да, кәдесіз күйеу болмайды». «Может и существует невеста без приданого, но не существует жениха без подарков». Таким образом, сваты со стороны жениха вручают родным невесты обязательные дары:
«Өлі — тірі» «Мертвые-живые» – принесенное в жертво мясо, которое делят между родственниками новоиспеченной невесты.
«Той малы» «Животное на свадьбу» — на данный момент эти обряды дарят в денежном эквиваленте.
«Сүт ақысы» «Оплата молока» – здесь дарят подарок матери невесты.
«Жігіт түйе» «Джигит верблюд» – в этом обряде нужно сделать подарок отцу невесты в виде верблюда.
Калым
Выкуп за невесту – то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.
Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.
Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.
Какие виды құда түсу существуют
Издревле в казахской культуре была традиция «бесік құда». Бесік қуда — это когда детей сватают с рождения. Также был вид сватовства, как «қарзы құда». Это когда сват со стороны жениха, выдает в невесты дочь свату со стороны невесты. Помимо этого, если сваты выдают замуж дочерей, то этот вид традиции называется «сүйек жангырту» «обновление кости». Раньше, чтобы взять в жены девушку в деревню отправляли образованного человека, который хорошо знал историю. Женщины не вмешивались в этот процесс.
«Бел қуда» — к примеру, если два друга хотели быть сватами, но не могли (к примеру, один из них не имел детей), то в будущем, если появятся малыши, то они планируют стать сватами.
Также стоит напомнить, что в старые времена сваты обмакивали руки в кровь жертвенного животного, чтобы стать до крови близкими друг другу. Сейчас так никто не делает. Была также примета «ұн жағу» «мазаться мукой» — кудалар мазали свои лица мукой, чтобы быть еще ближе. «Есік-төр көрсету» — значение этой традиции таково: родственники невесты ехали в деревню к жениху на праздник.
В случае, если кудалар показывают самоуверенность, мол, все невеста теперь наша, и вы, видимо нам ее отдаете в роде: «Жол мақсаты — жету, қыз мақсаты – кету». Перевод: «Цель дороги – дойти, а цель девушки – уйти». На что сваты могли получить ответ от родителей девушки: «Үйдін ішіне сыйған қыз, сыртқа да сияды». Перевод: «Девочка, которая ужилась внутри дома, поместится и снаружи» или же они говрили: «И за полученное, надо платить».
На данный момент в разных регионах Казахстана сватовство проводится по-разному. Например, в северных краях страны калыму не уделяют особого значения. Но в южных регионах, эту традицию считают очень важной, вплоть до мелочей придерживаются ей. Если говорить о западе, то там калыма и нет вовсе.
Наряд невесты
Во всем мире девушки, вступающие в брак, трепетно относятся к выбору наряда, не являются исключением и невесты, которым предстоит казахская свадьба. Платье невесты согласно традициям должно быть красным, однако в наши дни казашки могут выбрать и белое одеяние. Поверх платья, как правило, обладающего широкими и длинными рукавами, надевается расшитый орнаментом бархатный жилет, цвет его может быть любым.
Головной убор невесты, носящий название «саукеле», — элемент, без которого сложно представить себе такое событие, как казахская свадьба. Фото девушки, облаченной в традиционный головной убор, можно посмотреть выше. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи.
«Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.
Құйрық-бауыр
Куйрык-бауыр — традиционное угощение из печени и курдючного сала. Это блюдо указывает на то, что сватовство прошло на отлично. Также, это является неким доказательством того, что сватовство состоялось. Этот прием налагает на родителей с обеих сторон обязательства. В случае, если сватовство по некоторым обстоятельствам прервется, то виновная сторона платит неустойку и возвращает полученный калым. По форме оно выглядит так: похож на бутерброд, но сверху печени накладывают курдючное сало.
Наряд жениха
Не только невеста обязана тщательно подготовиться к такому событию, как казахская свадьба. Костюм жениха согласно обычаю должен превосходить, с точки зрения богатства, облачение любого гостя. Мужчина, вступающий в брак, должен выделяться из толпы, в чем ему помогает особый головной убор, верхняя часть которого украшена перьями филина. Также традиции велят жениху явиться на церемонию бракосочетания в сапогах на каблуках, набросив на плечи кафтан красного цвета, носящий название «чапан».
В наши дни казахи уже практически не одеваются так пышно, не делается исключение даже для такого мероприятия, как казахская свадьба. Обычаи современные благосклонно позволяют молодым людям облачиться в белоснежную рубашку и брючный костюм. Желательно, чтобы костюм идеально сидел, поэтому его шьют на заказ, цвет особой роли не играет. Однако многие мужчины все же не забывают о национальном головном уборе, подчеркивающем великолепие церемонии.
Не только о наряде должен побеспокоиться жених, которому предстоит казахская свадьба. Обычаи велят ему привезти с собой «той малы», так называется скот для свадьбы, который будет зарезан для пира. Количество зависит от состоятельности семьи, это может быть несколько баранов, лошадей или коров. Берут с собой и другие подарки, к примеру, дорогие ткани, фрукты, чай. Любопытно, что отношение семьи невесты к зятю зависит от суммы, которую он сможет выделить на подношения. Если родственники девушки останутся недовольными богатством даров, обычаи позволяют им выразить свое недовольство. Как правило, эту функцию берут на себя жены братьев невесты.
Выбор дня свадьбы
Даже при выборе дня проведения свадебной церемонии казахи учитывают сложившиеся много веков назад традиции. Чаще всего праздники проводятся в последние дни летнего сезона. В это время заканчивается религиозный пост, к тому же в изобилии присутствуют фрукты и овощи, поэтому это лучшее время для такого события, как казахская свадьба. Традиции и история показывают, что в брак казахам можно вступать и осенью. Весной и зимой свадьбы играют реже.
Современные женихи и невесты продолжают выбирать для проведения свадебной церемонии период полнолуния. Причиной такого решения являются светлые ночи, идеально подходящие для проведения ночных игр и состязаний, которые уже много лет остаются обязательным элементом праздника.
Далеко не всегда удается угадать с погодой, однако она также играет важную роль при выборе даты свадьбы. Считается, что вступив в брак в безоблачный, солнечный день, муж и жена не будут знать печали, ссориться друг с другом. Тогда как плохая погода расценивается как дурное предзнаменование, на которое, впрочем, многие казахи не обращают внимания.
К чему должна быть готова будущая «келiн»?
Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья.
Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.
Проводы невесты
Проводы девушки («кыз узату») – красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.
Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.
Как проходит сватовство и помолвка
В настоящее время некоторые традиции претерпели изменения или вовсе устарели. К примеру, сейчас молодожены сами принимают решение о том, кто будет их спутником по жизни. Ранее же все было по-другому. Первым этапом было сватовство.
К этому процессу сваты всегда относились с большим уважением и готовились к нему не менее тщательно, нежели к самой церемонии бракосочетания. Сватовство было залогом хорошего отношения между семьями на протяжении долгих лет.
Суть процесса заключается в следующем: молодой человек вместе со своей родней отправлялись в дом девушки, которую рассматривали в качестве будущей жены. Но попасть в дом они могли при условии, что заплатят выкуп.
Дата сватовства оговаривалась заранее, поэтому сваты с обеих сторон имели время на подготовку.
После выкупа жених по обычаю должен был получить тепло от дома невесты. Делалось это следующим образом: самая пожилая женщина в доме должна была поднести свои ладошки к очагу и согреть их, затем приложить руки к лицу молодого гостя.
Таким образом передавался уют этого дома к новому, в котором будут жить супруги. После этого звучали национальные казахские свадебные песни. Пока договор не заключен между сватами, невеста не выходит из своей комнаты.
Ей разрешалось появиться перед гостями только после того, как будет зарезан баран и накрыт праздничный стол. Данный момент самый важный для молодой пары, поскольку они видели друг друга впервые. После того, как парень с девушкой познакомились, праздник имел продолжение, которое всегда сопровождалось песнями. Звучали тосты за молодых, поздравления от родни.
Современные обычаи уже лишены интриги, поскольку молодые знают друг друга до сватовства.
Свадебная церемония
«Неке кияр» — обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак.
Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.
Церемония прощания
Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» — важная часть такого события, как казахская свадьба, обычаи и традиции которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.
Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.
Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.
Проведение торжества
Самый главный обряд у казахов – это «неке кияр», на него приглашается мулла. Этот человек читает молитвы и спрашивает у обоих новобрачных о согласии их на бракосочетание. Получив положительные ответы, брак становился действительным.
Обязательной считалась церемония прощания невесты с отчим домом, называется она «коштасу». Народ Казахстана до сегодняшнего дня чтит этот обряд. Молодая жена должна обратиться к каждому члену своей семьи и преподнести теплые слова благодарности и душевно попрощаться со всеми без исключения родственниками.
Еще одним обязательным условием считается прощальная песня в исполнении невесты. Смысл песни состоит в выражении жалости и печаль от того, что девушка расстается с родственниками. Но в то же время она обещает им, что будет часто навещать их, желает им здоровья на долгие годы.
Но стоит учитывать одну важную особенность. Навещать своих родственников теперь уже жена могла только по прошествии одного года, не ранее.
После прощания с отчим домом, праздник продолжался уже в доме жениха. Караван, движущийся к дому молодого парня, останавливается, не доезжая до пункта назначения.
Невесту окружали молодые девушки, которые и заводили ее в дом, прикрывая при этом большим платком. Девушка заходит за ширму, никто до официальной части праздника не должен был видеть лица новобрачной.
Когда все гости уже были в сборе, девушку выводили из-за ширмы, она в свою очередь делала поклон каждому члену семьи, принимая взамен подарок. В конце праздника свекровь снимала с невесты платок, тем самым посвящая ее в жены.
Обряд бракосочетания проводился на следующий день в мечети, где молодожены пили воду из священной пиалы.
В доме жениха
Что происходит после того, как заканчивается казахская свадьба, как проходит знакомство новобрачной с новым домом? Приезд девушки также обставляется со всей торжественностью, церемония называется «келин тусиру». Согласно традиции весь аул должен принять участие в приветствии невесты. Интересно, что новобрачную не принято подвозить к порогу дома, в котором ей предстоит поселиться с мужем. Ее высаживают довольно далеко от аула, навстречу девушке выходят ее будущие соседки. Они провожают невесту в дом, не позволяя ей открыть лицо.
На этом не заканчиваются традиции, которым подчиняется казахская свадьба, особенности проведения которой могут удивить чужестранцев. Через порог новобрачная должна переступить непременно правой ногой, в противном случае семейная жизнь не заладится с самого начала. В доме ее и провожающих женщин осыпают сладостями, произносят поздравления. Далее следует роскошный пир, на который приглашаются все знакомые. Трапеза сопровождается веселыми конкурсами, состязаниями. Невесту показывают гостям не сразу, некоторое время она проводит в доме за специальной ширмой.
LiveInternetLiveInternet
1. Куда Тусу (сватовство)
Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа. Отец юноши с близкими родственниками едут (иногда и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название «куда тусер». Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того как отец девушки дает «добро», обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. Самого главного представителя сватов называют «бас куда» (бас — главный), отцов жениха и невесты — бауыздау куда, т.е. самыми близкими. «Бас куда» (главный сват) по традиции опекает девушку и после свадьбы.
Она будет называть его «агаеке» (дядя), а он будет обязан всегда заботиться о ней. Будучи невесткой, она всю жизнь почитает его. «Куда тусу» — самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый национальный колорит.
Сторона жениха перед свадьбой дарит отцу невесты «киит». В него входят: лошадь, халат, сделанный в национальном стиле и другие всевозможные подарки. Так же в этот день в доме невесты устраиваются гулянья, на которых забивают барана, приглашаются близкие и родные. Но ни жених, ни невеста не должны присутствовать в доме, за них обо всем договариваются их семьи. Сговор родителей молодоженов проходит витиевато и несколько помпезно. Во время угощения за дастарханом главный сват со стороны жениха степенно заводит разговор, с шутками и прибаутками на тему: «у вас есть товар, у нас есть купец».
2. Калым
Жених и его семья должны выплатить калым. Раньше калым выплачивался скотом (лошадьми).
Размер калыма зависит от финансового положения жениха. Но в нашем современном обществе калым за невесту, утратил своё первоначальное значение. Все это переросло в договор о помощи молодым в создании их семейного быта. Каждая из сторон договаривается, что будет дарить молодым на свадьбу. Это может быть квартира, машина, дача, мебель, деньги. Обычай выплаты калыма — превратился больше в красивый современный обычай. В Коржын (маленькие сундучки) кладут 47 мелких подарочков. Все это заменило, старинный ритуал Калым Мал, в котором дарилось 47 голов скота — для жениха со среднем достатком (если жених был богат, то 77 голов, а если беден -17). После этого ритуала можно и назначить день свадьбы. Обычно она назначается через 15-30 дней.
3. «Жертыс-той»
Предсвадебное мероприятие, организованное семьей жениха. На этом празднике разбирают подарки, предназначенные для жениха. Гости в этот день дарят различные предметы, которые могут пригодиться в быту, в первое время семейной жизни.
4.
Сторона жениха отправляется к невесте.
Взяв с собой, свадебные подарки — «джартыс». В этот день семья невесты готовит богатый праздничный стол. В честь будущего зятя пекут различные традиционные казахские сладости (баурсак, курт). После встречи жених проходит в юрту, где продолжает веселиться с друзьями, но без невесты. Но в эту ночь родственница, со стороны невесты приводите её к жениху. Ночь они должны провести вместе. Таким образом будет положении начало супружеской жизни.
5. Кыз Узату (проводы невесты из отчего дома) и Жигиттен Той (свадьба)
Молодые едут в мечеть, где мулла читает молитву Благославения от Аллаха, для соединения жениха и невесты. К слову, сам свадебный обряд у казахов, в отличие от других мусульманских народов, не требует освящения муллой. Достаточно, чтобы половины жениха и невесты, а также все присутствующие пропели свадебную песню .
Свадебная песня казахов. Аушадияр
«Аушадияр» — свадебная песня (жыр). Традиционная свадебная песня (жыр) поется на определенный мотив и имеет особое воспитательное значение. «Аушадияр» является украшением и особо торжественным моментом тоя. Это как правило, образец искусства. К сожалению, в наше время в Казахстане «аушадияр» совсем забыта. «Аушадияр» посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. «Аушадияр» несет в себе добрые советы, примеры воспитания в национальных традициях
Аушадияр — скажем раз, Нечестивец не радует нас. Уважающего предков, Ждет почет потомков. Аушадияр — скажем два, у возлюбленных воля своя. у красавицы такой Стройный стан, коса длинной … Аушадияр — четыре, Молодежь красива в паре. Быть им верным данной клятве После это обряда жених с невестой уже считаются мужем и женой. Родители жениха, в знак того, что принимают невесту сына в свою семью, надевают невесте сережки — Сыргалар. На свадьбе девушка может исполнить песню — прощание с беззаботной девичьей жизнью. После этого расстилается Ак Жол, что означает белая дорога. Эта дорога ведет от невесты к Мужу, в новую семью, в новую жизнь… Девушка прощаясь с родственниками, низко кланяется родителям и родственникам. Она должна пройти по этой дорожке, не оглянувшись, иначе её жизнь не будет такой счастливой и удачной. После этого невесту, жених увозит в свою семью. Там они живут до проведения свадьбы — Той. Во время свадьбы, все тосты молодые должны слушать, стоя. Склоняя головы, слушая, напутствия в семейную жизнь. Любопытно, но на протяжении всей свадьбы жених с невестой не должны разговаривать.
6.Беташар — открывание лица.
Невесту покрывают белым платком, или накидкой. С двух сторон за локти её держат Женгелер — жены братьев. Не должно быть видно лица невесты, поэтому ткань должна быть непрозрачной. Тамада, или специально приглашенный Акын, поёт песню восхваляющую красоту, статность и достоинства невесты. Так же в песне звучат строчки о том, что она должна почитать родственников жениха и быть примерной женой и образцовой хозяйкой. Музыкальным сопровождением является игра на домре. После окончания импровизированной песни, Акын или тамада кончиком домры открывает лицо невесты — Беташар. При этом невесту осыпают сладостями, монетами и лепестками роз — Шашу. Сладости и монеты разбирают дети и взрослые — считается, что эти сладости и монеты «на удачу».
7. Саукеле
Особым украшением казахской свадьбы, несомненно, являются национальные подвенечные наряды жениха и невесты. Самым дорогим и красивым считается головной убор девушки -«саукеле». Саукеле – казахский свадебный женский головнойубор. Саукеле представляет собой конусообразную шапку высотой около 70 сантиметров. Каркас головного убора делается из плотного войлока. Сверху он обтягивается бархатом, велюром, шелком или атласом и украшается мехом, золотом, серебром, драгоценными камнями или жемчугом. Верхушку саукеле венчают пушистые перья филина- «укы», а по бокам прикрепляются длинные подвески. . В декоре головного убора также присутствует ценный бисер и непременный мех норки или горностая.Также к саукеле пришивается белая вуаль, которой закрывают лицо невесты Свадебное платье обязательно украшено ручной вышивкой, несущей в себе магические символы казахского народа. Поверх платья надевают жилет, расшитый золотом, лицо обязательно прикрыто вуалью.
В старину казахи делали саукеле для своих дочерей задолго до того, как они вступали в брак. Этот головной убор был одним из обязательных предметов приданого невесты. Он являлся символом начала новой, семейной жизни и передавался из поколения в поколение. После свадьбы девушка могла надевать саукеле по праздникам до рождения первого ребенка .
Создание нового очага в новой семье казахов. Отау котеру.
Создание нового очага. У казахского народа есть понятие «отау кетеру», что означает женитьбу, создание новой семьи. По обычаю родители как для сына, так и для дочери, готовят дом. В приданое девушки «жасау» входит юрта — «отау». Новый дом должен принести счастье молодой семье, поэтому юрту украшали, старались, чтобы в ней было уютно. В этом принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери (нагашы), соседи. Аулчане принимают активное участие в интересном и обязательном обряде» отау кетеру». Шанырак (купол юрты) поднимают, обвязав бакан (шест) белой тканью. Шанырак поручают поднимать уважаемому человеку.
Первыми входят в отау почитаемые женщины, вливают масло в огонь очага, порог и косяки двери обмазывают маслом. Накрывается первый дастархан с богатым угощением.
Обряд открывания лица
Торжественный выход невесты – следующий этап такого праздника, как казахская свадьба, традиции и истории которой уходят в глубь веков. Новобрачную, спрятавшую лицо под покрывалом, выводят к гостям в разгаре пира, к этому времени уже успевают собраться все люди, приглашенные на торжество. Церемония открывания лица девушки носит название «беташар», она обязательно сопровождается традиционными песнями. Далее новобрачная официально знакомится с родственниками супруга, почтительно выслушивает их пожелания здоровья и счастья, доброжелательные советы. После этого новоиспеченные муж и жена окончательно превращаются в отдельную ячейку общества.
Были времена, когда невеста не имела права присутствовать на пире, которым неизменно заканчивается казахская свадьба. Обычаи и традиции современные уже не вынуждают новобрачную ждать брачной ночи в отдельной комнате, оставаясь под зорким присмотром матери мужа. Невесты в наши дни в основном веселятся на празднике вместе со всеми.
«Беташар»
Беташар — это традиционный казахский обряд, который проводится до начала большой свадьбы со стороны жениха, или же после того, как жених приводит невесту домой сразу после узату. Обычно, невесту усаживают за белую ширму, а также с белой шалью, чтобы не было видно ее лица. Затем, когда все приглашенные гости собираются, ее торжественно в красивом платье выводят на обряд беташар. Весь процесс беташара проходит под домбру и специально написанную песню. Кюйши в стихах упоминает имена всех родственников парня, и молодая невеста должна при каждом упоминаний должна делать почетный салем. В это время, услышав свое имя дяди, тети, сестры и братья жениха ложат в корзину деньги.
После завершения обряда, свекровь подходила к невесте и снимала шаль. Шаль положено передавать присутствующим женщинам на торжестве. Они же поровну поделив шаль, обвязывали этой тканью посуду от хранения кумуса или же шубата. Также корзину от денег то же передавали, но только тому, кто собирается скоро жениться или выходить замуж.
Интересные факты
Выше рассказывается о том, как проводится казахская свадьба, фото, сделанные во время праздничных церемоний, также можно увидеть в статье. Однако перечислены еще далеко не все интересные факты, касающиеся подобных мероприятий. К примеру, немногие знают, что когда-то девушки становились невестами в 13-14 лет, а юноши считались созревшими для брака в 14-15. Создание семьи в таком юном возрасте считалось полезным, с точки зрения нравственности, у молодых людей не оставалось времени для совершения непристойных поступков.
Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Не удивительно, что многие казаки и в наши дни прекрасно знают свою родословную, знакомы с родственниками до седьмого колена. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. Сейчас подобные ограничения соблюдаются менее строго, чем в минувшие времена тем не менее еще не забыты окончательно.
Еще один интересный обычай касается тостов, без которых не обходится казахская свадьба. Право на произнесение тостов предоставляется только старшим родственникам, выступления младших на свадебном пиру считается оскорблением.
Таковы самые интересные сведения о таком грандиозном событии, как казахская свадьба. Обычаи, традиции, фото – в статье есть вся информация, касающаяся этого праздничного мероприятия.
Құдалық
Сватовство после большой свадьбы делает сторона жениха, чтобы как полагается встретить сватов. Есть даже поговорка – «Құдалықтың белгісі – барыс келіс», «Знак сватовства – взаимные визиты». Но сейчас зачастую кудалык со стороны жениха проводят в день куда тусу, а құдалық родственников невесты проводят во время их приезда на большую свадьбу. Причиной такому действию, является нехватка времени, так как на казахских свадьбах бывает огромное количество людей.
Неважно, когда проходит құдалық, ведь главной его целью является — обмен подарками. У казахов говорят: «Құдалық белгісі — киіт, қоныс белгісі — бейіт» «Знак сватовства – подарки, а знак новоселья – могилки», ну и конечно же, теплая и доброжелательная атмосфера. Также у нас говорят, что любой казах: «Уважает и чтит свата, как бога». В главном блюде бешбармак баранью голову подают свату. Также казахи при сватовстве желают, чтобы сват стал им как друг, а сватья, как самая близкая подруга, сестра.
Обмен подарками называют – «Киіт». В этом обряде презенты делаются из одежды. Сваты заранее обмениваются списками с указанием размеров одежды каждого из членов родственников, которым будут покупать подарки. Закупают различного рода вещи: верхнюю одежду, к примеру пальто, чапаны, костюмы, рубашки, блузки и т.д. На сегодня эта традиция в разных регионах Казахстана проводится по-разному. Некоторые сваты говорят друг другу: «Может не будем одевать друг друга» «Сіз бізді, біз сізді киіндірмей ақ қояйық». Однако, в любом случае обе стороны сватов без подарков не остаются.