Сайт Горловской и Славянской епархии
О смысле, символике и традициях одного из самых красивых таинств Церкви.
Можно ли венчаться, если родители против? Венчают ли беременных и уже состоящих в браке? Позволительно ли брать для таинства чужие кольца или платье? Должна ли невеста скрывать своё лицо от жениха? Обеспечит ли венчание крепкий брак и безбедную жизнь?
Духовная суть венчания
Иисус в Библии сказал о том, что благословленный Богом союз люди разрушить не могут. (Мат.19:4-8).
Обряд венчания в православной церкви — действие, совершаемое священниками как посредниками между Богом и людьми, во время которого происходит слитие двух душ в одно целое.
В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил человека, обратите внимание, не двух людей, а одного — мужчину и женщину сотворил Господь.
Таинство прихода под венец пары состоит в призыве помощи Святой Троицы дать благословение на будущую семейную жизнь.
Во время проведения обряда благословения пара становится под духовную защиту Церкви, становясь Ее частичкой.
Главой семьи является муж, а ему — Иисус.
Венчанная пара — прообраз отношений Иисуса и Церкви, где Христос является женихом, а Церковь невестой, ожидающей прихода Своего суженного.
В малой церкви-семье так же происходят служения в виде общих молитв и чтения Слова Божьего, своя жертвенность супругов на послушание, терпение, покорность и другие христианские жертвы.
О семейной жизни в православии:
- Что такое православная семья
- Обязанности и наставления для мужа и жены
- Супружеская жизнь во время поста
Дети, родившиеся от венчанной в православии пары, получают особое благословение при рождении.
Начиная общую жизнь, даже если христиане не являются истинными исполнителями Слова Божьего, редко посещают храмовые службы, они могут прийти к Богу через Таинство соединения двух в одно.
Только встав под венец Божьего благословения, можно ощутить силу Его благодати.
Порой пара влюблена один в другого только на физическом уровне, но этого мало для построения счастливой жизни вдвоем.
После обряда духовного соединения появляется особая связь, дающая сильный импульс для длительного брака.
Получая благословения в храме, пара доверяет себя покрову Церкви, впуская в свою жизнь Иисуса Христа как Господина дома.
Брак после совершенного обряда Бог берет на Свои руки и проносит через всю жизнь, но при соблюдении христианских законов членами семьи, целомудрия.
Венчание
Обряд венчания с точки зрения культуры
Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.
Венчание – это чисто церковный ритуал. Оно будет эффективным, если пара объединят друг друга до целого (две половинки – одного целого). В социуме, такой паре начинает очень сильно везти (удача, здоровье и т. д.).
Венчание у славян было наделено магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей.
С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.
В чем состоит духовный процесс подготовки к венчанию
Правила венчания в православной церкви гласят о том, что к важному событию в духовной жизни следует приготовиться. Говенье — христианский подвиг будущей семьи перед Святой Церковью.
Без исповеди и причастия Святых Таин пара не может быть допущенной к обряду благословения перед Богом.
Исполняя все рекомендации по подготовке к исповеди, как жених, так и невеста должны усиленно молиться, просить Бога:
- показать все грехи, явные и неявные и простить их;
- отпустить из сердца всех обижающих;
- попросить прощения у обиженных;
- отдать долги.
После исповеди пара допускается к причастию.
Как можно развенчаться?
- Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как “развенчание” не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6). В православии вообще нет разрушающих обрядов: раскрещивания, развенчивания, извержения из сана. То, что дается богослужебно, прекращается решением архиерея.
- Если первый брак фактически распался, то невиновной стороне может быть дано благословение на второй брак, в крайнем случае и на третий, но не более. Благословение может дать только епархиальный архиерей, но не священник.
Что надо приобрести перед венчанием
Существует целый перечень предметов, необходимых для совершения обряда.
- Иконы для венчания являются важным атрибутом при благословении пары. В дальнейшем Святые образы Богоматери и Иисуса Христа станут оберегом и благословляющими святынями семейства.
- Обручальные кольца не имеют ни края, ни конца. Надевая друг другу кольцо, жених и невеста клянутся в вечной любви и неразрывности освященного брака.
Кольца из золота являются символами солнечного сияния, серебряные — отражение лунного света, которое блистает в отражении солнца.
Так и православный род сияет в отражении любви Божьей Троицы.
- Свечи для венчания.
- Платочки, чтобы держать свечи и венцы.
- Вышитые полотенца или плата, которые: украшают иконы;
- накрывают поднос с караваем;
- кладут под ноги.
Икона для венчания
Зачем нужно для семьи: мнение церкви
Бездуховной жизни общества потребления церковь противопоставляет брак по традиции православия. Семья в жизни верующего человека — оплот, который дарует:
- взаимную поддержку в бытовых тяготах;
- совместное духовное развитие;
- воспитание друг друга;
- радость взаимной любви, благословленной Богом.
Венчанный супруг – спутник на всю жизнь. Духовные силы, полученные именно в семье, человек переносит затем в общественную и государственную деятельность.
Является ли присутствие свидетелей обязательным
До революции брак заключался только в храме и имел все гражданские и юридические права.
Православное бракосочетание осуществлялось только в присутствии поручителей, нынешних свидетелей, которые записывались в церковных книгах как восприемники.
В свидетели брали, как правило, людей, хорошо знавших семьи жениха и невесты. Поручители не только подтверждали своими подписями совершенное Таинство, но в дальнейшем становились попечителями молодой пары.
В то время в свидетели не брались люди неженатые, молодые, которые еще сами не знают сложностей семейной жизни. При исчезновении церковных записей эти люди выступали свидетелями совершенного Таинства.
Ныне в храме не требуется обязательного присутствия свидетелей при бракосочетании, но приветствует, когда с молодыми разделить Таинство приходят родные, близкие и друзья.
Свидетели, православные, держат венцы над головами брачующихся.
Невеста или свидетельница заранее должны позаботиться о белоснежных праздничных платочках для этого действия.
При отсутствии поручителей венцы надеваются на головы венчающихся, поэтому молодая предусмотрительно делает такую прическу, которая не будет мешать возлежанию венца.
Некоторые особенности одежды невесты
- у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
- плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
- платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
- косметика – в минимальном количестве.
- т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.
Можно ли венчаться православным, не строго придерживающимся церковных канонов
Обряд бракосочетания в храме некоторые люди превратили в модный атрибут свадьбы, относясь к нему без всякого благоговения.
Не понимая духовной ценности благословения будущей общей жизни, люди лишают себя духовной радости от пребывания под покровом Вседержителя.
Некоторые молодые люди отказываются от благословения в храме по причине охлаждения веры.
Творец открывает свои двери для всех православных, желающих получить освящение своего брачного союза. Никто не знает, в какое время Дух Святой коснется сердца грешника, возможно, это случится во время венчания. Не стоит ограничивать Бога в даровании милости.
Обязательный пост и причастие помогут жениху и невесте приблизиться с благоговением к престолу Божьему.
Молитвы о семье:
- Молитвы о мире в семье
- Молитвы блаженной Ксении Петербуржской о семейном благополучии
- Молитвы мученикам Гурию, Самону и Авиву
Околоцерковный символизм
Не нужно додумывать или самим пытаться дополнить символизм действий, совершаемых во время таинства. Свечу задуло сквозняком или она упала — ничего страшного здесь нет, ваша вечная любовь не погаснет преждевременно. Не нужно гадать по таинству — это грех язычества, которое не подобает христианам. Как правило, во время этого важного события все волнуются. Могут упасть кольца, пролиться вино, жених или невеста упасть в обморок (особенно если в храме жарко и душно). На моей памяти много раз сознание теряли дружок или дружка. Что это означает в символике совершаемого таинства? Абсолютно ничего! Ничего страшного в этом нет. Если люди пришли с чистым сердцем просить благословения Божия, стоят и молятся Богу, не играет абсолютно никакой роли, упало что-то или не упало. Привносить своё в символизм таинства Божия — большой грех.
Часто молодые пытаются совершить свои какие-то обряды во время таинства: играют в игру, кто первым вступил на рушник или быстрее допил чашу, положил свою руку поверх руки другого. Господь не смотрит на эти моменты и не даёт главенство в семье в зависимости от того, кто первый что-то сделал. Не занимайтесь мистикой! Кто будет главой семьи, зависит от чисто психологических характеристик супругов. У кого-то характер жёсткий, у кого-то помягче. Есть те, кто любит доминировать, и те, кто предпочитает подчиняться в каких-то бытовых вопросах. Это ни в коей мере не зависит от того, кто первым наступит на полотенце или откусит больше от каравая.
Не нужно до или во время таинства придумывать какие-то свои обряды: смотреть или не смотреть друг другу в глаза, признаваться в любви, глядя в колодец, или оплакивать свою незамужнюю жизнь…
Как вести себя в храме во время Таинства
Люди, редко бывающие на храмовых служениях, порой ведут себя непочтительно к святыням в силу своей церковной безграмотности.
Бракосочетание в храме — священнодействие, во время которого запрещено разговаривать, смеяться, перешептываться, тем более разговаривать по мобильному телефону.
Даже самые важные персоны обязаны выключить все средства связи перед входом в храм.
Находясь в середине храма, следует внимательно следить за передвижением по ней, чтобы случайно не повернуться спиной к святым образам, тем более иконостасу.
Во время обряда, который происходит после завершение Литургии, Церковь все Свое внимание отдает двум личностям — жениху и невесте, благословляя их на счастливую жизнь, при этом может совершаться молитва за родителей или людей, воспитавших жениха и невесту.
С благоговением и всем вниманием молодая пара горячо молится, чтобы произошло Таинство благословения их будущей жизни на многие лета, пока смерть не разлучит супругов.
Возможен ли развод после таинства
Любой священник будет до последнего бороться за сохранение семьи, призывая супругов к тому же. Если же супруги чувствуют, что расставание необходимо и твердо уверены в своем желании, православная церковь, негативно относящаяся к разводам, все же может дать разрешение на расторжение брака.
Но окончательное решение, развенчивать или нет, принимается только священнослужителем высокого чина. При этом паре нужно сначала оформить юридический развод, после чего правильно написать письмо с описанием ситуации и причин (измена, уход из семьи, пропажа без вести) епархиальному архиерею, а также приложить документы о разводе и согласие бывшего супруга.
В письме рекомендуется избегать негатива по отношению к супругу. Против воли второй стороны получить разрешение не получится.
Пара, которая решила заключить церковный брак, подтверждает свои серьезные намерения, скрепленные чистой любовью. Таким поступком они обретают духовное единство, а семейная жизнь отныне будет благословлена Господом. Не стоит воспринимать церемонию как красивый обряд, таинство скрывает куда более глубокий смысл.
Должна ли невеста покрывать голову во время венчания
Белоснежное платье, воздушная фата — традиционный образ для невесты, однако новые веяния моды внесли свои коррективы.
Нужно ли невесте покрывать голову при венчании, какой смысл в маленьком куске фатина?
История покрытия головы в храме идет от начала христианства, когда женщины легкого поведения, брившие волосы, обязаны накрываться покрывалом во время служения.
Со временем покрытие головы показывает статус женщины. Замужней даме неприлично показываться в обществе без платка, шляпы или капюшона. Королева Англии никогда не появится в обществе без покрытия волос.
В православии фата является символом чистоты и невинности.
По канонам Церкви, в рекомендациях апостола Павла, в храм надо приходить с покрытой головой, в настоящее время это символ покорности.
Совет! Длинные волосы являются покрытием для женщины, поэтому каждая невеста сама выбирает свой наряд на свадьбу.
Кому запрещено венчаться в церкви
Не допускаются к церемонии сочетания следующие группы людей:
- Те, кто был женат более 3 раз. Начинать очередной православный союз с таким опытом недопустимо.
- Духовные лица. Молиться за обручение мужчины могут только до того, как он получит сан.
- Монахи и монахини. После принесения обетов сочетание под запретом.
- Виновные в расторжении предыдущего брака. Имеется в виду измена.
- Не попадающие в возрастные ограничения. Это несовершеннолетние, а также мужчины после 70 и женщины после 60 лет.
- Пары, не получившие согласие родителей на сочетание в храме. Этому правилу следуют не все священники.
Венчание в церкви происходит не всегда одинаково. Поэтому тему запретов стоит обсуждать с батюшкой отдельно.
Что такое обручение перед венчанием
Обручение — событие, совершаемое после Литургии. Оно знаменует акт, подчеркивающий, что Таинство благословения совершается в присутствии Святой Троицы, перед Святым Божьим Ликом, по Его благоволению.
Священник сообщает паре важность происходящего события, подчеркивая, что к таинству благословения нужно приступать в трепетном ожидании, с особым благоговением.
Перед лицом Вседержителя жених должен понять, что он принимает жену из рук самого Спасителя.
Венчающаяся пара встает перед входом в храм, а священник, несущий в это время миссию самого Всевышнего, ожидает их в алтаре.
Жених и невеста, как прародители Адам и Ева, встают перед Лицом Бога, с готовностью начать свою общую жизнь в очищении и святости.
Как благочестивый Товия, отгонял бесов, противящихся церковному браку, так и священник благословляет молодых словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», зажигая церковные свечи, подавая будущему мужу и жене.
На каждое произнесенное священнослужителей благословение брачующаяся пара троекратно крестится.
Крестное знамение и зажженные свечи символизируют торжество Духа Святого, который невидимо присутствие в процессе совершения обряда.
Свет свечи означает, что пара обещает один другому хранить пламенеющую, не угасающую с годами любовь в чистоте.
Как того требуют правила, обряд обручения начинается со славословия Всевышнего возгласом «Благословен Бог наш».
Дьяконом произносятся обычные молитвы и моления о молодой паре от имени всех пребывающих в храме.
В молитве дьякон молит Творца о спасении людей, вступающих в обручение со Святой Троицей.
Важно! Супружество — благословенное действие, целью которого является продолжение человеческого рода при рождении детей.
В первой молитве по Слову Божиему Господь слышит все просьбы брачующейся пары относительно их спасения.
Далее священник, совершающий Таинство соединения двух людей в единое целое, просит Создателя благословить молодых, после чего все склоняют головы перед духовным благословением.
В благоговейной тишине тайно читается молитва о спасении. Иисус Христос является Женихом Своей невесты Церкви, которая обручена Ему.
После этого священнослужитель надевает кольца жениху, затем невесте и обручает их во имя Святой Троицы.
«Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
«Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Велик духовный смысл колец, которые перед обручением лежали на правой стороне престола, как бы перед ликом Спасителя Иисуса Христа, освятились, принявши силу Его благодати на единение. Как кольца лежат рядышком, так обрученные будут всю жизнь вместе.
Брачующиеся через освященные кольца принимают Божье благословение. После обручения пара меняется кольцами трижды.
Кольцо от жениха на руке невесты — символ его любви и готовности быть покровителем в семье. Как Иисус любит Свою Церковь, так и муж обязуется относиться к своей жене.
Невеста надевает кольцо на руку избраннику, обещая ему любовь, преданность покорность, готовность принимать его помощь. Обручение заканчивается прошением к Творцу благословить, утвердить обручение, осенить кольца, послать Хранителя — Ангела для нового семейства.
Венчальные аксессуары
Таинство Церкви — венчание
После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.
Певчие исполняют псалом.
Псалом 127
Песнь восхождения.
Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
так благословится человек, боящийся Господа!
Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.
Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.
Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.
Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.
После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.
Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.
После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.
Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.
Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.
Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.
Далее священником читаются три молитвы.
Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.
«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».
Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:
- деток, как зерен на колосе;
- изобилие, как винограда на лозе;
- долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.
«Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем«.
В третий раз звучит прошение к Триединому Богу благословить молодых как наследников Адама и Евы, сотворенных по образу и подобию Бога, сотворить из них одну духовную плоть и благословить чрево жены, даровав много плода.
В благоговении перед Великим Создателем освящается союз новой пары на Небесах, скрепляется самим Всевышним.
Настало время главного действия венчания — надевание венца.
Священник берет венец, трижды крестит молодого, давая тому образ Иисуса Христа, расположенный впереди венца, для целования и говоря, что венчается раб Божий (называет имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца, Сына и Святого Духа.
Такой же акт совершается над невестой, только для целования ей предлагается целование образа Пречистой Девы Марии.
Венчание
Покрытая благословением венцов, пара ожидает Божьего благословения, стоя перед лицом Всевышнего.
Настает самая волнующая и торжественная минута всего Таинства, когда священник от имени Бога венчает молодых, трижды провозглашая благословения.
Все присутствующие должны искренне, с благоговением повторять слова священника внутри себя, прося Творца о благословении нового семейства.
Священник запечатывает Божье благословение, провозглашая о рождении новой малой церкви. Теперь это ячейка единой Церкви, нерушимый церковный союз. (Матв.19:6)
В заключение венчания читается послание апостола Павла к христианам в Эфесе, в котором он говорит о том, что муж и жена подобны Иисусу и Церкви. Муж обязан заботиться о жене как о своем теле, задача жены — быть покорной любящему ее мужу. (Эфес. 5:20-33)
В первом послании церкви Коринф апостол оставил рекомендации паре по поведению в семье для достижения полной гармонии. (1 Кор.7:4).
Читается молитва «Отче наш», которую оставил Спаситель как образец обращения к Творцу.
После этого происходит испитие молодой парой вина из общей чаши, которое дарит веселие, подобно свадьбе в Кане, где Иисус обратил воду в вино.
Священник соединяет правые руки жениха и невесты при помощи епитрахили, накрывает своей ладонью. Это действие символизирует передачу жены Церковью, соединившую пару во имя Иисуса Христа.
Взяв молодых за правые руки, священник обходит трижды аналой, исполняя тропари. Хождение по кругу — пророчество вечной, нескончаемой земной жизни для нового рода.
После снятия венцов и целования икон священник читает еще несколько молитв, после чего молодые целуют друг друга.
В каких случаях церковный брак недопустим
По церковным канонам, не всякий брак может быть благословлен в храме. Существует несколько противопоказаний для венчания.
- Кто-то из молодых уже принимал обряд Таинства три раза. Церковь не венчает четвертый и последующие браки, разрешенные гражданским законодательством.
- Пара или один из членов будущей семьи относит себя к атеистам.
- Некрещеные люди не могут идти под венец, но они могут принять крещение уже во взрослом возрасте, непосредственно перед совершением обряда.
- Люди, не разорвавшие официально связь в предыдущем браке, как по гражданским, так и по христианским законам, не могут получить благословение на дальнейшую семейную жизнь.
- Родные по крови жених и невеста не могут создавать христианскую семью.
Требования к свидетелям
- в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах — восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
- в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
- современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
- желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы, а значит воцерковлены;
- поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.
В какие дни венчание не совершается
Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:
- на протяжении всех дней постов, а их четыре;
- семь дней после Пасхи;
- 20 дней от Рождества до Крещения;
- по вторникам, четвергам, субботам;
- перед великими храмовыми праздниками;
- за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего.
Совет! Дату будущего венчания следует обговорить заранее со своим духовным наставником.
Почему перед венчанием требуется официальная регистрация брака?
- Юридическая справка. Гражданский брак — это официально заключённый брак. Иное именуется сожительством, в церковном лексиконе — блудом.
- Брак в Таинстве не заключается; в Венчании законный брак восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. До 1917 года брак и заключался (регистрировался) в церкви. Поэтому последовательность должна быть обычная: сначала билет, а уже потом балет.
- Если кто-то считает, что “штамп в паспорте” не имеет значения, то ничто не мешает ему вступить в законный брак и взять на себя юридическую ответственность за жену и будущих детей. Если же он отказывается это делать, то значит для него это важное препятствие, а не мелочь.
- 92% женщин, состоящих в блудном сожительстве, считают себя замужними, а 85 % мужчин, состоящих в нём же, считают себя холостыми!
- Мужчина традиционно предлагал женщине руку и сердце. Сначала руку – полноту ответственности и только потом сердце – чувства.