Сватовство: цель обряда
Свадьба – это важное событие в жизни любого человека. А традиционному бракосочетанию предшествует не менее важный обряд сватовства. К сожалению, в современном мире остается так мало места для традиций. Но именно в них отражается душа народа, его ментальность.
В давнее время сватов могли прислать даже незнакомые невесте люди, родители, в свою очередь, могли склонять ее к замужеству, если жених, по их мнению, подходил дочери. Поэтому во время сватовства практически решалась судьба девушки. Сейчас же обряд сватовства носит формальный характер, он проводится либо для знакомства родителей, либо же для обсуждения деталей предстоящей свадьбы. Бывает даже, что от этого вовсе отказываются, особенно если будущие муж и жена сами организовывают свадьбу.
Кто такой зять?
ЗЯТЬ — муж дочери, сестры или золовки.
Интересные материалы:
Что делать если тормозит дота 2? Что делать если триколор показывает не все каналы? Что делать если у соседей постоянно лает собака? Что делать если в блоке питания нет 8 pin? Что делать если в Ексель меняет цифру на дату? Что делать если в галерее не показывает видео на айфоне? Что делать если в гугле нет звука? Что делать если в принтере Зажевало лист? Что делать если в Вайбере только одна галочка? Что делать если в ванной сыро?
Сватовство – исконная традиция славян. Понятия «сваха», «сватья», «сват»
Прежде чем выяснить, кто такие сват и сватья, давайте вспомним, кто такая сваха. Многие уже не помнят, в чем разница между «свахой» и «сватьей». Вот с разъяснения этих понятий и стоит начать.
Сваха (если речь идет о женщине) – это человек, который профессионально занимался устройством брака. Иногда они не только помогали сосватать невесту, но и подбирали кандидатуры.
Сватья – это мать одного из супругов по отношению к матери другого.
А вот значение слова «сват» немного сложнее. Сват – это и «сводня», и родственник одного из супругов по отношению к родственникам другого. Такое обращение родителей молодоженов друг к другу — знак уважения и расположения. Этимологически слово «сваты» и слово «свои» имеют одну основу. А в традиции славянских народов такое обращение является символом слияния двух народов.
Родственные связи в русском народе
Старец Паисий Святогорец однажды сказал: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье». Семья – это первая школа жизни и настоящая школа любви. Чтобы научиться жить в обществе, среди чужих людей, надо, прежде всего, научиться жить среди родных. Чтобы стать верным чадом Вселенской Церкви, надо стать добрым членом малой Церкви – семьи.
Кроме родных отца, матери, братьев и сестёр в семьях есть и другие родственники: бабушки, дедушки, снохи, зятья, их дети. И тут в семье должны царить любовь, доверие и согласие. У наших предков были понятия «малая семья» — это отец, мать и их маленькие дети и «великая семья» — т.е. весь род, все родственники, носящие одну фамилию. И часто под одной крышей жили и уживались представители трёх, четырёх поколений. Например, в некоторых больших семьях в Грузии в общем доме насчитывалось до 25 люлек. Чтобы сохранить мир и согласие в семье, должна чётко соблюдаться иерархия – кто кому подчиняется, кто о ком заботится, кто за что отвечает. Попробуем разобраться в наименованиях родственных связях, немного подзабытых в настоящее время.
Испокон века существует несколько видов родственных связей: кровное родство,сватовство (т.е. родство через брак) и кумовство (духовное родство).
Родство по крови имеет несколько степеней. Между мужем и женой нулевая степень родства, так как они часть не родственники, а единая плоть, нераздельные части друг друга. Первая степень родства – между родителями и детьми, вторая – между братом и сестрой, а также между внуком и бабушкой, третья – между дядей и племянником, и т.д.
Сватовство, т.е. родство через брак — многочисленная линия родственников, включающая в себя свёкра, свекровь, тестя, тёщу, зятя, невестку или сноху, деверя, золовку, шурина, свояка, свояченицу, сватьев или сватов, ятрову, отчима, мачеху, пасынка, падчерицу, детей единокровных, детей единоутробных и, наконец, сводных братьев и сестёр.
Свёкор
Когда девушку выдавали замуж, она попадала в семью мужа и должна была жить с его родителями. Свёкор – это отец мужа. Издавна у свёкра сложилась репутация грозного и деспотичного человека. В народе говорили: «Свёкор гроза, а свекровь выест глаза» или «не жени сына на тёще, не отдавай дочери за свёкра» (т.е не давай им воли). Но всё-таки чаще всего отец мужа был для молодой хозяйки заступником и покровителем, и она называла его «свёкор-батюшка». За столом, когда все ели из одного блюда, свёкор следил, кто как ест и часто говорил застенчивой невестке: «Ешь, не стесняйся». На что она отвечала: «Не волнуйтесь, папаша. Я не достану, так привстану».
Свекровь
Мать мужа – это свекровь. В фольклоре свекровь – настоящая злодейка: «Помнит свекровь свою молодость, а снохе не верит», «Свекровь на печи, что собака на цепи», «От свекрови в семье никому нет промытой воды». Свадебный обычай некоторых губерний предписывал свекрови подойти к невесте на второй день свадьбы, слегка ударить её плёткой и сказать: «Это свекровина гроза!»
Образ лютой свекрови сложился издавна. В семьях бывали нередки забитые, бессловесные невестки, которых всячески обижали деспотичные и властные свёкры (им не смели перечить даже взрослые, женатые сыновья) и лютые свекрови. Несчастные невестки с годами превращались в таких же лютых старух: «Я всех слушалась, а вот пусть-ка теперь передо мной другие попляшут!»
Игумен Георгий (Шестун) в своей книге «православная семья» на вопрос, почему иногда свекровь не признаёт невестку, ответил так: «Чаще всего это происходит, когда нет родительской воли на этот брак, нет благословения, когда не интересовались мнением родителей. Почему мать переживает? Потому что не сын замуж взял, а его женили на себе. Она не может простить мужского унижения собственного сына. Он должен был выбрать, под венец повести».
Свекровь полагается любить и слушаться, как любила свою свекровь Руфь, которая и после смерти своего мужа не захотела расстаться с его матерью, ушла с ней на чужую сторону: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду», — говорила она своей свекрови, — где ты будешь жить, там и я буду жить, Твой Бог будет моим Богом, твой народ – моим народом, И где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду, одна смерть разлучит меня с тобой!» (Руфь. 1-16,17) И Господь наградил такую верность и преданность: Руфь стала праматерью царя Давида, из рода которого произошёл Сам Господь Иисус Христос.
Тесть
Тестем называют отца жены. Про него говорят: «Тесть, как ни вертись, а за зятька поплатись», «Что мне тесть, коли нечего есть», «В копнах не сено, в долгу не деньги, а у тестя не приданое». В старину молодые крайне редко жили в доме родителей невесты. К тестю и тёще приезжали только погостить, поэтому у них и сложился образ гостеприимных, радушных хозяев, которых уважают и в свою очередь тоже ублажают: «Тестевы обычаи уважай», «Зятёк тестюшку ублажает».
Тёща
Мать жены – это тёща. В народе бытует образ тёщи как заботливой «второй матери» для зятя: «У тёщи зятёк – любимый сынок», «У тёщи-света всё для зятя приспето», «Тёщины блины сладки», «У хорошей тёщи зять не будет тощим». На второй день свадьбы молодым полагалось ездить к тёще «на яичницу». А в пятницу на Сырной седмице (Масленице) устраивались «тёщины вечёрки». В этот день тёща, со своими родственниками и подругами приходила в гости к зятю. И блины в этот день пекла её дочь, жена зятя. Зять в любое время был у тёщи желанным гостем: «Тёща зятя в гости завёт: на Петров день – на сыр; на Ильин день – на бараний рог; на Успенье – на морковкино заговенье».
Однако, бывало, над тёщей и подтрунивали: «Зять с тёщею говорит день до вечера, а послушать нечего», «Смолоду меня тёща зятем звала, а взростя дочь – за другого отдала», «Был у тёщи, да рад утёкши».
Зять
Зять – это муж дочери, муж сестры и муж золовки. «Зять да сват у тёщи первые гости», — говаривали в старину. Родители невесты относились к зятю, как к родному сыну: «Одно дитя роженое (дочь), другое суженое (зять)». Но иногда зятем бывали и недовольны: то беден, то незнатен, то прожорлив: «Бедному зятю и тесть не рад», «Ни в сыворотке сметаны, ни в зяте племени», «Думала тёща, пятерым не съесть; а зять-то сел да за присест и съел!», «Сынок – свой горбок; зятёк – покупной щеголёк; тёща хлопочет, тесть кропочет».
Невестка (сноха)
Невестка, или сноха – жена сына. Снохами также приходились друг другу жены братьев. Само слово «сноха» раньше звучало как «сыноха», т.е. замужем за сыном. Сноха была в доме новым человеком, поэтому её называли ещё «невесткой», т.е. «неведомой», неизвестной. При знакомстве она говорила: «Папаша, мамаша, я сноха ваша». К невестке относились очень придирчиво, потому что в будущем именно ей предстояло стать полноправной хозяйкой в доме. «Сношка, сношенька, переступай с ноги на ноженьку» (т.е. шевелись, работай). «Сношенька у свёкра – госпоженька», «Сноху привели, и трубу на крышу поставили!». «Зять по дочке помилеет, а сын по невестке опостылеет». «Первого сына женят отец-мать, а второго – сноха» (т.е. о свекре и свекрови будут судить по её словам).
О снохах и свекровях существует один очень поучительный рассказ из жития преподобного Макария Великого. Однажды во время молитвы преподобный услышал голос, сказавший: «Макарий! Ты не достиг ещё меры святости двух женщин, которые живут в таком-то городе». Старец отыскал этих женщин и спросил у них, какими добродетелями они обладают, что так много значат в очах Господних. «Какие у нас добродетели? – удивились они. – Живём в мирской суете, грехов у нас много, а добрых дел за собой не знаем никаких». Старец, однако, настаивал на своём, и они ему рассказали следующее: «Мы две снохи, жены двух родных братьев; пятнадцать лет живём мы вместе под одной крышей, и за это время ни одна из нас не слышала от другой бранного слова. Мы хотели уйти в монастырь, но мужья нас не отпустили. Тогда мы дали пред Богом обет – до самой смерти избегать пустых мирских разговоров, сидеть больше дома да заниматься делом». Вот за эту незлобивость и любовь Господь и поставил двух простых мирских женщин выше старца-пустынника.
Деверь
Деверем называют брата мужа. «Деверь невестке обычный друг», «Мой деверёк, браток, не твоему деверищу чета».
Ятровь (ятровка)
Ятровь, или ятровка – это жена деверя или жена шурина, а также жена брата (деверю и золовке). Другими словами, ятровка – женщина по отношению к семье мужа, поэтому иногда ятровкой называют сноху.
Золовка
Золовка (золва, золвица) – это сестра мужа. Эту родственницу по-старославянски называли «свесть», т.е. «своя женщина», поэтому и «сестра», и «свекровь», и «свесть» – это однокоренные слова. Поскольку золовка принадлежит к мужниной родне, то она, как и все родственники мужа попадает под стереотип злых людей. «Золовушкины речи репьём стоят», «Золовка зловка».Суббота на Масленице называлась «золовкиными посиделками». В этот день молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Шурин
Шурин, или шурья, швагер – это брат жены. Про него говорили: «Зять любит взять, тесть любит честь, а шурин глаза щурит», «Зять да шурин – кто их судит?», «Шурин по зятю не наследник».
Свояк и свояченица
Свояченица – это сестра жены, а свояк – её муж. Свояками также называются мужчины, женатые на двух сёстрах. О них испокон веков почему-то шла дурная слава: «Два брата на медведя, а два свояка – на кисель» (т.е. ненадежные, слабые люди). «Свояк свояку подарил мёртвую собаку. – Отчего ж она, свояк, не лает? – Оттого, что тебя больно знает». «Как у тёщи зять в гостях – за семь вёрст заезжают; как у свояка свояк в гостях – за семь вёрст объезжают».
Сватья (сваты)
Сват и сватья – это родители молодых, а свойственники – вся родня по мужу или по жене. Про сватов нелицеприятно говорили: «И добрый сват – собаке брат». «Сват не сват, а в горох не лезь», «Знают сватью и в новом платье».
О других родственниках по браку можно сказать в нескольких словах.Отчим – второй муж матери (неродной отец), мачеха – вторая жена отца (неродная мать), единокровные дети – от одного отца, но от разных матерей,единоутробные дети – от одной матери, но от разных отцов, пасынок (пасерб) – сын мужа от его первой жены, или сын жены её первого мужа, падчерица – дочь мужа от первой жены или дочь жены от мужа мужа, сводные братья и сестры – пасынки и падчерицы между собою.
Теперь немного о духовном родстве – кумовстве.
Кум, кума
Кум и кума – это крестные отец и мать, восприемники. В старину их ещё называликмотр и куепетра, божат и божатка, также в некоторых областях крёстную мать до сих пор называют кокой, или коканей. Главной задачей крестных родителей было приобщить крестника к основам веры, поэтому родством с кумовьями очень дорожили: «Кума да кум наставят на ум», «Добрая кума прибавит ума», «Кум дарит крест, а кума ризки». Кума и куму полагалось в любое время встречать радушно и щедро угощать, и некоторые этим злоупотребляли, поэтому и родились поговорки: «Кумушка кума, окрести моё дитя, да не знай мово двора», «В кумовьях не быть – и пиво не пить», «Не спеши, куманёк, не вздут огонёк». Между кровными родителями ребёнка и его крестными брачные узы были невозможны, поэтому говорили: «При куме не жить, а без кума не быть». Иногда над любопытными кумушками подтрунивали: «Кому до чего, а куме до всего», «Кумушкины слёзки на базаре дёшевы».
Если не состоящие ни в каком родстве мужчины обменивались нательными крестами, то становились крестовыми братьями. Обмен крестами ещё называют братанием, а тех, кто обменялся – побратимами. Также и женщины, обменявшиеся нательными крестами – это крестовые сёстры (побратимки, сестёрны).
Существует ещё несколько интересных обозначений неродственных связей:
Соломенный вдова (вдовец) – женщина или мужчина, живущие длительное время отдельно от супруга по причине, зависящей от другой стороны.
Дядька или мамка – человек (мужчина или женщина), приставленный для ухода и надзора за ребёнком, или тот, кто его нянчит.
Кунак – лицо, связанное с кем-либо обязательством взаимного гостеприимства, дружбы и защиты; друг, приятель.
Названый брат, названая сестра – человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.
Сородич – уроженец той же земли, связанный с кем-либо исторически или культурно.
Земляк (земеля, зёма) – уроженец одной с кем-либо местности.
Загадки о родственных связях:
1) Шёл муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем: много ль всех? (Ответ: трое).
2) Шуринов племянник как зятю родня? (Ответ: сын)
Татьяна Владимировна Грудкина, кандидат филологических наук, директор православной школы имени свт. Тихона Задонского
https://shuya-eparhia.ru/2015/04/02/post_16842/
Подготовка к сватовству
Когда родители жениха узнавали, что их сын собирался жениться, они старались как можно больше разузнать о его избраннице. Во время наведения справок интересовались не только репутацией самой девушки, но и ее родни. Узнавали о материальном положении семьи. Издавна считалось, что невеста берется не для отдельного парня, а для всего рода. А это значит, что она должна стать достойным членом семьи. После этого засылались сваты – это своего рода посредники между двумя семьями. Семья девушки, в свою очередь, готовила приданое — имущество, с которым молодая жена перейдет в дом супруга. Это могло быть постельное белье, рубашки, бытовые вещи, украшения. Оно копилось с рождения девочки и являлось ее собственностью даже после вступления в брак. Если речь шла о купеческих семьях, то в приданое входили и деньги. У дворян к девице зачастую прилагалась и недвижимость.
Еще одно необычное значение
Большинство словарей трактует слово «сваха» только с точки зрения определения степени родства и сводничества. Но существует еще одно значение, которое хорошо известно всем любителям удивительной культуры Востока.
В буддизме и индуизме это слово имеет междометийный характер и, как правило, произносится в конце мантры, молитвы или обращения к какому-либо божеству. Вероятно, здесь можно проследить связь с древним санскритским словом «сва», обозначающим небо в сакральном смысле. Дословно перевести это слово на русский невозможно, но его примерный смысл ясен: в буддизме и индуизме сваха – это обращение к божеству, приглашение его к диалогу, просьба принять дар (жертвоприношение), а также завершающее молитву благостное восклицание «Благослови!», «Во благо!», «Дай благо!»
Как видим, привычное слово имеет еще одно необычное толкование.
Кто выступал в роли сватов
Миссия сватов была почетной и очень важной. Сваты – это те люди, которые вели переговоры. Делать это нужно было деликатно. Прямой речи избегали, все высказывания были в виде аллегорий. Родители невесты могли быть против брака. В таком случае сватам необходимо было привести веские аргументы в пользу жениха, но не уговаривать — это считалось дурной приметой.
В древности засылали старейшин – мудрых и уважаемых людей. В некоторых местностях сватали священники. Но зачастую в делегацию входили родители жениха, крестный отец, профессиональные сваха или сват (в России чаше сватали мужчины, а в Украине и Беларуси эту роль выполняли женщины), могли участвовать и другие родственники. Все участники шествия должны были быть семейными людьми. А их брак — крепким и счастливым.
Происхождение названий родственников
Интересным является происхождение названий семейных «званий», которые, возможно, также помогут вам запомнить, как называются родственники. Большинство названий произошло от индоевропейских и древнеиндийских форм, перевод которых непосредственно намекает на статус человека и родство после свадьбы:
- Муж – по индоевропейской трактовке происходит от словосочетания «взрослый мужчина».
- Жена – «способная рожать», т.к. женщину раньше рассматривали как источник появления на свет новой жизни.
- Свекр – «начало рода», а свекровь – производное от него.
- Тесть – от словосочетания «производить на свет», т.е. «родитель жены», а теща – производное от него.
- Свояк, свояченица – от слова «свой».
Согласно народной этимологии есть свои трактовки названий близких родственников:
- Невестка – «невесть кто», т.к. в древние времена, чтобы не было кровосмешения, невесту искали в далеких селах, из-за чего девушку практически никто не знал.
- Сноха – следующий статус невестки, обозначающий то, что она на сносях. Другая трактовка – это «сынова жена».
- Зять – от слова «знать», т.к. после свадьбы он становится человеком знакомым и значимым. Другая трактовка – от слова «взять», т.е. тот, кто берет невесту под венец.
- Тесть и теща – «утешать», т.к. после свадьбы родители редко видят дочь, а в новом доме не всегда ей живется сладко, поэтому мать с отцом и утешают новоиспеченную жену во время своих коротких встреч.
- Свекр и свекровь – «всех кровь», т.к. свекр объединяет всех родственников по крови. Другая трактовка – «свой кров», т.к. невесту после свадьбы приводили на новое место жительства – в дом свекра.
- Деверь – «доверять», т.к. брат мужа считался доверенным лицом во многих вопросах и помощником в решении жизненных проблем.
- Золовка – от слова «зло», т.к. обычно сестра жениха недолюбливала его жену, которая, по ее мнению, всегда все делала неправильно.
Приметы, сопровождающие обряд сватовства
Теперь вы знаете, кто такие сваты. Известно очень много примет, связанных со сватовством, вот некоторые из них:
- самым удачным днем считали четверг. А в среду и пятницу свататься было не принято. Причина в том, что эти дни постные (в среду Иуда продал Христа, а в пятницу произошло распятие). Если смотреть рационально, то в эти дни попросту нечем угостить пришедших. Да и этическая сторона имела огромное значение для наших предков;
- сватать ходили вечером. Для того чтобы избежать сглаза. Есть и более рациональное объяснение: если сваты это хотят сохранить в тайне, например, в случае отказа — вечером меньше людей, следовательно, меньшая вероятность быть замеченными;
- перед тем как выйти из дома, сваха кладет руки на печь. Такое действие должно было гарантировать благополучный исход сватовства;
- по дороге к дому невесты сватам было запрещено разговаривать;
- единственным встречным, который приносил удачу, считалась девица, несущая чистую воду;
- нужно было закрыть двери на засов, как только в дом заходили сваты. Это делали для того, чтобы избежать непрошенных гостей;
- зайдя в дом, сват или отец жениха трижды стучал левым каблуком по порогу. При этом говорились слова: «Они молчат (говорилось о предках – хранителях рода), и вы молчите, слова против не говорите»;
- шапки сваты не снимали до тех пор, пока их не пригласят за стол;
- один из сватов должен был ухитриться стащить ложку у родителей невесты. Это обеспечивало будущему мужу главенство в семье. А жена должна была быть верной и послушной. Через три месяца после бракосочетания ложку нужно было тайно вернуть назад;
- если девушку сватают впервые, советовалось замести следы, приговаривая: «По твоему следу пойдут ко мне сто женихов»;
- свататься можно только до конца апреля. Сватовство и свадьба в мае плохая примета. Это сулит молодоженам семейную жизнь, наполненную скандалами;
- если родители невесты и сваты пришли к согласию, то после ухода гостей мать молодой связывала кочергу и ухват.
Свахи в наши дни
Долгое время сводницы делали свое дело исключительно ради удовольствия, а сегодня этот вид деятельности поставлен и на коммерческую основу. В наши дни сваха – это не обязательно скучающая женщина средних лет. Нередко это настоящий спец своего дела, разбирающийся во всех нюансах.
Современный мир, развивающийся огромными шагами и задающий довольно скоростной темп, многих молодых людей просто лишает возможности заниматься собственной личной жизнью. А ведь даже сайты знакомств требуют определенного времени и сил, да и определенные риски есть. Вот тут-то и может прийти на помощь опытная сваха. Знакомства, подбор наилучших кандидатов, составление прогнозов совместимости, консультации и всяческая поддержка – это далеко не полный перечень услуг современных агентств. Любой желающий может обратиться к профессионалу и рассчитывать на результат.
Конечно, никакая самая опытная контора 100% гарантии не даст. Решивший обратиться к профессионалам клиент должен помнить о том, что нельзя исключать человеческий фактор.
Обряд сватовства
Узнав, кто такие сваты, приступим к рассмотрению самого обряда сватовства. Обычно сватов посылали несколько раз. При первой встрече принято было отвечать отказом, даже если семья невесты была согласна на брак. Считалось плохим тоном отдавать девицу с первого раза. Кроме того, отсрочка давала возможность подробнее узнать о родне жениха, если до этого семьи не были знакомы. Также считали, что после первого жениха можно ожидать следующего, более выгодного. Первое сватовство было формальным. В нём могли не принимать участие родители жениха.
Когда встречали сватов во второй раз, принято было накрывать богатый стол. В доме зажигались свечи, возле икон ставились лампадки. Обязательно присутствовали родители жениха, а иногда и он сам. Если при сватовстве присутствовала невеста, то ее сажали отдельно от предполагаемого мужа. Переговоры велись с отцом девицы. Мнение девушки не спрашивали. Считалось, что такие вопросы должны решать умудренные жизненным опытом родители. Бывало и по-другому, это зависело от уклада отдельной семьи.
Если сваты получали положительный ответ, сразу начиналась подготовка к свадьбе. Выбиралась дата бракосочетания. Семьи обсуждали, какой вклад каждая сторона сделает в организацию долгожданного события. Решали вопрос о выкупе. Это могла быть одежда, ценная вещь или деньги. В этой ситуации принято было торговаться. Когда все было решено, родственники невесты зажигали свечу и вместе с представителями молодого проводили богослужение. Так скреплялась договоренность о союзе.
Для жениха: как зовут родственников после свадьбы?
Члены семьи невесты после свадьбы становятся родственниками жениха. Названия матери и отца новобрачной многие парни знают еще до торжества. А вот как называют родственников следующего ранга, обычно они слышат впервые.
Кто? | Кем приходится? | |
На русском | На белорусском | |
Мама супруги | Теща | Цешча |
Папа супруги | Тесть | Цесць |
Сестра супруги | Свояченица | Сваячанiца |
Брат супруги | Шурин | Шурын |
Жена брата супруги | Невестка | Братава |
Муж сестры супруги | Свояк | Сваяк |
Интересно, что в прошедшие времена, если у жениха или невесты не было отца и матери, то их заменяли посаженные родители. Сейчас такая свадебная традиция ушла в прошлое!
В словаре Фасмера Макса
род. п. -а, укр., блр. сват, др.-русск. сватъ, болг. сват, сербохорв. сва̏т, словен. svȃt, чеш., слвц. svat, польск., в.-луж. swat, полаб. swat. Наряду с этим – праслав. *svātī в русск. сва́тья, болг. сва́тя, сербохорв. сва̏ħа, аналогично го́стья : гость. Это слово связано с местоим. основой *svo-, *sve-. Ср. лит. svẽčias, svẽtis «гость» (собственно «чужак, сам по себе»), греч. ἔτης, эл. έτης м. «родич, друг», ἕταρος, позднее ἕταιρος, «товарищ, спутник», гот. swēs «собственный», др.-инд. svás «свой», русск. свой (см.) и др. Ср. свой челове́к, своя́к; см. Сольмсен, KZ 35, 483; Unters. gr. Lautl. 206 и сл.; Френкель, IF 50, 17; Мейе, Ét. 302; Мейе–Эрну 1115; Шпехт, KZ 68, 46; Шрадер, IF 17, 23; В. Шульце, KZ 40, 417; Брюкнер, «Slavia», 5, стр. 435. Принимая во внимание др.-чеш. svatvie «connubiatriх», stará svatví «pronuba», Махек (ZfslPh 18, 320 и сл.) принимает исходную основу на -u. Его сравнение с авест. χvaētu- «принадлежащий к семье, родне» затруднительно фонетически. Лит. svõtas «сват» заимств. из слав., как и лтш. svāts; см. М.–Э. 3, 1145; Брюкнер, FW 186 (вопреки Торпу (543), это не исконное родство). Ср. также посети́ть.
У вас товар…
Невеста перед сватами — само смирение. Хранила молчание, трижды меняя наряд. Поила чаем, ходила павой. Умница и красавица в идеале должна быть еще и мастерицей. Проявить свои таланты перед сватами — хороший тон. На испытаниях будущей супруге предстояло поразить гостей.
К примеру, кружевницы считались невестами перспективными, демонстрировали ловкость рук, перебрасывая коклюшки. А мастерицы, которые делали филимоновскую игрушку или дымку, слыли невестами богатыми. Начинали девочки лепить глиняные фигурки лет с семи, а деньги от их продажи на приданое шли. В общем, «выбирай невесту не в хороводе, а в огороде» или за рукоделием.
Обсуждали девушку, даже если хорошо знали, из вежливости — за порогом. Отправлялись на совещание в сени или на крыльцо. Будущая теща подносила жениху стакан с напитком. Коли выпьет — свадьбе быть, а если только пригубит — даже надеяться не стоит. Лишь сваты за порог, женщины со стороны невесты старались связать ухваты и кочережки вместе — притянуть удачу в деле.
Константин Маковский. Под венец. 1890Николай Пимоменко. Засватали. 1896Павел Федотов. Сватовство майора. 1848
Кого берут сватьей и сватом на свадьбу и чего от них ждут?
Сваты на свадьбе
Раньше сватами назначались почетные гости на свадьбе. Чаще всего это состоявшиеся мужчины (старшие братья и дядья, которые находятся в счастливом браке, не моложе сорока лет). По традиции счастливая семейная жизнь сватов должна передаться и молодоженам. Однозначного ответа на на вопрос о том, сколько должно быть сватов на свадьбе, не существует. Сохранилась традиция, согласно которой со стороны жениха для этой роли выбирается мужчина, а также женщина – со стороны невесты. Конечно, если получится, то жениху можно найти сватью и наоборот. Иногда роль сватов достается даже родителям молодоженов.
Действия сватов могут быть разными, но в целом именно эти люди организуют праздник. При этом неважно, приглашен на торжество тамада или нет. Он выполняет свою функцию, а сваты – свою. По традиции они:
- наряжаются в русские народные костюмы;
- следят за порядком и поведением гостей;
- знакомят между собой гостей жениха и невесты;
- наполняют бокалы гостей;
- разрезают каравай;
- произносят тосты;
- выкупают невесту;
- подают подарки молодоженам на церемонии их вручения гостями.
Если вы приглашены на свадьбу в качестве свата или сватьи, то должны серьезно подойди к организации и понимать, что от ваших действий зависит настроение гостей и молодоженов
Обязанности свата со стороны жениха на свадьбе
Участие сватов в выкупе невесты
Сват участвует в выкупе невесты. Он вместе со свитой жениха подъезжает к ее дому.
- У подъезда или калитки долгожданных гостей встречают подружки и сваты невесты, не позволяя войти.
- Сват должен помочь жениху пройти через все препятствия и попасть к любимой. Можно заранее подготовить сценарий выкупа и по нему организовать праздник.
- Когда жених со свитой наконец попадает к невесте, сват, обращаясь к ее родителям, произносит следующие слова: «У вас товар, у нас купец».
- Роль свахи на свадьбе со стороны жениха в этот момент – рассказ о достоинствах жениха.
Сейчас этот обряд проводится в день свадьбы, а раньше проводился за неделю-две, а то и за месяц до торжества. Благодаря ему родители и родственники будущих супругов знакомились за накрытым столом.
В это же время присутствующие договаривались о приданом и организации свадьбы. При сватовстве был забавный обычай: чтобы свадьба состоялась, сваты жениха должны были украсть какую-либо вещь из дома невесты. В настоящее время к этой церемонии несложно подготовиться: можно заранее приобрести, например, колечко, спрятать его и позволить «выкрасть» для невесты.
Золотое кольцо с фианитами, Калина Золотая (цена по ссылке)
Можно ли сватам пить алкогольные напитки
Пить горячительные напитки сватам со стороны жениха не просто можно, но и должно. Отказаться от подношения хозяев, значит высказать недоверие и неуважение к принимающей стороне. Поэтому при выборе сватов жениху стоит учесть немаловажный пункт. Главное в этом деле — без фанатизма, все должно быть в меру. Возможно, стоит заранее оговорить с родителями невесты напитки, которые должны быть на столе. Многие предпочитают слабоалкогольные напитки крепким. Возможен вариант показной «чарки», выпитой для виду, потому что обсуждать организацию свадебного торжества лучше на трезвую голову, все-таки цель мероприятия — не празднование.