Мазаль Тов: Как празднуют традиционную еврейскую свадьбу


Иудеи — древний народ, свято чтящий свои традиции и ревностно следующий постулатам своей веры. Еврейская свадьба во многом остается олицетворением тех заповедей, что оставил Моисей в XIII веке до нашей эры, а по некоторым данным истоки еврейских обрядов и традиций уходят еще дальше, вглубь веков. Хотя многие обряды видоизменялись с течением времени — совершенствовались, отбрасывались отжившие свое детали и добавлялось что-то новое, традиционные торжества сохранили неповторимый национальный колорит.

Церемония обручения (эрусин)

С давних пор судьбу молодых решали родители при помощи свах, у евреев они называются йентами. Договоренность о предстоящем браке достигалась родителями, а молодожены встречались впервые только во время свадебного обряда – Хупы. В наше время родители позволяют жениху с невестой встречаться перед свадьбой, но добрачные отношения все же не одобряются.

После того, как родители обсудят все вопросы, связанные с предстоящей женитьбой, жених приходит к отцу своей суженой и просит разрешения жениться. Такова традиция. Жених платит выкуп за невесту для того, чтоб подтвердить свои намерения.

Но у евреев ритуальные обряды, связанные со свадьбой, начинаются задолго до заключения брака. Иногда между помолвкой и самой свадьбой проходит достаточно много времени, поэтому у некоторых народностей жених с невестой начинали супружеские отношения до женитьбы.

Ритуалы сватовства и помолвки

Длительные праздничные торжества начинались с обязательного сватовства. Согласие молодых на брак не требовалось — считалось, что добрые сыновья и дочери должны быть послушны воле родителей. Представители жениха рассказывали о претенденте (очень редко сватовство проводил сам жених). Если согласие со стороны родственников девушки было получено, оплачивался выкуп за невесту, как знак серьезных намерений и доказательство финансовой состоятельности.

Затем родители девушки и представители жениха, или сам жених, садились за стол с обязательным вином, чтобы обсудить подробности предстоящих торжеств. Иудеи одними из первых начали заключать брачные договора. В них прописывались как размеры приданого и выкупа, так и обязанности будущих супругов. Особое внимание уделялось жестокому обращению с женой и детьми. В случае доказанного нарушения пунктов контракта, брак мог быть расторгнут без длительных проволочек.

В знак закрепления достигнутого соглашения матери молодых разбивали тарелку. Это означало, что возврата к прежней жизни нет, как невозможно склеить посуду из осколков.

После урегулирования всех возникших вопросов организовывали знакомство жениха и невесты, обязательно в присутствии раввина или уважаемых людей. Очень часто случалось так, что молодые не видели друг друга до самой свадьбы.

В наши дни столь жесткие условия встречаются лишь в ортодоксальных семьях. Обычно молодежь знакомится самостоятельно и лишь потом уведомляют о своем желании создать семью старшее поколение.

Свадебные еврейские традиции

Первой свадебной церемонией после обручения у евреев считается тенаим. Во время церемонии разбивается тарелка, как символ скорби еврейского народа о разрушенных храмах Иерусалима. Даже в дни радости и праздника они помнят о трагических событиях.

День свадьбы также назначается не случайно. Ее не празднуют в день шаббата, который длится от пятничного заката до субботнего вечера. Не проводят свадебные ритуалы и во время еврейских праздников, таких как, еврейский Новый год. В эти дни ни один правоверный иудей не работает. Некоторые евреи начинали свадебный обряд сразу после завершения шаббата, в субботний вечер.

У разных иудейских народностей существовали свои правила назначения дня обряда Хупа. Мишна предлагала проведение свадьбы в среду, чтоб супруг, обнаружив свою жену нечистой, мог в четверг на суде сразу заявить об этом. В Польше, Богемии и Австрии евреи для экономии совмещали обряд женитьбы с субботней трапезой. Сейчас многие проводят свадьбу в будние дни среди недели, в отличие от русских свадеб. Но самым популярным днем свадеб так и осталось воскресенье.

Принято, чтоб незадолго до свадьбы жених покупал для невесты перстень. Он должен быть скромным, без лишних украшений, гравировок и камней, чтоб поверхность кольца была гладкой и ничем не разграниченной.

Разбивая стекло

После того, как невесте вручили кольцо или в конце церемонии (в зависимости от местных обычаев), жених разбивает стакан, разбивая его правой ногой, и гости кричат: «Мазл Тов!» (Иврит: «поздравляю»). На некоторых современных свадьбах лампочку можно заменить, потому что она тоньше, ее легче сломать, и она издает более громкий хлопок.

Происхождение этого обычая неизвестно, хотя было указано много причин. Основная причина в том, что радость всегда нужно сдерживать. Это основано на двух рассказах в Талмуде раввинов, которые, увидев, что свадебное торжество их сына выходит из-под контроля, разбили сосуд, во втором случае стакан, чтобы успокоиться. Другое объяснение состоит в том, что это напоминание о том, что, несмотря на радость, евреи все еще оплакивают разрушение Храма в Иерусалиме . Из-за этого некоторые читают здесь стихи «Если я забуду тебя, Иерусалим …» (Пс. 137: 5). Многие другие причины приводятся традиционными властями.

Бывший главный раввин сефардов Израиля Овадия Йосеф резко раскритиковал то, как иногда выполняется этот обычай, утверждая, что «многие невежественные люди наполняют рот смехом во время разбития стекла, выкрикивая« мазел тов »и обращаясь к красивому обычаю, предназначенному для того, чтобы выразить нашу скорбь «по поводу разрушения Иерусалима» в повод для легкомыслия ».

В реформистском иудаизме появился новый обычай, когда женихи и невесты вместе разбивают бокал для вина.

Посещение Миквы перед еврейской свадьбой

Тем временем к свадебной церемонии готовится и будущая жена. Она посещает специальный бассейн – Микву, где проводится ритуал очищения для начала новой семейной жизни. В наши дни есть такие комплексы, которые не уступают по оснащению современным спортивным клубам европейского образца.

Очень важно во время ритуала пройти очищение и душой, и телом. Девушка раздевается, снимает с себя украшения, даже стирает лак с ногтей и постепенно опускается в воды священного бассейна, читая специальную молитву. Погружений в воду может быть несколько для достижения полного эффекта очищения. Иногда мужчины также ходят в Микву, только в отсутствие женщин.

Невеста находится в Микве не одна, с ней присутствуют другие женщины семьи, которые помогают ей в проведении ритуала. Во время очищения с невестой проводится беседа о семейных ценностях и женской роли в супружеской жизни. Наставляет неопытную невесту уважаемая и верующая женщина, которая передает ей богатый жизненный опыт.

Обещания на бумаге

В этот важный день молодожены так же подписывают своеобразный брачный контракт под названием Кетуба. По сути, это письменное обещание жениха заботиться об эмоциональных и физических потребностях будущей жены, включая покупку одежды, добычу еды и других предметов первой необходимости. И это далеко не формальность. Чтобы муж выполнял свои обещания, жене разрешен доступ к этой бумаге на протяжении всей совместной жизни. На самом деле Кетуба настолько важен, что церемония бракосочетания не может состояться, пока документ не будет подписан. Зачастую его оформляют как настоящее произведение искусства, украшенное каллиграфией и нарисованными вручную изображениями.

Неделя перед еврейской свадьбой

Раньше было принято, что за неделю до свадьбы будущие супруги не должны встречаться. Но сейчас уже никто не соблюдает эту традицию. Еще в старые времена молодые жених с невестой постились перед церемонией бракосочетания, но сейчас пост соблюдает только жених, да и то, только в день свадьбы. Хотя в этом обычае есть и рациональное зерно – молодожены вступают в семейную жизнь полностью очищенными и обновленными. Религия имеет огромное значение в свадебных традициях Израиля, но в современном мире немногие евреи придерживаются их так строго, как раньше.

День заботы о невесте

Шабат — это особый праздник, который напоминает девичник. В переводе он значит «суббота». Это день перед свадьбой, когда семья невесты, ее друзья и близкие устраивают для нее вечеринку. Мужчины на нее не допускаются. Любая девушка, которой захотелось там поприсутствовать, может это сделать без приглашения. Такое мероприятия проводится с целью расслабить и поддержать невесту перед важным днем. А заодно напомнить, что все ее очень любят. Это очень красивая еврейская традиция, которая помогает большому количеству невест преодолеть свои волнение и страх перед столь важным событием.

Еврейский обряд бракосочетания (нисуин)

Главный свадебный обряд Хупа не обязательно проводится в Синагоге. Для него нужен раввин и сама хупа, поэтому этот обряд можно проводить в самых разных местах. Сам раввин может, как проводить обряд, так и наблюдать за его проведением кем-то из почтенных родственников.

Хупа – это полог, под которым находится пара влюбленных, во время церемонии бракосочетания. Ее сооружают из четырех столбов и накрывают тканью, чтоб получилось подобие дома, который хупа символизирует. По традиции первым под хупу входит жених, олицетворяя хозяина дома. Затем в сопровождении отца или обоих родителей под полог входит и невеста. Это значит, что супруг ей предоставляет кров, одежду и берет на себя все обязательства по содержанию. Причем, невеста появляется в «доме» последней, обходя своего будущего супруга кругом. Сколько делать кругов невесте, нет единого мнения. Некоторые считают, что одного раза достаточно, но ортодоксальные евреи настаивают на семи кругах. У ашкеназских евреев принято, чтоб жених закрывал вуалью лицо своей суженой перед ее входом под хупу. Такой жест символизирует намерение мужа защищать свою жену, и берет свое начало с тех пор, когда Ребекка выходила замуж за Авраама.

Далее следует церемония вручения кольца или обручения. Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений перед церемонией обручения. Эти благословения сначала читают над вином, потом начинается обручальное благословение. После благословений молодые пьют ритуальное вино. По старым обычаям жених преподносит молодой кольцо (оно должно быть плоским и простым) и произносит торжественные слова. Жених надевает кольцо на правую руку невесты на безымянный палец. Если строго следовать традициям, то невеста не надевает под хупой кольцо на руку мужу. Кто-то пренебрегает традициями, другие же их не нарушают, а кольцо надевается жениху вне хупы.

Благословения имеют магическое число семь. Их читают либо раввин, либо уважаемые мужчины. Читать благословение для приглашенных гостей большая честь, поэтому на долю каждого выпадает только одно. Жениху дают бокал с вином, из которого он пьет после благословений, после этого вино передается невесте.

Очень красивой завершающей традицией свадебного обряда является разбивание стакана. Перед тем, как его разбить, стакан оборачивается тканью, чтоб не разлетелись мелкие осколки. Жених должен раздавить стакан правой ногой. В это время все гости кричат «Мазл тов!», желая молодой паре счастливой судьбы.

Кружить

Простые золотые обручальные кольца Наружная хупа в Вена Жених разбивает стекло Танцы на еврейской свадьбе в г. Марокко, начало 19 века 1893 г. картина брачного шествия на русском языке местечко к Исаак Аскназий
По традиции ашкенази, невеста традиционно обходит жениха три или семь раз, когда приходит к хупа

. Это может происходить из Иеремия 31:22, «Женщина окружит мужчину». Три контура могут представлять три добродетели брака: праведность, справедливость и любящую доброту (см. Осия 2:19). Семь контуров происходит от библейской концепции, что семь обозначают совершенство или завершенность.[14] Евреи-сефарды не проводят эту церемонию.[18]

Все чаще это распространено в либеральных или прогрессивных еврейских общинах (особенно Реформа, Реконструкционист, или же Гуманистический), чтобы изменить этот обычай ради эгалитаризма или для однополой пары.[19] Одна из адаптаций этой традиции состоит в том, что невеста трижды обводит вокруг жениха, затем жених трижды обводит свою невесту, а затем каждый обходит друг друга (как в делать-си-до).[20] Символика кружения была переосмыслена, чтобы обозначать центральное положение одного супруга по отношению к другому или представлять четыре imahot

(матриархи) и три
авот
(патриархи).[21]

Тонкости еврейской свадьбы

У иудеев нет специальных свадебных нарядов. Обычно жених надевает черный классический костюм и галстук. Невеста облачается в белое платье, причем, платье должно быть скромным и закрытым. Все мужчины на свадьбе во главе с раввином надевают белые ермолки на голову.

В начале свадебного торжества подписывается Ктуба – брачный договор, в котором прописаны все обязанности супруга и сумма, которую муж выплачивает жене в случае развода. Также в Ктубе супруг подтверждает свое согласие дать жене документ о разводе – гет, который позволит ей вновь вступить в законный брак.

Для свадебной церемонии нет особенной музыки. Некоторые включают во время свадьбы Свадебный марш Вагнера, но этот композитор известен истории своими нацистскими взглядами. Поэтому большинство предпочитают легкую еврейскую музыку, которая несет в себе традиции и характер еврейского народа.

Многие этнические историки утверждают, что обычай бросать свадебный букет подружкам берет свое начало с еврейской свадьбы.

Рекомендации

  1. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Певица Исидор; и др., ред. (1901–1906). «брачные церемонии». Еврейская энциклопедия
    . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls.
  2. ^ абcd
    Сделано на небесах, Путеводитель по еврейским свадьбам раввина Арье Каплана, издательство Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 18
  3. Талмуд Бавли, Кетубот, стр. 2
  4. «Еврейские свадебные традиции». Архивировано из оригинал на 2010-07-27. Получено 2010-07-28.
  5. «Является ли контракт Кетуба законным или это просто церемония?». Ketubah 4 You
    .
  6. «Еврейская свадебная церемония раввина Мордехая Бехера».
  7. Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 21.
  8. «Хупа». Jewish-wedding-planner.com. Получено 2012-11-09.
  9. «Просмотр списков хупы и поиск списков Симхас». Jewpro.co.uk. Получено 2012-11-09.
  10. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Певица Исидор; и др., ред. (1901–1906). «Вуаль». Еврейская энциклопедия
    . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls. и Путеводитель по свадебной церемонии
  11. «Сделано на небесах», «Путеводитель по еврейским свадьбам» раввина Арье Каплана, издательство Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 17
  12. «Бадекен — Покров». Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич. Получено 20 января 2022.
  13. «Бадекен — вуаль, путеводитель по еврейской свадьбе».
  14. ^ аб
    «ОзТора» Архив блога »Путеводитель по еврейской свадебной церемонии».
  15. Корица, Карен. «Каков правильный порядок следования еврейской свадебной церемонии?». Разбивая стекло
    . Разбивая стекло. Получено 15 января 2022.
  16. Зильберберг, Нафтали. «Эскорт Чупа». Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич. Получено 15 января 2022.
  17. Неизвестный. «Шествие». Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич. Получено 15 января 2022.
  18. Сделано на небесах, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 19
  19. Герман, Джейн Э. «12 ритуалов, которые можно увидеть на еврейской свадьбе». ReformJudaism.org
    . Союз реформистского иудаизма. Получено 26 августа 2022.
  20. Талер, Валери С. «Обновление традиционной еврейской свадьбы». Мое еврейское образование
    . 70 / Лица. Получено 26 августа 2022.
  21. Малком, Шейла. «Объяснение еврейских свадебных ритуалов». Боулдер JCC
    . Получено 26 августа 2022.
  22. Ketuboth 7b
  23. ^ аб
    «Сделано на небесах», «Путеводитель по еврейским свадьбам» раввина Арье Каплана, издательство Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, главы 20 и 21
  24. MJL. «Все о еврейских обручальных кольцах». Мое еврейское образование
    . 70 Faces Media. Получено 15 января 2022.
  25. Ламм, Морис. «Брачное кольцо в иудаизме». Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич. Получено 15 января 2022.
  26. Зильберберг, Нафтали. «Галахические требования к обручальному кольцу». Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич. Получено 15 января 2022.
  27. ^ аб
    Еврейский путь в любви и браке, раввин Морис Ламм, Harper & Row, 1980, глава 15
  28. «Еврейское обручальное кольцо». Judaism.about.com. 2009-12-17. Получено 2012-11-09.
  29. Довий, Мане (17 января 2010 г.). «מון». מון אירועים, (מון סטון)
    . www.moon-events.co.il. Получено 14 июн 2016.
  30. Марлена Томпсон. «Еврейский жизненный цикл / ритуалы: брак». Jewishfederations.org. Получено 2015-10-11.
  31. «Шалом! Раввин Дина-Хасида помилует брак». Rabbi-mercy.com. 2009-02-18. Архивировано из оригинал на 2012-03-10. Получено 2012-11-09.
  32. «Июнь 2010 года, переосмысление еврейской свадьбы». Shmadigital.com. 2010-06-03. Архивировано из оригинал на 2012-03-10. Получено 2012-11-09.
  33. Капеллан (CPT) Шломо Шульман (30.06.2001). «Путеводитель по еврейской свадьбе: еврейская свадебная программа, еврейские свадебные традиции, Хупа, Кетуба». Aish.com. Получено 2012-11-09.
  34. «Еврейский свадебный гид». SomethingJewish.co.uk. 2012-09-30. Получено 2014-07-08.
  35. «Еврейская свадьба». Beingjewish.com. Получено 2012-11-09.
  36. «Разбейся… и мазел тов». Cleveland Jewish News. 2011-10-05. Получено 2014-07-08.
  37. ^ аб
    «Сделано на небесах», путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, издательство Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, главы 20 и 22.
  38. Брахот 30б-31а
  39. «Старший израильский раввин хлопает по стеклу на свадьбах». Национальные новости Израиля. 2010-02-13. Получено 2012-11-09.
  40. «Ичуд — романтический оазис — Свадьбы».
  41. «Брак». Jewishvirtuallibrary.org. 1996-11-08. Получено 2012-11-09.
  42. Йосеф Кафих, Халихот Тейман
    (Еврейская жизнь в Сане), Институт Бен-Цви — Иерусалим, 1982, стр. 143 и 148 (иврит); Иегуда Леви Нахум,
    Mitzefunot Yehudei Teman ‘, Тель-Авив, 1962, стр. 149 (иврит)
  43. Исаак бен Абба Мари, Сефер ХаИттур
    — Часть 1,
    шаар шени
    ,
    Hilchot Birkat Hatanim
    (Львов, Украина 1860 г.). Текст: «Теперь
    хупа
    это когда ее отец передает ее мужу, приводя ее в тот дом, где есть какое-то новое нововведение, такое как простыни … окружающие стены »(וחופה היא שמוסר האב ומכניסה לבעלה לבית שיש בה חידוש כגון אלו הסדינין קור»טתט סביבות הכותלים ויש שעושין סוכה בוורד והדס כפי המנהג ומתיחדין בה שניהם והיא שקורין טלמ»י בלע»ז)
  44. Иерусалимский Талмуд, Сота
    9:15 (46а), текст: «Эти брачные покои, (
    Chuppoth Hathanim
    ), в них висят узорчатые простыни и вышитые золотом ленты »(אילו הן חופות חתנים סדינים מצויירין וסהרוני זהב תלויין בהם)
  45. ^ аб
    «Еврейские свадебные ритуалы».
  46. «Биркат ха-Мазон — иудаическая энциклопедия».
  47. Лавин, Талия (27 ноября 2013 г.) «Для многих агунотов галахические пренапы не разорвут их цепи, Еврейское телеграфное агентство
    . Проверено 26 декабря 2022 года.
  48. Хоффман, Лоуренс А. «Еврейская свадебная церемония». Жизненные циклы в еврейском и христианском поклонении, University of Notre Dame Press, 1996, стр. 129–153.
  49. https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/476754/jewish/Approved-Dates-for-a-Wedding.htm

Свадебное застолье

Верующие евреи, следуя традициям, устраивают праздник отдельно для мужчин и женщин, вкушают только кошерную пищу во время застолья. Есть и такие, кто изменяют меню и угощают гостей вегетарианскими или рыбными блюдами, а кошерные блюда готовятся для некоторых гостей. Чтоб избежать неприятных моментов во время застолья, лучше полностью соблюсти традицию и угощать гостей традиционной пищей.

В зависимости от принадлежности к этнической группе: ашкензи или сефардов, на свадебном столе могут присутствовать различные блюда. Ашкенази жарят курицу, к ней подают картофель и различные овощи. Сефарды же готовят баранину или рубленую курятину вместе с кус-кусом (рисом), щедро посыпанные пряностями и приправами.

Дальнейшая свадебная церемония схожа со свадьбами других народов. Праздник должен протекать весело и с размахом. Обязательно все гости свадьбы танцуют национальный еврейский танец – Хора. Мужчины поздравляют молодых, произносят напутственные речи, преподносят подарки. На свадьбе звучит музыка, в зависимости от религиозности она отличается в разных семьях. Ортодоксальные евреи сопровождают свадебное торжество только национальной еврейской музыкой, другие слушаю смешанные плэйлисты, состоящие из современных и традиционных музыкальных композиций.

На многих свадьбах до сих пор присутствует Бадхен – шут, скоморох, тамада в дословном переводе. Именно он занимается увеселением всех гостей во время свадебных церемоний.

В течение семи дней молодые продолжают праздничные застолья за здоровье молодых. Каждый раз приглашаются все новые гости, которые еще не поздравляли молодоженов. После окончания застолий влюбленная пара может насладиться обществом друг друга во время медового месяца, ведь за время свадьбы им некогда было побыть вдвоем.

Семь благословений

В Шева Брахот или семь благословений произносятся хаззан или же раввин, или избранными гостями, которые вызываются индивидуально. Призвание произнести одно из семи благословений считается честью. Жениху дают выпить чашу вина после семи благословений. Невеста тоже пьет вино. В некоторых традициях чашу подносит к губам жениха его новый тесть, а к губам невесты — ее новая свекровь.[35] Существуют разные традиции относительно того, нужно ли петь дополнительные песни перед семью благословениями.

Когда молодожены вернулись, начались танцы

Как только Софья с Давидом вернулись к гостям, начались танцы, причем в центре внимания танцующих были именно новоиспеченные муж с женой. Тут-то я увидела, что такое знаменитый свадебный танец евреев на стульях. Молодые парни и взрослые мужчины мигом усадили Давида на стул и подняли его под громкие возгласы, та же самая участь ожидала Софью, но на стуле ее таскали девушки и женщины — поразительное зрелище, я вам скажу.

Ученые в поисках ответов: какая пища останется съедобной через тысячи лет

Кокосовый торт с ванильным кремом и шоколадной пастой: рецепт легкого десерта

Рыба и еще 9 продуктов, которые могут заменить маски и кондиционер для волос

Больше всего меня удивило то, что в еврейской свадьбе нет такого понятия, как первый танец молодых, так как во время гуляний женщинам запрещено переходить в мужскую часть зала и наоборот. Однако подсматривать друг за другом никто не запрещает.

Примечания

  1. 12Kaplan Rabbi Aryeh.
    Made in Heaven, A Jewish Wedding Guide. — New York / Jerusalem: Moznaim Publishers, 1983., Chapter 18
  2. Aside from Chuppah, it can also be accomplished by consummation; however, this is discouraged (Kaplan, Ibid.).
  3. [www.chabad.org/library/article_cdo/aid/481263/jewish/The-Chupah-Marriage-Canopy.htm The Chupah — Marriage Canopy] on Chabad.org
  4. [www.streamingchuppah.com/ Streaming Video For Weddings in Israel]
  5. Abraham P. Bloch, The Biblical and historical background of Jewish customs and ceremonies
    (KTAV Publishing House, Inc., 1980), p. 31-2
  6. Быт. 24:67
  7. 1234
    Abraham P. Bloch,
    The Biblical and historical background of Jewish customs and ceremonies
    (KTAV Publishing House, Inc., 1980), p. 32
  8. 12
    Rabbi John Rayner,
    Guide to Jewish Marriage
    (London: 1975), p. 19-20
  9. Levush, 54:1; Aruch HaShulchan, 55:18.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]