В этой статье: #1 Животные орнаменты #2 Неземные орнаменты #3 Орнаменты стихии #4 Растительные орнаменты #5 Правило вышивания свадебного рушника #6 Пример Родового Древа #7 Требования к вышивальнице рушника
Свадебный рушник и его рисунок должны нравится. Берите и вышивайте понравившийся узор. Обязательно изучите символы вышивки перед началом вышивания. Орнамент должен идти от сердца и от души. Но лучше всего, конечно, придумать свой рисунок для рушника или продублировать бабушкин, если такой имеется в семье.
Животные орнаменты
Петух — символ мужского здоровья, счастья и богатства.
Голубь – олицетворяет семью, любовь и верность.
Петухи, соколы и голуби в паре символизируют жениха и невесту. Птиц располагают обязательно головками друг к другу, Крылья — опущены, тем самым символизируя готовность создать семью. Но ни в коем случае нельзя вышивать на свадебных рушниках соловьев и кукушек, так как они являются символами вдовы и холостого парня.
Павлины – птицы семейного счастья и изображаются с венком на свадебных рушниках. Иногда перья павлина вплетали в свадебный венок невесты.
Ласточка – это символ добра.
Неземные орнаменты
Вазон и Берегиня — обереговым этническим орнаментом являются вазон (большущие ветки с птицами и цветами) и Берегиня (образ женской фигуры или загадочный цветок). Вышивались они, как правило, нитками красного цвета, и символизировали очистительный огонь и солнце. Также это узор был связан с оберегом, лечением, очищением и охранной магией.
Корона – олицетворяет просьбу о Божьем Благословения брака. Над ней не должно располагаться никаких надписей и узоров.
Материнский символ. Символ Матери является главным на свадебном рушнике. В его основе восьмиконечная звезда, которую обрамляет стилизованная гирлянда из цветов, символизирующая величие матери, ее важную роль в продолжении жизни.
Вышивка славянских рушников схемы
Процесс создания рушников — это творчество, волшебство. Создавая вышитую работу, мастерицы не только вкладывают в нее умение, энергию, заряд, но и свою душу, любовь. Поэтому вышитый рушник — это не просто красивая вещь, которая радует глаз, но и предмет, который способен стать оберегом для человека, помочь ему зарядиться положительной силой.
Издавна в славянской культуре выделяли несколько видов рушников, каждый из которых выполнял свою функцию:
Ручник — его использовали для вытирания лица, рук. Эти изделия вышивали особым способом, основными узорами были свастика, позже — ромбы. При этом, когда вышивали нижний край, то сначала вышивали широкие полосы, потом узкие, а верхний край — наоборот — от узкой к широкой полосе. Такой узор означал восход и закат солнца, поэтому и вытирались таким рушником по особому ритуалу: по утрам вытирали лицо нижним концом, а по вечерам — верхним. Верили, что по утрам человек получал силы, а вечером рушником снимал усталость.
- Ширинка — маленький рушник-платок. Часто вышивался белыми нитками. Такой рушник использовала невеста, чтобы утереть слезы, его повязывали на руку молодой, когда ее уводили из дома родителей.
- Божники — рушники, которыми украшали иконы.
- Родильный — рушник, в который принимался ребенок при его рождении.
- Подорожный — рушник, который давали людям, покидающим свой дом. На них был вышит простой, но продуманный узор, символьное значение которого было в пожелании легкой дороги, успешного возвращения домой.
- Обыденный — рушник, который вышивали на протяжении одного дня. Считалось, что такие изделия имели защитные функции, потому что творили их днем, когда плохие силы не имели власти. Создавали такие рушники только при необходимости, наперед их не вышивали, поэтому использовали только по конкретному предназначению (через такой рушник прогоняли скот, чтобы избежать болезней, выкладывали дорогу для дождя при засухе).
- Свадебные — таких рушников было несколько видов, каждый из них выполнял свою задачу.
Поминальные — они сопровождали человека в его последнюю дорогу, их вешали на могилах. Вышивались скромно, просто узкая полоска по краю, часто белыми нитками.
Орнаменты стихии
Вода и Солнце. Знаками Солнца и Воды обозначается вся вышивка. Две эти стихии создали земную жизнь, поэтому их надо понимать, как солнечную отцовскую энергии и водную материнскую. Восьмиугольным цветком или розеткой изображается Солнце, а свернувшийся уж символизирует Воду.
Земля — мощный символ плодородия. Вышивается в форме ромба.
Растительные орнаменты
Дуб — священное дерево — дуб, воплощало бога Перуна, бога жизни, развития, солнечной мужской энергии.
Желуди – обычно на свадебном рушнике переплетаются с калиной, символизируя верность супругов.
Листья хмеля. Узор хмеля — это молодежная, свадебная символика. Хмель несет в себе знак молодого буйства, развития и любви.
Мальва — символ девичества, целомудрия и юности. Изображается крупными красными раскрытыми цветами.
Роза — узоры с розами обозначают бесконечное солнечное движение с вечным возрождением. Это цветы-звезды, воплощающие представление народа о Вселенной как о системе.
Калина — в древние времена калина связывалась с рождением огненной троицы: Солнца, Звезды и Луны. Ягоды калины стали символом крови и бессмертного рода. Именно потому все рушники на свадьбу, девичьи и мужские сорочки тяжелеют могучими гроздьями калины.
Лилии — цветок лилии – это символ невинности, чистоты и девичьего очарования. Если присмотреться к контуру узора, то вырисуется силуэт пары птичек, а это знак любви. Неразрывную композицию тройственности составляют бутон и листок. В этом цветке заложено рождение, развитие и бесконечность жизни. Когда над лилией вышивают капельки росы, это означает оплодотворение. Лилия – безумно женский символ.
Виноград — олицетворяет красоту и радость создания семьи. Виноград символизирует богатство, плодовитость, желание иметь много детей. Виноградник — это жизненная нива, на которой муж является сеятелем, а в обязанность жены входит растить и ухаживать за родословным деревом. Очень часто он красуется на свадебных рушниках.
Рушник в ритуалах — символ святости, чистоты, защиты
Рушник у убрусов
Упоминания про наиболее древние рушники относятся к временам Киевской Руси. Из древних летописей известно, что во время весенних заклинательных обрядов деревья обвешивались «рушниками-убрусами». Вышитые на них орнаменты символизировали плодородие. Это было частью религиозных обрядов, святым подношением, знаком обожествления, жертвоприношением в культе деревьев. Н. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся».
Такой обычай сохранился и до нынешнего времени. Так, на Ровенском Полесье в 1970-х годах была найдена на околице села раскидистая многолетняя сосна («царь-дерево»), до половины обвешанная кусками полотна, рушниками, фартуками, хустками.
Рушник как оберег
Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли обвязать «фигуру», выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям.
Рушниками завешивали окно «от злых духов», когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома
Рушник для новорожденного
С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом («от дурного глаза»).
Рушник на свадьбе
Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее.
Рушники дарили старостам, перевязывали через плечо, если на обручении приходили к согласию. Во многих районах на свадьбе рушниками перевязывали не только старост и дружек, но и бояр и другие свадебные чины. Часто и молодая, и дружка вместо пояса или крайки подпоясывались рушником («підперізником») – концами наперед.
Во время венчания рушником связывали руки молодым, желая им взаимопонимания, счастливого и долгого супружеского пути. На свадьбе, встречая молодых, застилали рушником дорогу от порога до стола, а то и от ворот до дверей хаты; иногда рушник стелили и перед входом.
Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.
Немаловажное значение имел белый вышитый рушник, на котором должны были стоять молодые под венцом. Под этот рушник родственники жениха клали серебряные монеты и пшеницу – на счастье и богатство. Этим рушником потом завешивали образа или вешали его на видное место в светлице.
Рушник в дорогу
Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу чумаки, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь.
Во время проводов в армию рушниками с головы до ног обвешивали молодых парней, желая этим самым счастливой службы и благополучного возвращения домой. Провожая сына в далекую дорогу, мать дарила ему вышитый рушник. При этом, желая счастья, она говорила: «Пусть стелется тебе доля этим рушничком!»
Рушник на похоронах
Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.
Иногда рушниками накрывали тело покойника или клали под ноги; воз, на котором везли гроб, застилали рушником или ковром. Гроб также прикрывали рушником, на который клали хлеб. В знак траура вывешивали на воротах или в окне рушник. Впереди похоронной процессии несли крест, обвязанный рушником. Участникам траурной процессии повязывали руки рушниками. По обычаю, раньше гроб опускали в могилу на специальных рушниках, особенно на похоронах парня, также перевязывали рушником. Тем, кто нес гроб, а также копателям давали хустки или рушники – никому из тех, кто помогал на похоронах, не платили деньгами.
Правило вышивания свадебного рушника
Раньше свадебный рушник вышивали только вручную на двухстороннем полотенце: одна сторона для невесты, другая – для жениха с соответствующей символикой. Рисунки могли быть разными, но располагались симметрично с одинаковым количеством символов и размерами. В три этажа шла вышивка: первое шло дерево рода, на котором изображались птицы; вторым – пожелания молодоженам; третьим – берегини, женская и мужская символика, инициалы молодых.
Каёмка может быть разной, имитирующей кружево или кисточки. Можно пришить связанное вручную кружево, а можно сделать кисточки, вытеребив каёмку. У вышитой каёмки существуют свои правила оформления. В вышивку стараются включить элемент “ромб”, который символизирует засеянное поле, то есть пожелание достатка и богатства молодой семье.
Далее идет дерево рода, чередуя его с самыми разными деревьями, с сидящими попарно птицами (сейчас самыми популярными считаются павлины под деревом). Между такими деревьями вышивается дерево рода — самое невзрачное и самое интересное на всем полотенце. Деревья рода для невесты и жениха вышиваются посредине первого уровня. Павлины охраняют дерево рода, символизирующее род невесты и жениха, на первом уровне. На втором располагаются символы или пожелания жениха и невесты. Для невесты это могут быть: розы – символ любви и красоты, лилия — символ непорочности и чистоты или калина –символ крови, рождения и бессмертия рода. Для жениха вышивают виноград — символ плодородия, изобилия и богатства.
Кстати, свадебные хлеба украшали свадебные венки, для которых использовалась виноградная лоза. А чтобы в семье были дети, невесту обсыпали орехами, зерном и сушеным виноградом. Бывало, вышивают дуб, переплетный с ягодами калины. На третьем уровне между берегинями (это могут быть женщины, с поднятыми вверх руками, деревья, кресты, вазоны с цветами) вышивается венок с короной, олицетворяющей Божье благословение и венцов, которые при венчании в церкви держат над головами.
Для Древа рода нужна вот такая информация с обеих сторон: ▪ Есть ли братья и сёстры, они старше или младше? ▪ Дедушки и бабушки живы или умерли? ▪ Есть ли дяди и тёти по материнской и отцовской линии, они старше или младше отца и матери?
Рушник в повседневной жизни — символ добра, удачи, хорошего начала и окончания дела
Рушник в земледелии
Не обходились без рушника и в земледельческих обрядах. В первый день осмотра озимой шли в поле гуртом (чаще родом). Впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в корзинке, накрытой рушником, несла угощение. На зеленом поле расстилали рушник, на него клали пироги, крашенки. Так делали и в первый день пахоты, сева и жатвы.
Праздник первого снопа – торжественное оформление начала жатвы, в основе которого лежало представление, что обрядовые действия, песни и т.п. могут обеспечить хорошее сбережение урожая. Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилала рушник с хлебом-солью и свечкой. На обочине она останавливалась и трижды кланялась ниве, приговаривая: «Дай, Боже, легко начать, а еще легче дожать». После окончания жатвы хозяин встречал жнецов с хлебом-солью на рушнике.
Рушник в строительстве жилья
Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник. При возведении дома рушниками застилались подвалы. Сохранился также обычай, строя хату, последнее стропило на окончание крыши заносить на рушниках, которые потом дарились мастерам. Самый младший должен был поставить на вершину крыши – букет из веток березы или дуба вместе с цветами, связанными рушникам, который для этой цели вышивала будущая хозяйка дома. В новопостроенную хату входили с вышитым рушником, хлебом-солью. Все это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.
Хлеб и рушник
С давних лет и по сей день хлеб и рушник идут в паре. Очевидно, символика хлеба требовала уважительного отношения к нему и требовала, чтобы он никогда не лежал на «голом», не покрытом рушником столе. Рушниками накрывали хлеб на столе, кадку с замешанным тестом. Свадебный хлеб – каравай, шишки, калачи – клали на стол, также застеленный рушником.
Рушник как приветствие гостей
Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца. Кроме обычая с хлебом на рушнике встречать почетных гостей, сохранился обычай дарить хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события.
Декоративная и практическая роль рушника
Рушник — украшение помещения
По всей Украине сложились местные традиции украшения хаты рушниками. Кроме хат, рушниками в прошлом также украшались общественные здания – сельские советы, школы и т.д.
Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику. Рушниками в сельском жилье и теперь увенчивают семейные фотографии, портрет Т. Г. Шевченко, картины «Тарас Бульба», «Казак Мамай» и т.п.
Если почитается память, отмечается юбилейная дата, то портрет дорогого человека также украшается рушником. Кроме обрядового и декоративного значения, рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Например, для вытирания лица и рук служил утирач (утиральник), посуды и стола – стирок. Рушник был «лицом» жилья украинки. По тому, сколько и каких было рушников, судили про хозяйку, ее дочку.
Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.
Рушник в одежде
Рушник также использовался как часть одежды. Так, всюду в Украине известен издавна женский головной убор – «намитка», «серпанок» – разновидность длинного рушника. Длина намитки – 3-5 м. Раньше ее носили и в будни, и в праздники. В последствии она стала праздничным головным убором старших женщин, которые не шли без нее на свадьбу. Старшие женщины и сегодня просят положить им в гроб свадебную намитку. На Киевском Полесье до недавнего времени бытовал обычай пеленать ноги покойнику намиткой темного цвета.
Мужчины вязали рушники как пояса, а из рушников, подаренных новорожденному, мать потом делала пеленки.
Основные мотивы украинского народного орнамента
Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: — геометрические (абстрактные), — растительные, — зооморфные (животные).
Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). На их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешочки» и др. В орнаменте подольских вышивок встречается мотив «кривульки», или «бесконечника», известного еще со времен трипольской культуры, т.е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Зигзагообразный меандровый орнамент встречается в вышивках западных районов Подолии. К этому виду орнаментальных мотивов принадлежит «сосенки», «хвощ», «перерывы», распространенные в южных и западных районах Подолья. Известный узор «рожи» (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.
В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. О месте происхождения вышивки нам говорит то, какие виды растительности мы видим в рисунке. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения за существующими в природе формами. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как «виноград», «хмель», «дубовые листья», «барвинок» и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив «барвинка» является символом неувядающей жизни, узор «яблочный круг», разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете — символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев и веток.
В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, чешуя карпа, бараньи рога и др. Происхождение данных элементов можно отнести к истоками народного творчества. Если изображение растительности – это стремление запечатлеть красоту, то изображение животных очевидно служило для защиты от злых духов и сил, для привлечения сил природы в помощь отдельной семье или всему роду. Изображение животных на таких сакральных предметах обихода, как рушники, которым часто придавалось магическое значение, тесно перекликается с выбором фамилии. Одними из наиболее древних, как известно, являются фамилии, указывающие на род занятий и тотем рода.
Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», которых на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.
Сорочки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания — шов «вперед иголкой», «крестик», шов «назад иголку».
Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки центральных областей Украины, но ей свойственны и своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.
Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромбообразная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону льняного полотна — графически четкая.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером полотне. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Поражает колоритность орнамента.
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек.
Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризированный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттененный черный.
В южных областях Украины (Одесщина, Николевщина, Херсонщина) техника вышивки имеет много общего с устоявшимися формами центральных районов, однако ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком. Характерным признаком для южных областей является богатство сюжета, какого не встретишь в вышивках иных регионов. Также присутствует смешение стилей и обилие элементов, присущих греческим, римским, персидским, турецким, татарским орнаментам. Это объясняется процветанием торговли и мореплавания на территории юга Украины. Изображение традиционных для южного региона сельскохозяйственных культур в рисунке переплетается с изображением зверей и птиц. Изображение диковинных рыб и морских обитателей, которые впервые наблюдаются в вышивке именно этих областей, также отличает орнаменты южных регионов, и обусловлено активным ведением морского промысла.
Подольские вышивки выделяются среди богатого художественного наследия вышивок всей Украины своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения.
Для подольских сорочек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является мережение «паучками», которым примереживают вставки на рукава, клинцы. Используется и цветная мережка — «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет — черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки, реже — двух- и трехцветные. Орнамент подолян геометрический, густой, очень разнообразный по сложным комбинациям угловатых, то связанных вместе, то самостоятельных фигур. Встречаются иногда полосы вышивок в виде двух рядов, расположенных в шахматном порядке, квадратов со сложным узором внутри. Такие вышивки, главным образом, на рукавах женских рубах. На рушниках расцветка вышивки ярче и рисунок сделан крупнее.
Для Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.
Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхошов (верхоплут), зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью, шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.
Характерной чертой вышивок Карпат и Прикарпатья является отражение в них большого количества отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов. Так, в народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометричен, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость. На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов используются зооморфные, вышиваемые гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученым швом. Вышивальный материал — бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нитки, металлические блестки. Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск. Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в различных техниках исполнения. Цветовая гамма вышивок довольно широкая: красный сочетается с черным (при этом выделяется один цвет — черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.
Свадебные рушники
Итак, наименьшее количество рушников на свадьбу – пять: рушник, на который становятся молодые при венчании, рушники на иконы для невесты и жениха, рушник под каравай и рушник, которым повязывают руки молодой семье.
Свадебный рушник вбирает в себя так много символов, что является очень сильным оберегом. Его нужно изготавливать своими руками. В свадебном рушнике важно все, даже выбор ткани. Она должна быть цельной – если отрез распустить, в идеале в руках останется один непрерывный клубок ниток. Полотно для рушника должно быть цельным и ни в коем случае не должно состоять из двух или более кусков. Орнамент должен быть непрерывным от края до края, это символизирует непрерывность жизненной дороги молодых. Вышивая рушник, нужно гнать от себя все злые мысли и плохое настроение. Нужно следить, чтобы изнанка рушника была аккуратно вышита, иначе и жизнь будет, как неаккуратно вышитый рушник. Говорят так – лицевая сторона для людей, а изнаночная – для Бога.
Рушник под ноги
Сначала вышивают мужскую – правую – сторону. Только когда она полностью закончена, приступают к женской половине. Разумеется, узоры должны быть абсолютно идентичными. Если Вы вышиваете веночки с инициалами, необходимо соблюсти некоторые правила. Выше веночка ничего нельзя располагать, веночек должен «венчать» весь рушник. Веночек должен оставаться открытым – это даёт проход потоку Божьей благодати, символизирует открытый путь, жизненную дорогу, которая только начинается, и должна продолжаться. Инициалы жениха и невесты вышиваются накануне дня свадьбы, в идеале – в последнюю ночь девичества, и это должно быть самое последнее приготовление к предстоящему свадебному обряду. Инициалы невесты вышиваются с учётом её новой фамилии. Это символизирует завершение этапа жизни под опёкой своего отца и переход под опеку мужа. После того, как невеста вышьет инициалы на рушнике, рушник складывают лицом к лицу 1 раз и сворачивают в трубочку. Внимание: свадебный рушник хранят не сложенным, а скрученным – это чтобы «нечисть по кругу ходила, а в дом дорогу не нашла».
К выбору рисунка свадебного рушника также нужно подходить очень ответственно. Сначала – несколько правил и советов по расположению рисунка. Как уже говорилось в 1 части, длина рушника должна быть кратной 7 по отношению к его ширине. Условно весь рушник делится на 3 части, 2 из них зашиваются рисунком, 1 – средняя остаётся нетронутой. Чем больше не зашитого пространства посередине, тем шире и светлее будет жизненная дорога молодых. В идеале, орнамент должен логически составлять 7 полос, каждой из которых отводится своё значение. Ещё один распространённый вариант — это логическое деление на 3 главных элемента.
Первый – это тема памяти предков. Довольно узкий геометрический узор идет от края и «смотрит» вниз.
Второй элемент, самый широкий, называется «жизнь на земле» и символизирует настоящее. Здесь могут перекликаться несколько мотивов, это основной орнамент рушника.
Третий элемент (верхний ряд) обращен вверх. Его название — «дань богам» — намекает на рост молодой семьи. Здесь могут быть две птицы, два дерева, два цветка, две ветки, два веночка. Главное, чтобы узор не смыкался, оставляя между, например, клювами голубков, пустое пространство.
Между мужской и женской сторонами рушника должно быть много чистого пространства, полностью затканное рисунком полотно для свадьбы не годится. Ведь тогда, согласно народным поверьям, молодые люди не оставили себе места на «дорогу жизни».
Это – главный рушник в свадебном обряде. Для свадьбы он не имеет такого значения, его роль становится важной при венчании. Именно именно этот рушник становится главным символом новой семьи, её оберегом и талисманом. Правда, в большинстве случаев этот рушник в органах регистрации бракосочетаний кладут молодожёнам под ноги. Если молодые становятся на рушник ногами – то на нём нельзя вышивать цветочные орнаменты и изображение птиц, что символизирует молодую пару, то есть «затопчут» все, что могло быть хорошего в их жизни. Это ограничение появилось недавно – с тех пор, когда молодые перестали становиться на рушник коленями, а начали становиться ногами. Если же Вы планируете становиться на свадебный рушник коленями, тогда можно вышивать и цветы, и птиц.
Рушник под каравай
Или – «хлеб-соль» (хлебосольный) — самый неограниченный в выборе узора. Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами. Здесь вышиваются колосья, лозы винограда и все, что несёт в себе положительный заряд, всё чего душа пожелает.
Рушник связывать руки
Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками — на радость. Здесь используются элементы мужской символики (дуб, хмель, мак, виноград) и женской (калина, роза, лилия). При составлении орнамента этого рушника важно учесть такой нюанс: поскольку он является «связующим», «соединяющим» (аналог обручальных колец), в нём зашифрован и код той роли, которую будут играть молодые супруги в своей новой семье. Так, если жених – упрямец брутального типа, то вышивать на этом рушнике дуб, которые символизирует мужество и силу – не стоит, этого и так в избытке хватает. Лучше вышить хмель и мак – чтобы «смягчить» будущего супруга, или гирлянду плюща, винограда, чтобы он был более гибким в отношениях и покладистым. В наше время вступая в брак, мы уже всё знаем о здоровье друг друга, это давно стало нормой нашего общества, и мы не покупаем «кота в мешке». Поэтому, если мы понимаем, что зачатие потомство может стать проблемой именно со стороны супруга – надо нашить побольше элементов, которые символизируют семена, колоски, и снова – универсальный символ виноград. Используйте символику в соответствии со своими потребностями.
Золотые правила для рушника
Нельзя украшать рушник мережками — жизнь будет дырявой. Нельзя вышивать свадебные рушники ночью и после захода солнца — в это время суток вышивают только магические вещи. Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон. Рушник — это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок — этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался.
Просмотры: 5 436
Рекомендуемые записи
- Славянская культура: история Древней Руси – Предков Наших Существовавшее на Древней Руси язычество породило всех нас, его роль в русской культуре огромная и…
- Трезвость – основа устойчивого развития В фильме использована работа А.А.Зверева «Трезво о Политике». Рекомендуем с ней ознакомиться.
- Экоцивилизация – единственный путь выжить КРУГЛЫЙ СТОЛ КОМИТЕТА СТА состоялся в Москве 11 октября 2022 года Доклады участников: 1. Орлов…
Пример Родового Древа:
Прочитаем рисунок: это дерево рода невесты, отец и мать живы; у невесты есть старший брат, у матери дедушка и бабушка умерли (ветки справа вниз), оба родителя отца живы, у отца нет братьев и сестер, у невесты есть одна тетя, т. к. у мамы есть старшая сестра. Полотнище свадебного рушника должно быть непрерывным и целым, ведь он символизирует дорогу жизни, поэтому не вставляйте никаких тесемок, кружев в середину рушника, так как разрезанную жизнь как бы ни старался уже не сошьешь. После свадебного торжества рушники скручивают в трубочку и хранятся в семье молодоженов как символ счастливой семейной жизни, для того чтобы нечисть походила по кругу и затем поняла, что делать ей здесь нечего. Все рушники, а особенно «под ноги», используют только один раз. В наследство передают только узор, если молодожены живут очень счастливой семейной жизни, но рушник все равно вышивают новый. Судьбу вы не берете напрокат – значит, и рушник не берите на время.