Все о венчании в церквях — таинство православной церемонии

Венчание – церковный обряд бракосочетания, имеющий давнюю историю и играющий важную роль для верующих пар. Если ЗАГС торжественно объединяет ваши имена на бумаге под названием «Свидетельство о браке», то церковь объединяет ваши души перед лицом Господа. Если ты достаточно религиозна, или же чрезвычайно сентиментальна, обряд венчания усилит и облагородит ваш союз.

YesYes подготовил для тебя статью о правилах и законах этого прекрасного церковного таинства.

Почему перед вен­ча­нием тре­бу­ется офи­ци­аль­ная реги­стра­ция брака?

  • Юри­ди­че­ская справка. Граж­дан­ский брак — это офи­ци­ально заклю­чён­ный брак. Иное име­ну­ется сожи­тель­ством, в цер­ков­ном лек­си­коне — блудом.
  • Брак в Таин­стве не заклю­ча­ется; в Вен­ча­нии закон­ный брак вос­пол­ня­ется бла­го­да­тью Божией на сози­да­ние семьи как домаш­ней церкви. До 1917 года брак и заклю­чался (реги­стри­ро­вался) в церкви. Поэтому после­до­ва­тель­ность должна быть обыч­ная: сна­чала билет, а уже потом балет. :)
  • Если кто-то счи­тает, что “штамп в пас­порте” не имеет зна­че­ния, то ничто не мешает ему всту­пить в закон­ный брак и взять на себя юри­ди­че­скую ответ­ствен­ность за жену и буду­щих детей. Если же он отка­зы­ва­ется это делать, то значит для него это важное пре­пят­ствие, а не мелочь.
  • 92% женщин, состо­я­щих в блуд­ном сожи­тель­стве, счи­тают себя замуж­ними, а 85 % мужчин, состо­я­щих в нём же, счи­тают себя холо­стыми!
  • Муж­чина тра­ди­ци­онно пред­ла­гал жен­щине руку и сердце. Сна­чала руку – пол­ноту ответ­ствен­но­сти и только потом сердце – чув­ства.

Среди чужих: жестокость святых к иноверцам

Другой традиционный тип «удара святого» связан с защитой интересов христианства от иноверцев. Такие эпизоды присутствуют, например, в житиях святых, обращавших в свою веру другие народы.

Таким образом Леонтию Ростовскому удалось привести к христианству поселение язычников-мерян. Прибыв в чужие земли, он решил, что увещевать взрослых, чьи взгляды уже сложились, бесполезно, и обращался исключительно к юным язычникам. Возмущенные меряне явились к Леонтию и его спутникам «ови с оружием, а друзии со дрекольем», планируя если не убить миссионера, то хотя бы прогнать из города.

В ответ будущий святой устроил крестный ход, и при виде его часть иноверцев упала замертво, а остальные вмиг ослепли. Впрочем, Леонтий немедленно оживил мертвых и вернул зрение слепым, — поразившись его чудесам, меряне добровольно крестились.

Не всем христианским миссионерам везло так, как Леонтию (впрочем, некоторые редкие варианты его жития сообщают, что впоследствии он таки был убит язычниками). Куда чаще клирики, отправляющиеся в чужие земли, становились жертвами местных жителей, не желающих отказываться от своей веры. Образы святых, способных уложить толпу чужеземцев замертво, а потом оживить, показывали и силу христианской веры, и то, какие почти невыносимые трудности ждали тех, кто отправлялся в дальние края с духовной миссией.

Для вен­ча­ния необ­хо­димо

  • жениху и неве­сте быть воцер­ко­в­лён­ными хри­сти­а­нами (вер­ными);
  • заре­ги­стри­ро­вать брак в ЗАГСе (сна­чала брак заклю­ча­ется, а уже потом освя­ща­ется; невоз­можно освя­тить то, чего ещё нет);
  • пред­ва­ри­тель­ное собе­се­до­ва­ние со свя­щен­ни­ком;
  • вен­чаль­ную пару икон – Спа­си­теля и Божией Матери.
  • вен­чаль­ные свечи – про­да­ются в Цер­ков­ной лавке;
  • рушник (вен­чаль­ное поло­тенце) — одно­тон­ное: белое (для пости­ла­ния под ноги). Доста­точно длин­ное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обру­чаль­ные кольца. По Цер­ков­ному уставу кольца должны быть из разных метал­лов: кольцо жениха – золо­тое, кольцо неве­сты – сереб­ря­ное (жела­тельно это соблю­сти).

Накануне венчания — каждый должен причаститься Святых Христовых Тайн

Каждый из молодоженов должен накануне венчания исповедаться и причаститься. А также соблюдать пост и читать молитвы.

Женщина должна выглядеть соответствующе, желательно как можно скромнее. На ней должно быть надето платье или юбка желательно ниже колена, сверху одет платок.

Мужчинам, заходящий в храм должен снять шапку. Надеть следует брюки и желательно рубашку.

Также важный момент для женщин. Нельзя заходить в храм во время критических дней. Поэтому день венчания нужно рассчитать заранее, чтобы не попало на эти дни.

Назначайте венчание на более безопасные дни. А также это касается и свидетельницы, она тоже должна заранее обговорить это с невестой.

В храме необходимо вести себя тихо, не разговаривать, слушать молитвы и песнопения.

Когда день и время свадьбы обговорено, молодым необходимо приобрести венчальные иконы — Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа.


Венчальные Иконы Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа

Также приобрести их могут свидетели в качестве подарка молодым

Тре­бо­ва­ния к сви­де­те­лям

  • в доре­во­лю­ци­он­ной России цер­ков­ный брак обла­дал юри­ди­че­ской силой, поэтому вен­ча­ние обя­за­тельно совер­ша­лось при пору­чи­те­лях — в народе их назы­вали друж­ками или шафе­рами, а в бого­слу­жеб­ных книгах — вос­при­ем­ни­ками; пору­чи­тели под­твер­ждали своими под­пи­сями акт вен­ча­ния в мет­ри­че­ской книге; они, как пра­вило, хорошо знали жениха и неве­сту, пору­ча­лись за них;
  • в насто­я­щее время нали­чие сви­де­те­лей явля­ется не обя­за­тель­ным, но жела­тель­ным усло­вием для совер­ше­ния Таин­ства Брака, это тра­ди­ция, а не канон: их при­сут­ствие опре­де­ля­ется жела­нием жениха и неве­сты;
  • совре­мен­ная роль сви­де­те­лей — духовно под­дер­жи­вать всту­па­ю­щих в брак молит­вой и сове­тами, осно­ван­ными на опыте своего бла­го­че­сти­вого хри­сти­ан­ского брака;
  • жела­тельно найти сви­де­те­лей, кото­рые пра­во­славны и бого­лю­бивы, а значит воцер­ко­в­лены;
  • пору­чи­те­лями на вен­ча­нии не могут стать раз­ве­ден­ные супруги или люди, живу­щие в «граж­дан­ском» (не заре­ги­стри­ро­ван­ном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохра­нив бла­го­дати, полу­чен­ной ими в Таин­стве вен­ча­ния и являя собой дурной пример для бра­чу­ю­щихся, не могут быть вер­ными настав­ни­ками для созда­ва­е­мой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут при­сту­пать к цер­ков­ным Таин­ствам, пока не пре­кра­тят бого­про­тив­ных отно­ше­ний.

Что нужно подготовить для венчания

Если обвенчаться решили немолодые супруг и супруга, то им стоит учитывать особенности подбора различных вещей и одежды, которые необходимы для организации церемонии.

Обручальные кольца

Согласно православной традиции, для венчания в церкви нужно подготовить отдельные кольца. Те, что использовались в ЗАГСе, не подойдут. Но в некоторых современных церквях часто позволяют брать ту же пару колец, которую надевали при официальной регистрации брака. Этот момент уточните у выбранного священника.

Покупкой колец занимается жених. Многие пары заказывают изделия из одного металла. Если обращаться к православным традициям, то у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты серебряное. Но в любом случае решать супругам: священник не будет выражать недовольства насчет такой неточности.

Нежелательно в кольцах присутствие драгоценных камней и сложных узоров. Это правило можно нарушить, но лучше соблюдать православный порядок подготовке к венчанию

Если по какой-то причине два новых кольца купить не получается, допускается использование альтернативного варианта:

  • кольца бабушек и дедушек;
  • дальних родственников;
  • родителей.

Есть несколько примет, касающихся обручальных колец. Покупать ювелирные изделия лучше в один день и в одном магазине. Ни до церемонии, ни после нее никто, кроме невесты и жениха, не должен примерять кольца.

Иконы

Подготовка к венчанию живущих в браке неизбежно включает покупку атрибутов обряда. По традиции священник должен благословлять пару иконами Спасителя и Божьей Матери. Изображение Богородицы дарят невесте, а образ Христа — жениху.

Хорошо, если иконы в церковь принесут родители, но при условии, что они будут присутствовать на церемонии.

Без икон проходить процедуру венчания не принято.

Рекомендуется приобретать следующие варианты:

  1. Спаситель. Икона Христа Вседержителя или Спаса Нерукотворного.
  2. Богородица. Казанская или Владимирская икона Божьей Матери, а также изображение Иверской Богоматери.

Если хочется больше православной атрибутики, можно купить иконы Петра и Февронии. Они считаются олицетворением угодной Богу семьи.

Венчальные свечи

Организация венчания включает обязательное приобретение свечей. Без них церемония проводиться не будет.

Во время таинства священник три раза благословляет вступающих в церковный брак. После того как они осеняют себя крестным знамением перед алтарем, батюшка дает жениху и невесте по зажженной свече.

Проповедь в сумме с ритуалами занимает примерно час. По этой причине покупать нужно длинные свечи. Слишком широкие брать не стоит: их держать неудобно.

Рекомендуется заранее приготавливать блюдца или рукоятки, которые будут защищать кожу от горячего воска. Для этой цели подойдут кружевные салфетки, прихватки и платочки.

Покупать можно свечи белого, желтого и розового оттенка.

Белое полотенце

Подготовка к венчанию живущих в браке включает приобретение специального рушника (подножия). Рекомендуется брать изделия изо льна. По краям рушника можно вышить имена жениха и невесты, но центр должен оставаться чисто-белым.

Понадобится еще одно полотенце. Когда начнется свадебный обряд, молодоженам должны перевязать руки в знак единения двух людей. Для этой части церемонии лучше покупать белые полотенца из хлопка или блузочного льна. Такая вещь может быть украшена кружевом или православным узором.

Неко­то­рые осо­бен­но­сти одежды неве­сты

  • у неве­сты должен быть голов­ной убор, покры­ва­ю­щий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же вен­ча­ются люди, уже про­жив­шие в браке какое-то время, или всту­пают в повтор­ный брак, то белого наряда неве­сте уже не поло­жено;
  • кос­ме­тика – в мини­маль­ном коли­че­стве.
  • т.к. вам пред­стоит в день вен­ча­ния быть еще и на Литур­гии, то в сово­куп­но­сти, по вре­мени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, поду­майте о ком­форт­ной обуви.

Что нужно сделать перед венчанием

До проведения церемонии понадобится пройти собеседование с батюшкой, где будут обсуждаться все вопросы, касающиеся процесса венчания.

В некоторых храмах проводится три огласительных беседы, чтобы разделить общение по темам.

В таком разговоре священник объясняет, какую ответственность берет на себя влюбленный человек, заключающий церковный брак. Священнослужитель дает напутствие и раскрывает ключевые библейские истины, касающиеся семьи.

В ходе бесед обсудите все организационные вопросы, включая стоимость проведения венчания. Спрашивать нужно смело, используя заранее составленный список тем обсуждения.

Такие беседы могут длиться от 30 мин. до 2 ч. Дата проведения общения устанавливается за 1 или 2 недели до того, как состоится таинство.

Перед церемонией потребуется пройти определенные ритуалы.

Исповедаться

До венчания нужно очиститься от своих грехов. Лучше сделать это в последний день перед вступлением в церковный брак. Мужчина и женщина должны исповедаться отдельно, поскольку это интимный духовный процесс.

Сама процедура исповеди сводится к искренней беседе со священником, во время которой рассказывают о своих греховных поступках.

Служитель слышал много исповедей, поэтому не нужно его стесняться. Обряд проводится перед аналоем (подставка для икон и священных книг). Сначала батюшка читает специальную молитву, после чего кающийся говорит о своих грехах.

Далее голову прошедшего исповедь накрывают епитрахилью. Исповедоваться нужно с осознанием того, что все слова направлены Богу, а священник — лишь посредник.

Причаститься

Для венчания в церкви необходимо получить благодать Божью. С этой целью и проводится причащение. Суть сводится к употреблению особым образом освященного хлеба и вина.

Причащаться можно сразу после завершения исповеди. Желательно до этого ритуала побыть в посте — еще одной форме очищения.

В некоторых церквях таинство причастия включает озвучивание своего полного христианского имени.

Выдержать пост

Православие допускает разные форматы отказа от пищи перед тем, как будет проведено венчание. Поститься можно от 1 до 3 дней. В это время нельзя употреблять продукты животного происхождения. Под запрет попадают алкогольные напитки и курение.

Готовить можно любые блюда из растительных продуктов. Важно также воздерживаться от переедания.

При выборе однодневного поста ограничения рекомендуется выдерживать на протяжении последнего дня и ночи перед тем, как пару будут венчать.

Православный пост включает еще одно условие: до венчания следует отказаться от половой жизни. Это ограничение касается последних 3 дней перед церемонией.

В это время нужно читать минимум 3 молитвы, входящие в канон.

Когда люди венчаются в церкви, правила и подготовка могут немного отличаться. Если есть какие-то личные желания, обсудите их с батюшкой.

Воз­раст вен­ча­ю­щихся

  • нижним воз­раст­ным пре­де­лом для совер­ше­ния Таин­ства Вен­ча­ния стоит счи­тать наступ­ле­ние граж­дан­ского совер­шен­но­ле­тия, когда воз­можно заклю­че­ние брака в ЗАГСе;
  • в цер­ков­ном брач­ном праве уста­нов­лен и высший предел для вступ­ле­ния в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное пра­вило не при­ме­ня­ется для уже живу­щих в браке.

Цер­ковь не освя­щает союз между или с …

  • ино­вер­цами – пред­ста­ви­те­лями нехри­сти­ан­ских рели­гий (напри­мер, мусуль­ма­нами). Не хри­сти­а­нин не может участ­во­вать в пра­во­слав­ном таин­стве, каким явля­ется вен­ча­ние.
  • некре­ще­ными;
  • ате­и­стами, пусть даже и кре­щё­ными;
  • людьми, состо­я­щими в кров­ном и духов­ном род­стве;
  • людьми, чья офи­ци­ально под­твер­жден­ная душев­ная болезнь, лишает их воз­мож­но­сти сво­бодно и осо­знанно про­яв­лять свою волю.
  • пра­во­слав­ные, при нали­чии раз­ре­ше­ния, могут соче­таться браком с ино­слав­ными (с като­ли­ками, про­те­стан­тами, люте­ра­нами, армяно-гри­го­ри­а­нами) при усло­вии, что их дети будут кре­щены и вос­пи­таны в Пра­во­сла­вии. В особых слу­чаях может быть сде­лано исклю­че­ние в отно­ше­нии кон­фес­си­о­нально-сме­шан­ных браков. Бла­го­сло­ве­ние на это может дать только пра­вя­щий архи­ерей;
  • состо­я­щими: в кров­ном род­стве (вплоть до чет­вер­той сте­пени род­ства, напри­мер, с тро­ю­род­ным братом или сест­рой); в духов­ном род­стве (если жела­ю­щие всту­пить в брак явля­ются крест­ными у одного и того же чело­века или желают всту­пить в брак с крест­ни­ком).

В чем венчаться

Подготовка подразумевает и выбор венчального наряда. Одежда для события, которое будет проходить в православной церкви, требует особого внимания. Лучше, если девушка облачиться в платье светлых тонов или белый наряд. Категорически следует отказаться от темных (коричневых, фиолетовых) и уж тем более черных нарядов. Смысл здесь, кажется, понятен. Белое и светлое – символизируют чистоту, целомудрие. Черное и темное – траур.

Что касается длины, которую должна иметь одежда невесты, желательно, чтобы длина была в пол. Максимум – до колен. И, кстати, как вы уже догадались, брючные одеяния для таинства никак не подходят.

Предпочтительно, чтобы для обряда в православной церкви девушка остановила свой выбор на закрытом платье.

Непременно закрытой должна оставаться спина, зона декольте и плеч.

Пове­де­ние в Храме во время Таин­ства Вен­ча­ния

  • Таин­ство Вен­ча­ния – не просто обряд, это – молитва; отне­си­тесь с вни­ма­нием и бла­го­го­ве­нием к молит­вам, кото­рые про­из­но­сятся свя­щен­ни­ком: в тече­ние всего Таин­ства Цер­ковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и неве­сте (и одна молитва «за вос­пи­тав­ших роди­те­лей);
  • все при­сут­ству­ю­щие при вен­ча­нии, по мере сил (молит­вами, своими сло­вами и мыс­лями), должны молиться о тех двоих, кто всту­пает в брак;
  • по воз­мож­но­сти воз­дер­жи­тесь от лишних раз­го­во­ров.

Значение Таинства венчания

Мужчина и женщина созданы Всевышним для соединения, гармоничного взаимодополнения и совместного совершенствования:

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).

Во время же венчания брачный союз мужчины и женщины освящается Богом и Святой Церковью. Отношения супругов обретают высшее духовное измерение и становятся ступенью на пути приближения ко Господу. Таким образом, Таинство не подменяет брак, а дополняет его.

Церковь не считает блудом невенчанный зарегистрированный брак. Однако Православие призывает всех православных христиан к освящению своих супружеских отношений. Протоиерей Павел Великанов отмечает:

«Не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное».

Полученная на венчании благодать духовно преображает искренне верующих молодожёнов и помогает им в созидании семьи. Однако само по себе Таинство не гарантирует «автоматическое» семейное благополучие. Муж и жена должны прикладывать собственные усилия для построения семейных отношений. То есть им нужно на практике стремиться жить по-христиански. Преподобный Паисий Святогорец учит:

«Супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос» («Слова», том 4).

Тра­ди­ция роди­тель­ского бла­го­сло­ве­ния

  • жених и его роди­тели при­хо­дят в дом роди­те­лей неве­сты и просит у них руки дочери;
  • при согла­сии на брак, роди­тели с обеих сторон бла­го­слов­ляют моло­дых на семей­ный союз: жениха иконой Христа Спа­си­теля, девушку – иконой Пре­свя­той Бого­ро­дицы;
  • моло­дые осе­няют себя крест­ным зна­ме­нем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, роди­тели гово­рят о том, что время вос­пи­та­ния детей для них окон­чено и они с верой и надеж­дой вве­ряют детей своих все­силь­ному заступ­ни­че­ству Гос­пода и Матери Божией;
  • иконы, после Вен­ча­ния, ставят в крас­ном углу, в доме, где будут жить жених и неве­ста — это первые иконы их семей­ного ико­но­стаса.
  • Если кого-нибудь из роди­те­лей нет в живых, то бла­го­слов­ляет остав­шийся в живых;
  • Если роди­тели против брака и не хотят давать бла­го­сло­ве­ния, то сле­дует обра­титься к духов­нику и спро­сить его совета, насколько обос­но­вано мнение роди­те­лей, осно­вано оно на эго­изме или жиз­нен­ном опыте и рас­су­ди­тель­но­сти.

Защита и опора: кара за посягательство на слабых

Пожалуй, больше всего с современными представлениями согласуются эпизоды средневековых источников, где святые карают людей за злодеяния против тех, кто значительно слабее преступника. Описания этих случаев пугали даже спустя столетия. Например, в XIX веке издатель жития Геральда Аврилакского (Орильякского) в серии Patrologia Latina не решился включить следующий эпизод в печатный текст — фрагмент увидел свет гораздо позже.

Итак, одна женщина из Лиможа посетила гробницу святого Геральда. На обратном пути ее изнасиловал некий всадник. Хотя любое нападение на паломников осуждалось, его не остановил ни тот факт, что она возвращалась из святого места, ни само имя Геральда. Вскоре — очевидно, по воле святого — у преступника разложились и отвалились гениталии. Даже после этого он не раскаялся в содеянном, хотя составитель жития явно ожидал этого: для средневекового человека такая внезапная болезнь была понятным знаком, требующим покаяния. Однако грешник не признал своей вины, поэтому через несколько дней утонул в реке, а значит, не смог покаяться в грехах даже перед смертью — такой участи страшился любой христианин той эпохи.

Такой тип наказания свыше вполне понятен и сегодня. Но в этом житии немало других примеров пугающе, с нашей точки зрения, жестоких кар, причем за куда меньшие преступления. По воле святого нарушителей норм поражают внезапные болезни, у них отсыхают руки, с их тел в одно мгновение слезает кожа. Парадоксально, но все эти факты не делают Геральда жестоким, с точки зрения составителей его жития.

Напротив, они постоянно подчеркивают, насколько мягким человеком он был. Святой происходил из знатной семьи и мог стать воином, как и поколения его предков. Вместо этого он отказался от светской жизни и брака и основал на своих землях монастырь, где потом и упокоился. В житии упоминается, что приближенные Геральда называли его робким, застенчивым, едва ли не женоподобным. Также агиографы сообщают, что за всю жизнь в миру он не нанес ни единой раны — как и сам не был ранен, хотя участвовал в боях.

В какой-то мере эти описания можно считать общим местом, характерным для житий, — святого необходимо изображать благостным и кротким, не приемлющим насилия. Однако отчасти в этих характеристиках проявился и специфический средневековый взгляд на суровые кары. Исследователь жития Геральда Мэтью Кюфлер пишет:

«…их жестокость была до такой степени встроена в структуру мира и была такой распространенной чертой человеческой жизни, что даже святые могли неистовствовать».

Крат­кое опи­са­ние Обру­че­ния

  • Обряд обру­че­ния (пред­ше­ствует Таин­ству Вен­ча­ния) – скреп­ляет вза­им­ные обе­ща­ния всту­па­ю­щих в Брак и зна­ме­нует собой то, что Брак совер­ша­ется перед лицом Божиим, в Его при­сут­ствии, по Его все­бла­гому Про­мыслу и усмот­ре­нию.
  • Обряд начи­на­ется каж­де­нием. Свя­щен­ник трижды бла­го­слов­ляет жениха, кото­рый каждый раз осе­няет себя крест­ным зна­ме­нием, затем неве­сту, про­из­нося: «Во Имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа» и дает им зажжен­ные свечи. Свечи зна­ме­нуют чистую и пла­мен­ную любовь, цело­муд­рие жениха и неве­сты и бла­го­дать Божию.
  • Про­из­но­сятся молитвы, сла­вя­щие Гос­пода; молитвы о бра­чу­ю­щихся от лица всех при­сут­ству­ю­щих в Храме. Затем, по пове­ле­нию свя­щен­ника, все при­сут­ству­ю­щие пре­кло­няют свои головы перед Гос­по­дом, в ожи­да­нии от него духов­ного бла­го­сло­ве­ния. Свя­щен­ник тайно читает молитву, после чего наде­вает кольцо жениху, трое­кратно осеняя его кре­сто­об­разно, и неве­сте. После бла­го­сло­ве­ния вен­ча­ю­щи­еся обме­ни­ва­ются коль­цами три раза в честь и славу Пре­свя­той Троицы, Кото­рая все совер­шает и утвер­ждает.
  • Про­из­но­сится молитва Гос­поду о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил и утвер­дил Обру­че­ние и послал Ангела Хра­ни­теля жениху и неве­сте в их новой жизни.

С чего начинается подготовка к обряду венчания

В церемонии могут участвовать люди, которые приняли крещение. Чтобы венчание прошло хорошо, важно к нему грамотно подготовиться.

Выбор церкви и священника

Для заключения церковного брака можно выбирать любой приход, который будет удобен для жениха и невесты. Оптимальный вариант, когда церковь вписывается в логистику свадьбы. Добираться к назначенному месту проведения таинства гостям должно быть удобно.

Нужно учитывать и количество приглашенных. Не все храмы могут вместить много людей. Тем, кто придерживается карантина и планирует венчание в следующем году, стоит учесть, что ограничительные меры могут быть продлены и в 2022 г. По этой причине имеет смысл искать небольшие церкви с уютной атмосферой.

Если торжества, помимо венчания, не будет, то можно остановиться на одном из двух вариантов:

  • Церковь, где принимали крещение жених или невеста.
  • Приход, который посещает будущий муж или жена.

Важно, чтобы супруги пришли к согласию относительно того, в каком храме они будут венчаться – православном или католическом. Это же правило касается и патриархии. Если хочется усилить значимость момента, можно выполнить обряд помолвки.

Не со всеми батюшками пара сможет чувствовать себя комфортно. Поэтому пообщайтесь со священнослужителем перед тем, как утвердить его кандидатуру.

Выберите дату проведения таинства. Обсудите все организационные вопросы, выяснив действующие правила, стоимость обряда и возможные запреты в церкви.

Выбор свидетелей и фотографа

Поручители (свидетели) должны быть близкими людьми – родственниками или хорошими друзьями. Важно, чтобы они были крещеными.

Есть категории людей, которых в свидетели брать нельзя:

  • разведенные;
  • женатые или замужние люди, желающие обвенчаться не со своим супругом;
  • живущие в гражданском браке;
  • те, кто еще не женат (иногда допускается).

После венчания свидетели будут считаться духовными родственниками молодоженов, поэтому нужно делать взвешенный выбор.

Искать фотографа для венчания в церкви нужно среди тех специалистов, которые уже имели опыт съемки таинства в храме. Человек без таких навыков может не учесть базовые требования. Например:

  • не подходить близко к священнику и алтарю во время обряда;
  • не фотографировать венчающихся, когда они стоят спинами к иконам;
  • не проходить между молодоженами и царскими вратами.

Важно, чтобы фотограф умел работать при тусклом церковном освещении. Для качественной съемки в таких условиях необходимо мастерство и наличие светосильного объектива.

Во время общения с фотографом нужно обсудить, что именно входит в стоимость его услуг, помимо высокого качества снимков. Это может быть:

  • количество отобранных и обработанных кадров;
  • наличие групповых фото после ритуала венчания;
  • обработка всех фотографий (коррекция резкости, кадрирование, цветокоррекция);
  • дополнительная печать выбранных снимков в крупном формате и др.

Уделите внимание и срокам выполнения работы. В некоторых приходах съемка в храме может не разрешаться. Поэтому лучше изначально выяснить все нюансы.

Необязательно договариваться с фотографом на полный прайс: можно выделить только подходящие виды услуг.

Крат­кое опи­са­ние Вен­ча­ния

  • Следуя за свя­щен­ни­ком с кадиль­ни­цей, жених и неве­ста с зажжен­ными све­чами входят на сере­дину храма. Хор встре­чает их пением, про­слав­ля­ю­щим бла­го­слов­лён­ное Богом супру­же­ство.
  • Перед ана­лоем (на кото­ром лежат крест, Еван­ге­лие и венцы) разо­стлан на полу белый плат. На него ста­но­вятся вен­ча­ю­щи­еся. Свя­щен­ник задает вопросы жениху (потом неве­сте) – под­твер­ждают ли они сво­бод­ное и непри­нуж­ден­ное жела­ние всту­пить в брак и отсут­ствие в про­шлом со сто­роны каж­дого из них обе­ща­ния тре­тьему лицу всту­пить с ним в брак.
  • Свя­щен­ник воз­гла­шает бла­го­сло­ве­ние, затем – про­из­но­сится екте­ния .
  • Далее сле­дуют три молитвы, в кото­рых свя­щен­ник просит у Гос­пода бла­го­сло­вить этот брак и даро­вать детей.
  • По окон­ча­нии молитв свя­щен­ник венцом зна­ме­нует жениха, дает ему поце­ло­вать образ Спа­си­теля, при­креп­лен­ный к перед­ней части венца и про­из­но­сит: «Вен­ча­ется раб Божий….». На венце неве­сты при­креп­лен образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.
  • Укра­шен­ные вен­цами бра­чу­ю­щи­еся пред­стоят лицу Бога, ожидая бла­го­сло­ве­ния Божия. Воз­гла­ше­ние: «Гос­поди, Боже наш, славою и честью венчай их!” про­из­но­сится свя­щен­ни­ком трижды с трое­крат­ным бла­го­сло­ве­нием жениха и неве­сты.
  • По воз­мож­но­сти гости без­молвно помо­гают свя­щен­нику, повто­ряя: “Гос­поди, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
  • Затем чита­ется Посла­ние к Ефе­ся­нам (Еф.5:20-33), в кото­ром брач­ный союз упо­доб­ля­ется союзу Христа и Церкви.
  • Чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна (Ин.2:1-11) о Божьем бла­го­сло­ве­нии супру­же­ского союза и освя­ще­нии его.
  • Про­из­но­сится екте­ния.
  • После воз­гла­ше­ния: «И спо­доби нас, Вла­дыко, со дерз­но­ве­нием неосуж­денно смети при­зы­вати Тебе…» все при­сут­ству­ю­щие на Таин­стве поют «Отче Наш». В знак покор­но­сти и пре­дан­но­сти Гос­поду жених и неве­ста пре­кло­няют головы под вен­цами.
  • При­но­сится чаша обще­ния (с крас­ным вином) и свя­щен­ник бла­го­слов­ляет ее на вза­им­ное обще­ние мужа и жены. Они трое­кратно, по гло­точ­кам, отпи­вают общего вина, после чего свя­щен­ник соеди­няет правую руку мужа с правой рукой жены, покры­вает руки их епи­тра­хи­лью и поверх нее кладет свою руку, зна­ме­нуя то, что муж полу­чает жену от самой Церкви, соеди­ня­ю­щей их во Христе навеки.
  • Зна­ме­нуя супру­же­ство, как вечное шествие рука об руку, три раза обво­дит свя­щен­ник ново­брач­ных вокруг аналоя с пением тро­па­рей: «Исаие, ликуй…», «Святии муче­ницы» и «Слава тебе, Христе Боже, апо­сто­лов похвале…». По окон­ча­нии тор­же­ствен­ного шествия, свя­щен­ник сни­мает венцы с супру­гов и обра­ща­ется к ним с при­вет­ствен­ными сло­вами.
  • Далее сле­дует молитва к Гос­поду о вос­при­ня­тии венцов ново­брач­ных неосквер­нен­ными и непо­роч­ными в Цар­ствии Божием. Вторая молитва (с пре­кло­не­нием голов ново­брач­ных) – эти же про­ше­ния запе­чат­ле­ва­ются именем Святой Троицы и иерей­ским бла­го­сло­ве­нием.
  • Цело­муд­рен­ный поце­луй вен­ча­ю­щихся – сви­де­тель­ство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь ново­брач­ных под­во­дят к цар­ским вратам, где жених целует икону Спа­си­теля, а неве­ста — образ Божией Матери; затем они меня­ются местами и снова при­кла­ды­ва­ются к иконам. Здесь же свя­щен­ник дает им крест для цело­ва­ния и вру­чает им две иконы: жениху — образ Спа­си­теля, неве­сте — образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Верующие могли пострадать и за небрежное отношение к церковным праздникам. Такой случай описан в Волоколамском патерике, сборнике рассказов о служителях Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря. Однажды компания соседей-мирян собралась как следует отметить день апостолов Петра и Павла. Приятели наварили медовухи, и одному из них в голову пришла идея начать праздновать еще до службы в церкви. Изрядно выпив, он увидел человека с черной бородой и заметной лысиной, «взором страшного». Незнакомец ударил медовара по щеке, да так сильно, что у того вылетели пять зубов и пьяница долго «лежал как мертвый», практически полностью парализованный.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

Псев­до­цер­ков­ные суе­ве­рия, свя­зан­ные с вен­ча­нием

  • млад­шим братьям/сестрам нельзя выхо­дить замуж раньше, чем стар­шие;
  • нельзя вен­чаться будучи бере­мен­ной;
  • нельзя соче­таться браком и вен­чаться в висо­кос­ный год;
  • упав­шее кольцо или погас­шая вен­чаль­ная свеча – пред­ве­щают все­воз­мож­ные непри­ят­но­сти, труд­ную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супру­гов;
  • тот из бра­чу­ю­щихся, кто первым всту­пит на рас­сте­лен­ное поло­тенце, будет всю жизнь гла­вен­ство­вать в семье;
  • тот, чья свеча после таин­ства ока­жется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя вен­чаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно раз­вен­чаться?

  • Рас­тор­же­ние бла­го­слов­лен­ного Богом Брака — боль­шой грех, поэтому такого поня­тия как “раз­вен­ча­ние” не суще­ствует. Бла­го­сло­вить грех невоз­можно, Сам Спа­си­тель запо­ве­дал: что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает (Мф.19:6). В пра­во­сла­вии вообще нет раз­ру­ша­ю­щих обря­дов: рас­кре­щи­ва­ния, раз­вен­чи­ва­ния, извер­же­ния из сана. То, что дается бого­слу­жебно, пре­кра­ща­ется реше­нием архи­ерея.
  • Если первый брак фак­ти­че­ски рас­пался, то неви­нов­ной сто­роне может быть дано бла­го­сло­ве­ние на второй брак, в край­нем случае и на третий, но не более. Бла­го­сло­ве­ние может дать только епар­хи­аль­ный архи­ерей, но не свя­щен­ник.

Про подарки свидетелей

По совершении таинства венчания принято одаривать пару подарками. Обычай распространяется и на свидетелей. Подарки выбирают символичные, напоминающие о дате церемонии, о светлых чувствах и помыслах, наполняющих новобрачных в памятный день.

Среди вариантов подарка от свидетелей рассматривают:

  • иконы ручной работы или купленные в храме;
  • статуэтки ангелов-хранителей;
  • венчальный фотоальбом;
  • подвески с ликом святых;
  • венчальные серебряные кубки с выгравированной датой события;
  • именные столовые сервизы;
  • сборную фоторамку для семейных фотографий.

Деньги на венчание дарить не принято. Свидетели по своему усмотрению покупают отдельные подарки или один на двоих.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]