Чувашская свадьба с традициями для укрепления семьи


Предки нынешних чувашей самыми значимыми событиями в жизни считали рождение, женитьбу и смерть. Обычаи, которые сопровождают эти важные события, называются обрядами перехода. Считается, что при рождении и при уходе из жизни, человек просто совершает некий переход в другой мир. А свадьба – это событие, которое в корне меняет положение человека в обществе и образ его жизни, знаменует переход в иную социальную группу.
Для человека чувашской национальности считается большим грехом и вообще несчастьем умереть, не выйдя замуж или не женившись. Целью жизни каждого человека считалось создание семьи и продолжение рода, воспитание потомства.

Придя в этот мир, каждый человек должен оставить на этой земле свой след, свое продолжение. Продолжение по верованиям чувашей в их детях. По обычаям детей положено не только родить, но и научить всему, что сам умеешь и тому, чему тебя твои родители научили.

Ученые отмечают в чувашской национальной традиции заботу не столько о самом себе, сколько о своей семье, ее благополучии, упрочнении позиций своего рода. Таким образом они считали, что держали ответ перед предками и держали его достойно, если род с поколениями возвышался.

Национальная особенность чувашей в том, что они заботятся не о приготовлении к жизни будущей, а об улучшении позиции своего рода. Ради этого было все.

Таинства чувашского народа

Обряды чувашской свадьбы тесно взаимосвязаны с бытовыми и религиозными легендами. Обычаи бытового характера включают калым и приданое. Религиозные предания позволяют спасти семью от нечистых сил и сглаза, а также привлечь счастье и богатство.

Весь свадебный процесс длится в течение нескольких недель и основывается на прохождении многих шагов от знакомства молодых до заключения брака.

Знакомство молодых

Чтобы найти возлюбленную, жениху нужно было выехать за границы своей родной местности. Это давало уверенность в том, что будущая жена не будет находиться с избранником в родственных отношениях. Жители одного села могли быть друг другу родственниками. А по правилам категорически запрещается жениться на девушке из ближайшего круга.

По этой же причине участие в торжестве принимали многие поселения, где молодежь узнавала друг друга. Встречались случаи и то, что пару жениху выбирали отец и мать. Но они обязательно советовались как с юношей, так и с девушкой перед заключением брака. Если между сторонами наблюдается симпатия, необходимо одаривать подарками. Женщинам преподносят платки, а мужчинам — различные угощения.

Выбор будущей супруги

После того как жених выбрал суженую, он говорит о своем ответе родным. Отец и мать перед свадебным торжеством обязательно убеждаются в том, что в жилье приглашают здоровую и воспитанную женщину. Так как будущая супруга будет хозяйкой в доме, то она должна следить порядок. Навыки девушки тщательно проверялись родственниками. Зрелые женщины ценятся больше, так как они имеют солидное приданое и опыт в ведении хозяйства.

Процесс сватовства

Чаще всего сватовство проводится в весенний период времени. К будущей супруге отправляют сватов. Коллектив включает многочисленных родственников и близких семьи. Но существует отличительная черта — количество сватов всегда нечетное. Жители, которые были выбраны, появляются в жилище девушки с угощениями и питьем. Если выбор делают родители, то на первый прием берется жених. Если женщину мужчина не оценил, то молодой человек может спокойно отказаться от нее. Тогда процесс сватовства начинается заново.

После прибытия в доме невесты родственники жениха заводят обычный разговор с родителями девушки. Это совершается осознанно, так требуют традиции. Если первый визит проходил хорошо, то назначалась вторая встреча с будущими супругами.

Некоторые моменты сватанья

Если сваты обсудили все моменты с родными невесты, то через 2-5 дней с визитом приходила сторона будущей супруги. Такая встреча позволяла закрепить знакомство и заключить договор о калыме и приданом. И та, и другая сторона обменивается угощениями. Невеста в обязательном порядке преподносит подарки родным избранника.

За столом совершаются переговоры о будущем мероприятии. День бракосочетания назначался через 3 или 5 недель. Главным требованием является нечетная неделя проведения праздника.

В приданое включают кухонную утварь, одежду и скотину. Калым состоял не только из денег, но также из продуктов для празднования. Такие обычаи чувашского народа используются до сих пор. Только теперь все определяется в денежных ценностях.

Отдача калыма происходит за несколько дней до мероприятия. Родными невесты ставится на стол хлеб с солью, а родственниками жениха он накрывается мешочком с деньгами. Отец или дед девушки забирает калым, а мешочек с вложенной монеткой отдает обратно. Этот обычай необходим для того, чтобы в доме никогда не заканчивались деньги.

Как проходит сватовство и помолвка

Чувашская свадьба неразрывно связана с выполнением различных бытовых традиций и религиозных обрядов. Согласно существующим традиционным канонам народов

Чувашии, жениху рекомендуется выбирать себе невесту из дальней местности. Это связано с желанием избежать риска заключения брака между дальними родственниками. По этой причине в селениях часто устраиваются праздники, в которых участвуют жители нескольких поселений.

Молодежь на таких совместных праздниках обычно и знакомится, а старшие родственники присматриваются к парням и девушкам в поисках подходящих брачных кандидатур для своих взрослых детей. Бывают отдельные случаи, когда выбор невесты делали родители жениха, но даже в такой ситуации взаимное согласие сторон обязательно.

Если парень и девушка понравились друг другу, в этом случае по национальной традиции будущая невеста преподносит жениху в подарок самостоятельно вышитый платок, а будущий жених угощает ее вкусными гостинцами.

После обмена традиционными знаками внимания, которые свидетельствует о взаимной симпатии молодых людей, жених сообщает своим родителям о своем выборе.


Родители, в свою очередь, расспрашивают знакомых о своей будущей невестке с целью удостовериться, что их сын приведет в дом воспитанную и здоровую девушку, которая сможет родить здоровых детей – продолжателей рода.

Такое пожелание возникает неспроста, ведь у будущей невестки будет большой круг домашних обязанностей, и ей предстоит быть полноправной хозяйкой дома. Существует интересная особенность, что более зрелые невесты пользуются большим «спросом», так как имеют более солидный опыт ведения домашнего хозяйства, да и приданое у них значительно больше. Молодая пара, в которой 20-летний жених берет в жены 30-летнюю невесту – обычное явление в чувашских семьях.

По народной традиции чуваши выбирают для сватовства весеннюю пору, когда после долгой зимы расцветает природа, и у молодежи было время на гуляния и знакомства до начала весенних полевых работ.

Для летних свадеб выбиралось время после окончания весенних работ в поле, а осенние – после сбора урожая. В большие праздничные религиозные праздники свадьбы старались не проводить.


Последующее сватовство проводится следующим образом: группа сватов, состоящая из родственников жениха, отправляется в дом его избранницы. Есть одна особенность – количество сватов обязательно должно быть нечетное. В дом невесты сваты приходили с гостинцами и с крепкими напитками.

Подготовка к торжеству

Многочисленные обычаи чувашской свадьбы отличаются от географического месторасположения народа. На обряд также влияет согласие будущей супруги на ее хищение.

Мероприятие начинает происходить сразу в двух жилищах. Потом жених везет невесту к себе в дом, где уже продолжается празднование.

За 2-4 дня до мероприятия молодая пара обходит всех близких и родных в поселении. Есть еще одна традиция — пивоварение. Первый шаг заключается в чистке банного помещения. После этого невеста проходит повторное омовение, что позволяет очиститься от нечистых сил. После бани молодожены надевают традиционные костюмы, просят благословения у родителей. Затем начинается торжественная церемония.

Знакомство

Знакомство молодых происходит разными путями. Растущие в одной деревне и участвующие в сельскохозяйственных работах бок о бок, юноши и девушки имели возможность постоянно наблюдать друг за другом. Особенно много знакомств происходило на весенних массовых гуляниях. На таких играх девушки, успевшие приглядеть себе парня, а также сосватанные дарили своим избранникам собственноручно сшитые кисеты с положенными туда колобками. У девушек в обыкновении было дарить любимому вышитый носовой платок. Мотивы платка как символа знакомства с любимой сохранились в свадебных песнях: намеки на то, что в сундуке у золовки имеется платок; сват вывесил, мол, с намеком, платок на воротах; пляшущий на свадьбе юноша намекает, что у него нет платка, чтобы вытереть пот.

Гуляя вместе по базару, юноша и девушка знакомились, в таких случаях жених угощал невесту орехами и пряниками.

Начало торжества

Приглашенные гости находятся в доме в ожидании жениха. Родственники занимаются подготовительными мероприятиями. На стол ставятся угощения. После чего близкие люди читают молитву за благополучие молодой семьи.

Одновременно с этим, в другой комнате невеста с подружками примеряет свадебное платье. После того как жених приезжает, он платит отцу девушки деньги в виде символической платы. Дальше мероприятие проходит в доме. Жених занимает то место, куда указывают родители девушки.

Встреча будущего супруга на празднике

Когда проходит веселое застолье с песнями и танцами, вводится новобрачная. Она обязательно находится под свадебным покрывалом. Невеста заводит песню с причитаниями. После этого мужчина забирает ее в свое жилище. Во время поездки домой жених должен провести обряд, который защитит его семью от злых духов. Он заключается в хлестании жены нагайкой около 3-5 раз. Обратная дорога сопровождается музыкой.

Подготовительные мероприятия в доме жениха

Когда гости собираются в жилище будущего супруга, его наряжают в традиционный чувашский костюм. Дальше мужчина выходит во двор, где холостые парни поют песни. Как только первый этап завершен, все снова возвращаются в дом и начинают выпивать. Потом жених отправляется за женой.

В дом к жениху возвращаются только под вечер. Супруга с родственницами жениха остаются на погосте в доме мужчины. Утром совершается следующий обряд — венчание в церкви. После торжественной церемонии приглашенные гости и молодожены возвращаются домой. Там они уже переодеваются в наряд замужней девушки и свадебный пир продолжается.

Торжественное мероприятие в жилище жениха

Обряды после завершения венчания на этом не заканчиваются. Возле околицы отца невесты разбивается яйцо. Муж съедает жидкую субстанцию и запивает молоком. Такая традиция способствует счастью в семейной жизни. После каждого обряда молодые отправляются в брачное ложе. Новобрачных запирают на 2-6 часов в комнате, после чего их выпускает одна из матерей.

По традиции после брачной ночи женщина отправляется за водой. Жена должна принести наполненное ведро, при этом золовка 3 раза мешает ей это совершить. Только на 4 раз допускается занесение воды в дом. После бракосочетания гуляния продолжаются еще несколько дней.

Хăйматлăх (посаженный отец)

Посаженный отец оберегал жениха. Он был доверенным лицом, которому поручалось в целости и сохранности доставить невесту.

Хăйматлăх и хăйматлăх арăмĕ (жена посаженного отца) неотлучно находились с девушкой. Ехали в одной повозке при переезде. Были вместе с ней при выходе и входе в любое помещение.

Во время песен и плясок она раздавала рубахи родителям, старшим и младшим братьям и, приняв их благословение, уезжала вместе с мужем на повозке посаженного отца.

При этом хăйматлăх выносил невесту из дома ее родителей и усаживал в повозку на руках.

В качестве посаженного отца избирался человек из родственников парня или близкий друг его семьи.

Традиции после свадьбы для укрепления семейной жизни

После заключения брака молодожены еще в течение 3 дней не имеют право наводить порядок в доме. Этим занимались родственники, за что супруга откупалась от них подарками. Также мать жениха одаривала семью различными угощениями и презентами. Первый год после свадьбы родственники посещают друг друга. Это позволяет полностью закрепить семейные узы.

Через 7 дней молодожены навещают тестя. Еще через 3-5 дней снова навещают отца невесты, но уже вместе с родителями мужа. Через 6 месяцев тестя посещает 12 родственников. Все гостят 3 суток. За этот период происходит возврат остатка приданного.

Еще одним поверьем является то, что жених не должен плясать на собственном торжестве. Если правилу не придерживаться, то значит, жизнь в браке будет плоха. Отдых допускается только после первого визита жениха к тестю. Но современными молодыми парами допускается исполнение первого свадебного танца прямо на церемонии.

Кĕçĕн кĕрÿ (младший зять, младший дружка)

Персонаж выбирался из молодых неженатых парней и считался одним из главных исполнителей элементов свадебных обрядов.

В его обязанности входило угощать гостей пивом, выполнять поручения, побуждать гостей к выполнению определенных традиций.

Он исполнял танец перед выездом, завлекая всех к веселью. Запевал, после чего начинали петь и плясать остальные. Руководил музыкантами.

Функции кĕçĕн кĕрÿ сохранились. Персонаж является свидетелем.

Кроме младшего дружки, все главные персонажи в обрядах участвовали с женами, которых называли туй пуçĕн арăмĕ (жена головы), мăн кĕрÿ арăмĕ (жена старшего дружки), хăйматлăх амăшĕ (посаженная мать, жена посаженного отца).

Традиционные костюмы чувашского народа

Жених на свадебное мероприятие одевается в расшитую рубашку, кафтан. Все подпоясывает кушаком синего или зеленого цвета. В обязательную атрибутику включают сапоги, перчатки, меховую шапку с монетой на лбу, украшение на шею. В период сватовства невесте дарят вышитый платок. Супруг пришивает его к себе на пояс сзади, а в руках удерживается нагайка. Даже если будет жаркая погода, жениху нельзя ничего снимать из представленной атрибутики.

Невеста облачается в наряд, на котором располагается до 15 кг украшений, 2-3 кг из которых являются серебряными монетами. Их цепляют на головной убор и ленту-накидку. Наряд будущей жены состоит из рубашки, передника, халата или кафтана. По обычаям их тоже украшают вышивкой. Также обычаи подразумевают ношение колец, браслетов, шейных и нагрудных подвесок. С собой будущая супруга берет кошелек и зеркальце. Головной убор невесты украшается бисером, раковинами и монетами. Рисунки на костюме напоминают геометрические фигуры. В каждом из них заключается смысл. Покрывают новобрачную белой плотной тканью с вышивкой.

Чувашская свадьба проходит довольно необычно. Но соблюдая все обычаи и следуя четко всем шагам, семья будет жить счастливо и богато.

Инке салли

К началу данного обряда участники свадьбы разбиваются на две части: мужская свадьба рассаживается за столом, поставленным у двери, а родные со стороны невесты усаживаются за стол в переднем углу у печки. По этому случаю варят суп – салма яшки, основным компонентом его являются три большие салмы, сваренные в молоке из пшеничной муки. Суп готовят девушки. Блюдо имеет и другое название — касмăк яшки, не поддающееся точному переводу.

Молодых ставят рядом спинами к печи или сажают за стол. В обоих случаях накрывают войлоком. Тут начинает плясать в кругу один подросток. В одной он держит небольшие трех рожковые вилы, а в другой платок. За стол сажают старика, известного своим острословием. Мальчик делает круг и подходит к старику. Старик накалывает на конец вил одну салму и учит мальчика говорить непристойные слова. Мальчик подходит к молодой и говорит, несколько переиначивая подсказку старика. Таким образом, подросток три раза подходит к невесте с салмой на вилах и тычет ей в губы. Мальчик после третьего раза черпает ложкой бульон из чашки и плещет на молодых.

Салму подносили молодым для того, чтобы молодые и хлеб, и соль ели вместе, жили в согласии. В свою очередь, обливание супом молодых выражает их совместную еду, в результате которой возникают родственные отношения.

Снятое с помощью деревянных вил покрывало невесты и салма прятались мальчиком в сусеке. Ветка или деревянные вилы и

Мели свой смысл. Спрятанное покрывало невеста должна найти сама, если не найдет, то должна выкупить у спрятавшего его подростка за кольцо. Высвобожденной из-под покрывала невесте подавали кружку пива, чтобы та угощала участников свадьбы, а сноха жениха выбегала в клеть стелить постель молодым. После снятия покрывала невеста считалась замужней.

Поклонение духам дома свекра

Войдя в дом, молодая клала на печку головную повязку в виде вышитого полотенца — сурпан, головное украшение в форме ленты — масмак и семь копеек денег. Сажали ее в угол напротив печи, а жениха отводили в клеть. Смысл расположения невесты и принесению ею подарков раскрывается через семантику печки в обрядовой жизни чувашей. На печке живет хĕртсурт – дух – покровитель дома – очага. От расположения хĕртсурта зависела дальнейшая жизнь. Примет новую женщину в дом – значит, все будет идти нормальным руслом, в противном случае перед семьей возникали большие опасности, вплоть до разорения и развода.

Название

Основная версия происхождения названия связана с древним племенем «сувары», или «сувазы». Оно впервые упоминается в X столетии в воспоминаниях путешественника арабского происхождения ибн-Фадлана. Автор писал о племени, входившем в состав Волжской Булгарии и отказавшемся принимать ислам. Часть исследователей считает, что именно сувары стали прародителями чуваш, ушедшими в верховья Волги, во избежание навязывания чуждой религии.

В летописях это название впервые упоминается лишь в XVI-XVII столетии, в период присоединения Чувашской даруги к Российскому государству после падения Казанского ханства. Одно из наиболее ранних свидетельств — описание горных черемисов (современных марийцев) и чувашей Андреем Курбским, рассказывавшим о походе на Казань в 1552 году. Самоназвание народа — чаваши, которое считается традиционным определением национальности. Похоже по звучанию и наименование народности на других языках: «чуаш» и «чуваж» — у мордвы и татар, «сыуаш» — у казахов и башкир. Некоторые исследователи полагают, что корни названия и народа идут еще от древних шумеров, однако генетики не нашли подтверждения этой теории. Еще одна версия связана с тюркским словом javas, что в переводе означает «мирный, дружественный». Кстати, такие черты характера, наряду с порядочностью, скромностью и честностью, свойственны современным чувашам.

Какими словами описывается жизнь чувашей в старину. Чуваши: история и традиции народа

13 сентября 2016

Чуваши (самоназвание — чăваш, чăвашсем) — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их происхождение, история и своеобразный язык считаются весьма древними.

По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами.


Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги:верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) — на юге, кроме них в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи). В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются. Самоназвание чувашей, по одной из версий, напрямую восходит к этнониму части «булгароязычных» тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров («сувар», «суваз» или «суас»), упомянутое арабскими авторами X века (Ибн-Фадлан), многие исследователи считают тюркской адаптацией булгарского названия «Suvar».

В русских источниках этноним «чуваш» впервые встречается в 1508 году. В XVI веке чуваши вошли в состав России, в начале ХХ века получили автономию: с 1920 года Автономная область, с 1925 года — Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года — Республика Чувашия в составе Российской Федерации. Столица республики — г. Чебоксары.

Где живут и на каком языке говорят чуваши

Основная часть чувашей (814,5 тыс. человек, 67,7% населения края) проживает в Чувашской Республике. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере — с Республикой Марий Эл, на востоке — с Татарстаном, на юге — с Ульяновской областью, на юго-западе — с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ.


За пределами республики значительная часть чувашей компактно проживает вТатарстане (116,3 тыс. человек), Башкортостане (107,5 тыс.), Ульяновской (95 тыс. человек.) и Самарской (84,1 тыс.) областях, в Сибири. Небольшая часть — за пределами Российской Федерации, Чувашский язык относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы. В чувашском языке выделяют верховой («окающий») и низовой («укающий») диалект. На основе последнего сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюркский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 — русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки.

Особенности внешности чувашей

С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности. Судя по материалам исследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей. Причем около 3,5% из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные европеоидные типы как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.

С точки зрения генетики чуваши также являются примером смешанной расы – 18% из них носят славянскую гаплогруппу R1a1, ещё 18% – угро-финскую N, а 12% – западноевропейскую R1b. 6% имеют еврейскую гаплогруппу J, попавшую, вероятнее всего от хазар. Относительное же большинство – 24% – носит гаплогруппу I, характерную для северной Европы.

Девичья честь

Целомудрие девушки у чувашей приравнивалось к благополучию в жизни вообще. Девушки, не соблюдающие общепринятых традиций, осмеивались на глазах.

Существовал ряд обрядов, направленных на указание намеков на девственность или не девственность невесты. Хотя вопрос этот весьма щепетильный, публику необходимо было поставить в известность о том, что произошло в брачную ночь между молодыми. Делалось это через символы и знаки. Не сохранившая до замужества целомудрие девушка у чувашей подвергалась принародному наказанию во время поднесения пива старейшине из лошади невесты. У этого ковша на дне делали дырочку, поэтому подносили, зажав ее пальцами. «Но как скоро гость возьмет стакан в свои руки, то напиток начинает из дырочки течь, тем самым производит в гостях великий смех, а для невесты стыд. Если молодые пили и целовались, то дружка подшучивал: «Но значит, все благополучно, а мы уже думали, не врозь ли вы спали. Чего доброго, люди молодые, глупые, пожалуй, и не догадываются, что надо что-то делать».

Молодая три раза обходила и целовала участников свадьбы. Она подносила мужу стакан вина и кланялась. Муж, если молодая до брака была невинной, подносил тестю на подносе ее ночную рубашку со всеми признаками первой ночи, чем особенно гордились родители молодой. В противном случае муж надевал на шею хомут. В случае благополучной ночи молодой муж выпивал вино и с размаху разбивал стакан об пол в знак разбитой им самим девственности молодой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]